Исконно.ruТри обезьяны в культуре и искусстве, страница 2

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту
  стр. 2 из 52  

Комичная божественность

ссылка ⚓

Комичная божественность

Мы уже обращались к теме комиксов и даже перевели американский комикс, посвященный трем обезьянам. На этот раз снова не будет супергероев (издательство Oni Press не очень уважает супергеройскую тематику), но не будет и ужасов. Мы рассмотрим комикс для школьниц младшего и, может быть, среднего возраста. Называется он «Банановое воскресенье» (Banana Sunday). С 2006 г. он издавался черно-белым, а после появился в красках.

Обложка комикса «Банановое воскресенье»
Обложка комикса «Банановое воскресенье»

Главная героиня, девочка Кирби Стейнберг (Kirby Steinberg) приезжает в новую школу, но не одна. Ее сопровождают три необычных обезьяны (все мужского пола). Их представили в качестве результата секретных опытов отца девочки, в результате которых обезьяны поумнели и научились говорить. А теперь для изучения человеческого общества стали ходить в школу вместе со своей хозяйкой.

Этих троих зовут Чак (Chuck) — довольно высокомерный и скучный орангутан, все время уткнувшийся в книгу; Ноби (Knobby) — любвеобильный и романтический самец паукообразной обезьяны, не пропускающий ни одной девушки; Гоу-Гоу (Go-Go) — маленький, но чрезвычайно сильный самец гориллы золотого цвета, его интеллект, мягко говоря, не очень развит, а больше всего он любит поесть и поспать, но он — главный защитник своей хозяйки.

Героиня решает свои школьные проблемы с подругами, недругами и влюбленностью, но ей нужно еще и уследить за своими обезьянами.

Герои комикса «Банановое воскресенье»
Герои комикса «Банановое воскресенье»

Почему мы рассматриваем этот комикс? Конечно же из-за трех обезьяньих персонажей. С очень большой долей уверенности можно ожидать, что авторы комикса вспомнят символику трех обезьян. И действительно, сперва как будто невзначай три обезьяны закрывают глаза, уши и рот, а чуть позже авторы уже целенаправленно показывают читателям классическую обезьянью композицию. Рассказывая историю своих обезьян, которые, буквально, свалились на нее с неба, Кирби утверждает, что это те самые три обезьяны, которые не видят, не слышат и не говорят.

Сцена из комикса «Банановое воскресенье»: три обезьяны в позах трех обезьян
Сцена из комикса «Банановое воскресенье»: три обезьяны в позах трех обезьян. Перевод Исконно.ru

Что мы можем узнать из этого комикса? Во-первых, аудитория произведения (те самые девочки-школьницы) должны узнавать символику трех обезьян. А во-вторых, для авторов комикса три обезьяны божественны и обитают на небесах.

Темы: [комиксы]

В застенках Иерусалима

ссылка ⚓

В застенках Иерусалима

Один из самых кинематографичных сюжетов английской истории — легенда о благородном разбойнике Робине Гуде (Robin Hood). В десятках фильмов разных жанров бравый герой в характерной шапочке с пером борется с несправедливостью, стреляет из лука, спасает прекрасных дам и даже поет и пляшет.

Ничуть не удивительно, что появились комические пародийные произведения, высмеивающие множество штампов, накопившихся в «серьезных» фильмах. И самым заметным из них с уверенностью можно назвать кинокартину «Робин Гуд: мужчины в трико» (Robin Hood: Men in Tights), снятую режиссером Мелом Бруксом (Mel Brooks) в 1993 г.

Постер к фильму «Робин Гуд: мужчины в трико»
Постер к фильму «Робин Гуд: мужчины в трико»

У отечественного зрителя принято подходить к этому фильму с некоторым снобизмом. Он кажется каким-то низкокачественным капустником на тему средневековых баллад. Вероятно, недопонимание происходит из-за не очень хорошего знакомства с предыдущими кинокартинами о Робине Гуде и, прежде всего, о фильме «Робин Гуд: принц воров» (Robin Hood: Prince of Thieves). И название, и постер, и сюжет, и многие сцены комедии почти дословно цитируют фильм с Кевином Костнером в главной роли. Сложность перевода многих шуток, построенных на игре слов тоже не доставляет положительных впечатлений русскоязычному зрителю. Тем не менее, для своего времени пародийный фильм запомнился.

