Если вы серьезно погрузились в тему трех обезьян, для вас, несомненно, знаком сайт three-monkeys.info.
Это, безусловно, лучший на сегодняшний момент сайт о трех обезьянах. Его автор — голландец Эмиль Шуттенхельм (Emil Schuttenhelm), проживающий в Швейцарии, в Тайнгене (кантон Шаффхаузен). Он начал коллекционировать фигурки и иные изображения трех обезьян в далеком 1975 г.
Но, в отличие от множества других коллекционеров, Эмиль не ограничился собирательством. Его исследования и привели к созданию многоязычного сайта, где собрана и отсортирована, практически, любая информация о символике трех обезьян. И кроме того, сайт three-monkeys.info послужил местом общения заинтересованных людей по всему свету. А Эмиль Шуттенхельм перешел на новый уровень коллекционирования: он, по сути, коллекционирует коллекционеров трех обезьян.
Так почему мы вспомнили сейчас об этом сайте?
Сайт three-monkeys.info был признан Национальной голландской библиотекой (Koninklijke Bibliotheek) национальным цифровым наследием Нидерландов, то есть содержащим показательный образ голландской культуры, истории или общества. В соответствии с решениями ЮНЕСКО, цифровое наследие, которое может быть безвозвратно утеряно, должно быть сохранено для будущих поколений, в том числе для ученых будущего.
Национальная голландская библиотека взялась за сбор, описание и сохранение интернет-публикаций. Сайт three-monkeys.info будет архивироваться и его копия будет сохранена для потомков.
Можно поздравить Эмиля с таким признанием его многолетних трудов.
Нам же здесь интересно, что три обезьяны, фактически, признаны частью голландской культуры, ее нематериальным наследием.
※
Мы уже встречали трех обезьян (или людей в позах трех обезьян) на обложках музыкальных дисков. Все эти изображения можно отнести либо к притягательным, либо к занимательными. Но нам попалась обложка, которую можно назвать пугающей.
Французский музыкальный лейбл Trianon в серии «Классика для вас» (Classiques Pour Vous) выпустил виниловую пластинку «Музыка для мудрых детей» (Musique Pour Les Enfants Sages).
Ничуть не выдающийся альбом. Первая сторона открывается «Маленькой ночной серенадой» Моцарта и дополняется сочинением французского композитора Франсуа Адриена Буальдьё. На второй стороне — «Симфония игрушек» Гайдна (на самом деле не его, но здесь это не важно), «Детские сцены» Шумана и песня о чистом роднике без указания авторства.
Не сохранилось даже года выпуска диска. Можно только сказать, что пластинки в похожем оформлении «Трианон» выпускал в 1960-х — 70-х гг.
В качестве оформления конверта использована фотография трех старых потертых кукол, закрывающих руками глаза, уши и рот. На самом деле это коллаж, выполненный, как можно предположить, в технике многократной экспозиции. Это одна и та же кукла, повторенная оформителем трижды.
Темные тона и почти человеческие лица создают какую-то жуткую атмосферу. Мы не стали бы рекомендовать подобные диски детям.
А почему куклы приняли обезьяньи позы? Возможно, из-за названия альбома. Les Enfants Sages «мудрые дети», вероятно, напомнили оформителю традиционное для французского языка название трех обезьян — Les singes de la sagesse (дословно «обезьяны мудрости»). Вместо детей-анфан были взяты куклы с детскими лицами, а как мудрецов их заставили изображать обезьян.
※
Бывают фильмы, для которых сложно однозначно определить жанр. Встречаются весьма экзотичные сочетания. Так в 2001 г. автор сценария и режиссер Брайан Хелгеленд выдал на гора новый фильм о средневековье и рыцарях — «История рыцаря» (A Knight's Tale), хотя по своей сути это фильм о спорте. Только спорт тоже средневековый — рыцарский турнир.
Сюжет достаточно прост: юноша-оруженосец Уильям из простолюдинов (в исполнении Хита Леджера) присваивает себе вымышленный титул и громкое дворянское имя — Ульрих фон Лихтенштайн и, участвуя в турнире, пробирается вверх по турнирной таблице, а заодно находит любовь, друзей и знатного покровителя.
Фильм изобилует красивыми сценами конных состязаний с разбиванием в щепки турнирного копья о доспехи противника (говорят, для этого бутафорские копья заранее наполнялись щепками и сухими макаронами). При этом средневековое зрелище наполнено нарочитыми анахронизмами с современными прическами, фанатами-болельщиками и спортивными кричалками, конферансье, заводящим публику, композицией «We Will Rock You» для разогрева перед боем и современными танцами при дворе.
