С распространением сотовой связи начинают забываться платные телефонные аппараты общего пользования (таксофоны). А когда-то телефонные будки были заметной частью любого городского пейзажа. Оплата разговора в разных таксофонах могла осуществляться монетами или специальными жетонами, но мы сейчас поговорим о телефонных картах.
Приобретя заранее по сути дебетовую карточку, пользователь телефонной сети мог совершить один или несколько звонков, сумма которых «списывалась» с карты. А чтобы карточки активнее приобретались и лучше узнавались, их лицевая сторона украшалась привлекательными изображениями.
Внешняя привлекательность и разнообразие телефонных карт породили отдельный вид коллекционирования, по-русски иногда именуемый «телефонкартия», но в мире более известный как fusilately.
Собиратели телефонных карт знают, что символика трех обезьян очень часто используется в оформлении. И, в первую очередь, это относится к картам из Японии.
Японские карты предназначены для таксофонов крупнейшей телекоммуникационной компании страны — Nippon Telegraph and Telephone (NTT). В нарядной четырехцветной карте (фоновый цвет — золото) воспроизведено резное панно с тремя обезьянами в святилище Тосёгу в Никко.
Тем, кто не разделял моральных принципов трех обезьян и ратовал за свободу информации, предназначались «обезьяны наоборот» — «вижу-слышу-говорю».
Обезьянки могли изображаться и довольно абстрактно.
Но Японей, для которой символика трех обезьян привычна, дело не ограничивается. Перенесемся в Данию. Оператор TeleDanmark (TDC) изображает на своей карточке трех меднолитых обезьянок наоборот и спрашивает: «Почему я никак с тобой не свяжусь?»
Завершающий пример нашей подборки — из Швейцарии. Здесь интересна подпись: «Наши сотрудники — эксперты... в области секретности», то есть эти три личности в галстуках, очевидно, имеют доступ к вашим телефонным разговорам, но обещают хранить тайну.
Осталось заметить, что все представленные образцы — из коллекции Эмиля Шуттенхельма и вы, если успеете, можете стать их владельцем, перейдя в раздел продажи на его сайте и далее по ссылкам.
※
Однажды вдруг подумалось, что у нас на сайте представлены все три составляющих лозунга западного поколения бунтарей 1970-х: есть секс, наркотики и рок-н-ролл. И тут же захотелось найти отечественные аналоги этой троицы. Судя по популярному анекдоту, советского мужчину среднего возраста дожны интересовать кино, вино и домино. Ну что же, фильмов у нас в избытке, алкогольные напитки тоже встречаются. А что у нас с домино?
Идем на международный аукцион eBay и целенаправленно ищем домино с тремя обезьянами. Американские продавцы обнадеживают: такое действительно бывает, а немецкие раскрывают богатый ассортимент.
О происхождении собственно игры ходит много легенд, домнно выводят и с Запада, и с Востока, но название у игры явно западное, католическое: в латыни это форма слова Dominus — «Господь».
В наиболее распространенной версии в наборе 28 костяшек от 0×0 до 6×6, но есть наборы как с меньшим, так и с большим количеством фишек, например, до 9×9.
На немецком eBay продаются старые наборы как 6×6, так и 9×9, как в аккуратных буковых футлярах со сдвижной крышкой, так и в простых картонных коробках.
Причем костяшки во всех случаях и во всех наборах стандартны, размечены до 9×9. а очки обозначены закрашиванием соответствующего числа ячеек белой краской.
На картонной коробке неприметно внизу на английском языке обозначено место происхождения: Made in Western-Germany («сделано в Западной Германии»), что указывает, что игры предназначались на экспорт. Это объясняет, как немецкие наборы домино оказались у американских продавцов.
Можно добавить, что обезьянки на обратной стороне костяшек выполнены грубо, а сами наборы — явно крупносерийная и дешевая продукция.
Три обезьяны — не единственное изображение, украшающее подобные костяшки. Не менее распространены, к примеру, домино с аллигаторами. Нам здесь интересен выбор неизвестного немецкого дизайнера, посчитавшего, что три обезьяны сделают продукт оригинальнее, узнаваемее и, следовательно продаваемее. А еще отметим, что трех обезьян можно найти в произвольно выбранной и при том достаточно узкой теме. Просто ткнуть пальцем в слово «домино»и найти в нем обезьян!
※
Иногда кажется, что компании, связанные тем или иным образом с символикой трех обезьян можно найти в любой отрасли. Где-то (например, в ресторанном бизнесе или у производителей алкоголя) обезьяны более популярны, а где-то реже, но все равно встречаются.