А почему мы сейчас вспоминаем об этой картине? Да просто она почти сразу демонстрирует трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

По сюжету главный герой, Робин из Локсли, участвуя в крестовом походе, попадает в плен к сарацинам и его отправляют в тюрьму Иерусалима. По-восточному гостеприимный начальник тюрьмы приветствует своего нового постояльца, проводит небольшую экскурсию по тюрьме и передает в руки палачей. Те вежливо пытаются выведать у Робина военную тайну: где находится король, но упрямец отказывается отвечать. Тогда ведущие допрос сарацины угрожают тянуть пленника за язык. Услышав это, три узника на заднем плане в ужасе закрывают руками уши, глаза и рот.

Кадр из фильма «Робин Гуд: мужчины в трико». Узники в позах трех обезьян.
Кадр из фильма «Робин Гуд: мужчины в трико». Узники в позах трех обезьян.

Снова перед нами довольно избитый комический прием, превращающий трех персонажей в обезьян.

Робин Гуд благополучно сбежит из тюрьмы и отправится в свою родную Англию. А мы отметим для себя, что зритель за краткое время комичной сцены должен считать символику без лишних подсказок и ему это должно быть смешно.

Темы: [США] [фильмы]

Обезьяны гуру Нанака

ссылка ⚓

Обезьяны гуру Нанака

Среди индийских религий особо выделяется сикхизмПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (от пендж. ਸਿੱਖੀ [сикхи] — «ученик»). По декларации это мировая религия, которая должна объединить всех людей, но на практике сикхами стали только жители пятиречья — Пенджаба, разделенного ныне между Индией и Пакистаном.

Создал новое учение гуру НанакПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам на рубеже XV и XVI в., в смутный период индийской истории. Как раз через территорию Пенджаба в Индию проник мощнейший соперник дхармических религий — ислам и неудивительно, что в результате начались процессы синкретизации различных учений.

Гуру Нанак
Гуру Нанак, современное изображение

По легенде, Нанак долго путешествовал по святым местам разных религий, был в Мекке и Багдаде, в Варанаси и на Тибете, плавал на Цейлон и т. д. Современные исследователи сомневаются в подобной широте географии, но, тем не менее, действительно соединив основы многих учений, Нанак сформулировал принципы новой монотеистической религии.

Сикхизм можно сравнить с европейской Реформацией. Гуру отказывал в действенности ритуалам и обрядам, сомневался в необходимости жрецов и иных священнослужителей, идолов и других священных изображений. Мир по Нанаку создан единым безличностным Богом, растворенным в своем творении и проявляющим себя, в том числе, и через человека. А высшая задача человека — найти Бога в себе, чтобы объединиться с Ним. Главным средством же постижения Бога является медитация на Его имени (явно не называемом и открывающемся в сердце практикующего).

Нанак стал первым гуру сикхов (не просто учителем или пророком, а воплощением Божественного света в человеческой оболочке). То есть Бог раскрыл себя через гуру, следовательно, его слова — прямое Божественное откровение. Всего у сикхов было десять гуру, после десятого книга речей гуру была официально закончена, а титул гуру «растворился» в общине.

Исследователи называют индуистские элементы сикхизма (сикхи верят в карму и возможность реинкарнации); конечно же, несомненна мусульманская, прежде всего, суфийская основа сикхского монотеизма; кроме того учение о гуру находит много параллелей с джайнами.

Сикхи декларируют равенство людей (религии, национальности и касты не имею значения) и всеобщее братство, причем в прямом смысле. Во время ритуала посвящения и принятия в общину каждый новый сикх мужского рода получает фамилию (на самом деле у нее функция отчества) Сингх (дословно «лев»), а женского — Каур («львица»). То есть даже по имени все сикхи — братья и сестры Львовичи и Львовны.

Из небольшой общины учеников, образовавшейся вокруг Нанака, сикхи стали мощным религиозно-военным орденом, выросшим сперва в государство, а позже и в империю, не выдержавшую только столкновения с более мощной — Британской империей. После разделения Индии на собственно Индию и исламский Пакистан, сикхи из Западного, пакистанского Пенджаба вытеснены в Восточный, индийский (с параллельным обратным процессом вытеснения мусульман из Индии). Теперь сикхи — не просто религиозная, но и этническая группа, это пенджабцы, говорящие на пенджаби со своей самостоятельной культурой, обычаями и традициями. Сикхов в Индии ок. 2% от общего населения, а вот среди офицеров индийской армии традиционно воинственных сикхов до 20%.

Но пора перейти к сути нашей статьи. На ютьюб-канале «Основы сикхизма» (Basics of Sikhi) появилась небольшая проповедь Гуприт Каур (Gurprit Kaur) «Не видеть зла, не слышать зла и не говорить зла».