Фильм нельзя назвать шедевром, но он неплохо смотрится и нормально встречен зрителями. Коммерчески он тоже был вполне успешным.
Почему мы его вспомнили? Из-за одного кадра, часто входящего в фотоподборку, посвященную фильму.
Два друга нашего псевдорыцаря — Роланд и Уэтт, а с ними в добавок девушка-кузнец Кейт сопровождали Ульриха фон Лихтенштайна на состязаниях, сопереживая его успехам и промахам. На фото эта троица как бы невзначай приняла позы трех обезьян.
Возможно, это только дурачество на съемочной площадке или не вошедший в итоговый фильм дубль, а может быть, мы невнимательно смотрели фильм, но такой фрагмент нам не бросился в глаза. Но это не так важно. Главное, что если трех персонажей заставить подражать обезьянам, зрителям будет интересно.
※
Мы уже встречались с резными панно, изображающими трех обезьян (одно из них хранится в Омске) и знаем, что восходят они к единственному оригиналу, приписываемому резцу легендарного скульптора Хидари (Левши) Дзингоро, знаменитым трем обезьянам из Никко.
Но в этот раз нам попалась более «богатая» композиция, чем в Омске или в самом Никко.
В апреле 2012 г. на аукционе Leland Little в американском штате Северная Каролина было выставлено резное деревянное панно размерами приблизительно 151×51 см с золочеными фигурами в лакированной раме с бронзовыми медальонами. Аукционисты уверенно называли предмет японским и относили примерно к 1840 г. (то есть к концу периода Токугава).
Давайте присмотримся к резьбе и сравним ее с источником. То, что автор обезьян из Никко решал просто, на северокаролинском панно усложнено и приукрашено. Так и хочется назвать его более «барочным», если это применимо к восточному искусству. Причудливые ветви, добавленные листья, пион, пустивший побег, взявшиеся откуда-то облака — все усложняет композицию. Даже сами обезьяны получили пышные волнистые «бакенбарды», действительно характерные для японских макак.
Очень любопытно увидеть обычно скрытую от зрителя обратную сторону панно. Можно заметить, что рельеф не цельный из деревянного массива, а набран из отдельных элементов, а его устройство и иллюзия объема напоминают кулисы театральных декораций, создающие несколько планов сцены.
Металлические медальоны на раме — не просто украшение. На них выгравированы стилизованные три листа аои — мальвы в круге. Это мон (герб) клана Токугава, того самого, в честь которого назван период истории, к которому относят панно. Из этого клана назначались фактические правители страны — сёгуны. А основал сёгунскую династию Токугава Иэясу (徳川 家康 1543—1616 гг.). Оригинальное панно с тремя обезьнами находится в святилище Тосёгу, посвященном как раз-таки Иэясу Токугаве и служащем его мавзолеем.
То есть можно предположить, что северокаролинская копия — не просто забавная анималистическая сцена, а память о могущественном и божественном сёгуне.
P.S. Лот был продан за $3250
※
В городе Бери (Bury) на западе Англии небольшая семейная фирма нашла свою бизнес-нишу. Она производит освежители воздуха и называется AirPure, а лозунг у этой компании «Decorate the Air» (что-то вроде «украсьте воздух»)
В ассортименте продукции значительное место занимают автомобильные ароматизаторы воздуха (в простонародье «вонючки»). Как не трудно догадаться, зная нашу тематику, компания AirPure выпустила автоосвежители в виде трех обезьянок.
В отличие от более дешевых плоских «вонючек», болтающихся на зеркале заднего вида, английские обезьянки выполнены в виде объемных фигурок, способных оживить интерьер и могут не только подвешиваться, но и крепиться на присоске или клипсе.
Любопытен выбор ароматов. Вишневая обезьянка «Не вижу» пахнет вишней, оранжевая «Не слышу» — как новая машина, а аромат голубой «Не говорю» называют «островным бризом».
Очевидно, сами по себе три обезьяны, практически, не связаны с ароматами. Производитель не использовал даже сам собой напрашивающийся слоган «Smell no evil» («Не нюхай зла»). Форма ароматизаторов выбрана с единственной целью — быть внешне привлекательными для покупателей. И этот случай мы считаем довольно показательным: три обезьяны могут сделать продукт коммерчески более выгодным.
А чтобы показать не случайность примера, просто приведем фото товаров-конкурентов (масштабы не соблюдены):
※