Ну возьмем, допустим, медиабизнес, создание фильмов. Пожалуйста, английская компания Three Wise Monkeys Productions («производство трех мудрых обезьян») дает нам замечательный пример. Три основателя, видимо, не долго выбирали название, сравнив себя с тремя обезьянами.
На логотипе компании обезьяньи силуэты играют роли оператора с кинокамерой (вижу), режиссера с мегафоном (говорю) и микрофонного оператора, соответственно, с микрофоном (слышу). Перед нами и аллюзия на классическую композицию с тремя обезьянами (вернее, с обезьянами наоборот), и сцена съемок. И, конечно же, зритель узнаёт в логотипе картинку из школьного учебника о происхождении человека с несколькими последовательными фазами антропогенеза, причем в кино, судя по всему, прогресс идет в обратную сторону: наиболее «человечен» оператор микрофона, а вот кинооператор совсем превратился в животное.
Смелая самоирония немного смягчается только тем, что обезьяны все-таки «мудрые». И это действительно профессионалы своего дела.
Название компании, видимо, достаточно уникально для своей отрасли, но вот мудрые обезьяны на логотипе встречаются, явно, не первый раз. Вспомним заокеанских коллег со студии святой Клары.
※
Международный аукцион eBay — нескончаемый источник неожиданностей. На этот раз у продавца (похоже, профессионального торговца антиквариатом) из Великобритании появился необычный лот.
Нет, в пепельницах с тремя обезьянами нет ничего выдающегося. Их изготавливали (и изготавливают) в разных уголках земли из разных материалов с разным художественным уровнем.
Судя по фотографиям, пепельница выполнена кустарно и довольно грубо, видимо, литьем из алюминиевого сплава. Технология литья из алюминия довольно проста и доступна как на крупном производстве, так и в маленьких мастерских. Алюминий — материал стратегический, используемый в авиации. Его массовое применение в промышленности пришлось на время Второй мировой войны, после войны он стал широко доступен и в быту. Именно к околовоенному периоду (1940—50-е гг.) продавец предположительно и относит свой товар.
Необычной эту вещь делает скрытая, оборотная сторона. На обороте в столь же грубой манере изображена вульгарная сцена группового секса.
«Озорными» изображениями на «мужских подарках» тоже сложно удивить. Порнография — заметная часть человеческой культуры с древнейших времен.
Нам здесь интересно сочетание. Целомудренные три обезьяны являются буквально оборотной стороной развратной композиции. Прикрывая глаза, уши и рот, они словно покрывают распутство, становясь немыми соучастниками скрытой сцены.
※
Когда в Америке появилось художественное направление поп-арт, Кит Аллен Харинг (Keith Allen Haring) только родился. Но за свою недолгую жизнь Кит сумел оставить свой след в искусстве.
Киту Харингу удалось выработать свой собственный (пусть детский и наивный) стиль и свой набор образов и знаков.
Кит был уличным художником, много работал в стиле граффити. Его работы состояли из упрощенных до примитива фигур, очерченных жирным контуром. Иногда только контурные, иногда заполненные яркими акриловыми красками, его человечки и собаки скоро стали очень узнаваемыми.
Популярности способствовала скандальная слава: Кит Харинг был открытым геем и стал завсегдатаем звездной тусовки.
Кита приглашали расписывать стены школ, детских больниц и гей-клубов. Его стилистика была одинаково близка детям и гомосексуальному сообществу.
Кит Харинг добился значительной известности, участвовал в крупных международных биенале, организовывал персональные выставки, открыл собственный художественный магазин. Но в 1988 г. художник заразился СПИДом и тематика его работ изменилась
Кит Харинг развернул борьбу против замалчивания опасности СПИДа и в его работах настойчиво повторяются три фигуры, закрывающие на проблему глаза, уши и рот, повторяя тем самым композицию с тремя обезьянами.
Девизом работ стали фразы «Невежество — это cтрах», «молчание — это смерть» и «только вместе мы победим СПИД».
Розовый треугольник, появляющийся в работах Кита — знак ЛГБТ-сообщества, ведущий начало от обязательной нашивки на одежду в нацистских концлагерях для мужчин гомосексуальной ориентации.
Наиболее значительной по масштабам стала 34-метровая граффити-композиция «Вместе мы можем остановить СПИД» в Барселоне, выполненная в одном красном цвете.
Кит Харинг умер в начале 1990 г. в возрасте 31 года. Его запомнили как «мальчика, который продолжил рисовать», ЛГБТ-пропагандиста и протестного художника — борца со СПИДом.
※