Заставка видеоролика «Не видеть зла, не слышать зла и не говорить зла»
Заставка видеоролика «Не видеть зла, не слышать зла и не говорить зла»

Во время путешествия по Юго-Восточной Азии улыбчивая ведущая посетила уже знакомый нам буддийский Золотой храм в Бангкоке (Таиланд). И остановилась при подъеме по лестнице напротив трех обезьян, которые и послужили поводом к проповеди.

Гуприт Львовна привела три отрывка из священных речей первого гуру Нанака, соответствующие трем обезьянамПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам Золотой горы. Давайте прочтем этот фрагмент целиком, чуть шире, чем процитирован в ролике:

Если кто-то принимает нечистоту, нечистота присутствует повсюду. В коровьем навозе и в древесине есть черви. Их столько, сколько зёрен пшеницы, и во всех есть жизнь. Прежде всего, жизнь есть в воде, благодаря которой всё растёт и зеленеет. Как защитить её от нечистоты? Она касается нашей собственной кухни. О, Нанак, нечистоту не смоешь таким образом; она смывается только благодаря духовной мудрости.
Нечистота ума — это жадность, а нечистота языка — ложь. Нечистота глаз — смотреть на красоты чужой жены и чужое богатство. Нечистота ушей — слушать сплетни других. О, Нанак, душа смертного идёт и связывает себя с Городом Смерти.
Вся нечистота исходит из сомнений и привязанности к двойственности. Рождение и смерть находятся под управлением воли Господа; по Его воле мы приходим и уходим. Принятие еды и питья чисто, поскольку Господь даёт всем питание. О, Нанак, гурмукхи, понимающие Господа, не запятнаны нечистотой.

В священных текстах сикхов действительно в качестве параллелей трем обезьянам названа ритуальная нечистота трех чувств, однако же, нужно отметить, что наиболее важна нечистота ума, именно она препятствует столь желанному единению с Богом. И именно от нее избавляет медитация на божественном имени. А три обезьяньих отрицания служат визуализацией этических запретов, которые должны сохранять чистоту ума.

Любопытно, что в комментариях к ролику ведутся достаточно ожесточенные дискуссии. Автор прямо назвала упомянутый Нанаком «Город Смерти» адом, куда отправляются души нечестивцев. Комментаторы разделились на два лагеря: в одном утверждали, что слова гуру нельзя толковать буквально и концепция ада, как и вообще воздаяния за грехи противна настоящему сикхизму; их оппоненты же приводили другие цитаты из священных книг, прямо говорящие о существовании посмертного суда и адов.

Кроме того, один из комментаторов оскорбился тем, что три обезьяны — символ, связываемый с Махатмой Ганди, а значит с индуизмом и, не стесняясь в выражениях, заявил, что гуру не могли иметь в виду ничего из этой чуши. (У сикхов, прямо скажем, непростые отношения с фамилией Ганди: премьер-министр Индира Ганди в широкомасштабной войсковой операции штурмовала главную сикхскую святыню — Золотой храм в Амритсаре, после этого личные телохранители (из сикхов) застрелили ее).

Темы: [Индия] [сикхизм]

Какой кошелек?

ссылка ⚓

Какой кошелек?

Международный аукцион eBay уже не первый раз служит для нас источником любопытных находок.

У профессионального продавца cgc66 из США среди огромного количества антикварных лотов нас привлек футляр-кошелек.

Кошелек для монет, Япония, 1880—1920 гг.
Кошелек для монет, Япония, 1880—1920 гг.

Яркий подвесной футляр (сагэмоно) на металлической цепочке с металлической застежкой продавец определил как кошелек для монет. Конечно же, он мог служить и для других целей, например, для переноски табака, но мы, вслед за продавцом, тоже будем называть предмет кошельком. Его размеры невелики: по ширине ок. 146 мм (5 и 3/4 дюйма), в высоту ок. 92 мм (3 и 5/8 дюйма) и в толщину ок. 22 мм (7/8 дюйма). Цепочка из белого металла (медный сплав или серебро) длиной примерно 108 мм.

Кошелек, вид спереди
Кошелек, вид спереди

Внешняя поверхность выполнена из ткани с рисунком дракона в облаках. Ткань для своего возраста (а продавец датирует предмет довольно широко от позднего периода Мэйдзи до Тайсё, 1880—1920 гг.) выглядит очень неплохо, заметны только потертости по углам.

Внутренняя часть кошелька
Внутренняя часть кошелька, устройство замка

Изнутри кошелек кожаный, с узором в виде цветов. Запирается футляр металлическим замочком с единственным шпеньком на собственно кошельке, входящим в ответное отверстие на клапане.

Но нас больше всего интересует лицевая сторона замочка, то фигурное украшение (маэканагу), которым замочек прикрыт.

Украшение кошелька, три обезьяны, белый металл
Украшение кошелька, три обезьяны, белый металл

Кошелек украшают декоративные фигуры трех обезьян. Художник выбрал строго симметричную композицию. Обезьянки изображены достаточно подробно, с тонкими деталями. В них легко можно узнать макак, причем макак именно японских (с короткими хвостами).

Данная вещица была бы просто довольно любопытным образцом применения образа трех обезьян в японском прикладном искусстве, если бы обезьянки не показались нам знакомыми. И точно! На сайте Эмиля Шуттенхельма в разделе пряжек для ремней мы видим очень похожих обезьян.

Пряжка для ремня с тремя обезьянами
Пряжка для ремня с тремя обезьянами. Фото с сайта three-monkeys.info

Очень близкая, практически идентичная композиция оказывается разъемной пряжкой, причем правая обезьяна (не говорю) отделяется от своих коллег по незаметному шву.

Это уже не просто один предмет и даже не серия. Похоже, что фурнитура с тремя обезьянами по одному рисунку производилась для разных предметов.

Жаль, что мы не знаем размеров пряжки! Если грубо прикинуть размеры украшения на кошельке, пропорционально общим габаритам предмета, должно получиться что-то около 55×40 мм. Если для пряжки использовалась та же модель, на ремень останется меньше 2 (скорее, 1,5) см, а это довольно мало. Узкий брючный ремень вряд ли бывает у́же 3 см. То есть перед нами либо очень маленькая пряжка, либо для кошелька и пряжки использовали обезьян разного размера, но с одним рисунком.

PS На момент написания этих строк кошелек все еще продавался на eBay за 450 американских долларов и у вас есть возможность приобрести его.

Темы: [декоративно-прикладное искусство] [Япония]

Говорю зло

ссылка ⚓

Говорю зло

Мы уже видели немало фильмов, персонажи которых принимают позы трех обезьян. В этот раз у нас еще один американский фильм, но кадра с тремя обезьянами не будет, потому что главных героев всего двое.

Главные действующие лица: Уолли (слева, актер Ричард Прайор, Richard Pryor) и Дэйв (Джин Уайлдер, Gene Wilder)
Главные действующие лица: Уолли (слева, актер Ричард Прайор, Richard Pryor) и Дэйв (Джин Уайлдер, Gene Wilder)

Это одна из наиболее типичных кинокомедий 1980-х гг. Слепой афроамериканец Уолли и глухой белый Дэйв становятся случайными свидетелями убийства и главными подозреваемыми. Вместе они скрываются и от полиции, и от преступников, восполняя недостатки друг друга.

И вспомнили мы об этой картине только из-за ее названия: See No Evil, Hear No Evil (дословно «Не видеть зла, не слышать зла»). Несложно понять, что это часть традиционного для англоязычной культуры названия композиции из трех обезьян. Не хватает только третьей обезьяны speak no evil («не говорить зла»). Интересно, что в российском прокате фильм назвали тоже частью популярной фразы: «Ничего не вижу, ничего не слышу», но в словах советского поэта-песенника Льва Ошанина она завершалась более игриво: «...Ничего никому не скажу!»

Постер к фильму «Ничего не вижу, ничего не слышу». TriStar Pictures, США, 1989 г.
Постер к фильму «Ничего не вижу, ничего не слышу». TriStar Pictures, США, 1989 г.

На одном из вариантов постера к фильму зрителю подсказывали визуальную аналогию с тремя обезьянами: герои закрывают друг другу руками уши и глаза.

Фрагмент постера к фильму «Ничего не вижу, ничего не слышу»
Фрагмент постера к фильму «Ничего не вижу, ничего не слышу»

Любопытен отказ авторов от третьей части фразы, «не говорить зла», ведь в фильме говорят очень много и довольно зло. Из-за обилия «грязного английского» институт Брайля (Braille Institute), консультировавший создателей и актера для достоверного изображения слепца, дезавуировал какую-либо связь с фильмом.

Темы: [США] [фильмы]

  стр. 2 из 52  
Исконно.ru
Исконно.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь трех обезьян
Библиотека по трем обезьянам
Коллекция трех обезьян
Толковый словарь по ножам
Четки
О проекте / координаты
Новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест