Исконно.ruТри обезьяны в культуре и искусстве, страница 2

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту
  стр. 2 из 58  

Про столовое серебро и длину хвоста

ссылка ⚓

Про столовое серебро и длину хвоста

Юри Сато, дизайнер-ювелир японского происхождения, Нью-ЙоркЯпонка Юри Сато из Канагавы работала в японской ювелирной компании, но переехала жить в США, где прошла обучение у мастера-ювелира (тоже японца по национальности) из модного брэнда мирового уровня.

Юри Сато создала в Нью-Йорке собственную торговую марку, под которой выпускает традиционные ювелирные украшения, но особенно заметны ее работы со столовым серебром.

Дизайнер выработала свою собственную технику декорирования столовых предметов. Ее антикварные ложки, вилки и ножи украшены тонким ажуром сквозных рисунков, выполненных вручную. И при этом тематика рисунков почти всегда посвящена Японии.

Для примера покажем ложку, дырочки в которой складываются в один из самых узнаваемых образов японского искусства — «Большую волну в Канагаве» (神奈川沖浪裏) Хокусая.

Ложка (деталь). Серебро. Юри Сато.
Ложка (деталь). Серебро. Юри Сато

Сама ложка произведена в Америке ок. 1900 г., украшена же в 2019 г.

Большая волна в Канагаве. Кацусика Хокусай
Большая волна в Канагаве. Цветная гравюра на дереве. Ок. 1831 г. Кацусика Хокусай (серия «36 видов Фудзи»)

Зная тематику нашего проекта, не сложно угадать, какой образ наc ждет дальше. Всё верно! Три обезьяны, которые не видят, не слышат и не говорят. Как нельзя лучше подходят для комплекта из трех ложек:

Комплект из трех ложек. Серебро. Юри Сато
Комплект из трех ложек. Серебро. Юри Сато

Американские серебряные ложки, выпущенные в 1914 г., более чем через век, в 2019 дождались художественного перерождения.

Ложка с обезьяной Не говорю
Ложка с обезьяной Не говорю

Ложка с обезьяной Не слышу
Ложка с обезьяной Не слышу

Ложка с обезьяной Не вижу
Ложка с обезьяной Не слышу

И, похоже, символика трех обезьян популярна, ведь у дизайнера есть еще один комплект (в этот раз без растительных мотивов):

Комплект из трех ложек. Серебро. Юри Сато
Комплект из трех чайных ложек. Серебро. Юри Сато

Для себя же отметим, что у обезьянок Юри Сато длинные выразительные хвосты, которыми не могут похвастаться японские макаки. То есть перед нами континентальные обезьяны или, скорее, архетипичные образы обезьян в западной культуре.

Это уже не японская, а всемирная символика.

Темы: [декоративно-прикладное искусство] [США] [товары] [Япония]

Обезьяний цветок

ссылка ⚓

Обезьяний цветок

Наш постоянный корреспондент обратил наше внимание на фотоотчет Анастасии Дербасовой (@anastasia.derbasova) в соцсети о путешествии по Японии. Анастасия, посещая окрестности Исэ (префектура Миэ), побывала в буддистском храме Конгосё-дзи (金剛證寺) на горе́ Асама.

Этот храм, принадлежащий школе риндзай-дзэн, основан в 825 г. самим Кукаем. Кстати, принадлежность храма, на наш взгляд, штука спорная. Кукай — основатель собственной буддистской школы «истинных слов» (сингон), так что как минимум во времена основания там должны были уделять внимания ритуалам сингон, а вот жесткая «приписка» буддистских общин лишь к одной из школ — более поздняя практика.

Экскурсия была явно не простой и посетителям были открыты некоторые помещения, которые обычный турист видит лишь снаружи. В одном из небольших сооружений гостей встретила необычная деревянная скульптура, именно она и послужила темой для нашей статьи.

Скульптура с тремя обезьянами в Конгосё-дзи. Фото Анастасии Дербасовой
Скульптура с тремя обезьянами в Конгосё-дзи. Фото Анастасии Дербасовой

Автора фото привлекли три обезьяны, которые не видят, не слышат и не говорят, служащие основанием скульптуры. Нас же заинтересовало, что изображено над ними.

У кого под ногами можно встретить трех обезьян? Вне конкуренции характерное гневное божество религиозных практик Ко-син — синелицый держатель ваджры Сёмэн-Конго (его прозвище больше похоже на эпитет, описание божества, настоящее имя которого забыто). Вне этих практик (причем только в Японии) персонаж не известен. Мы предполагаем его связь с буддистской школой тэндай.

Традиционный облик Сёмэн-Конго в технике круглой скульптуры из дерева можно рассмотреть на примере образа из тэндайского храма Миэ-дзи в Гифу.

Сёмэн-Конго из Миэ-дзи в Гифу
Сёмэн-Конго из Миэ-дзи в Гифу

Более радикальная школа нитирэн, по сути отколовшаяся от тэндая, предпочитала изображать в компании обезьян Тайсяку-Тэна, то бишь самого Индру, одного из верховных индийских божеств, принятых буддистами в свой пантеон. Это бог-громовержец, он в буквальном смысле носитель ваджры (то есть молнии), так что заменяемость с Сёмэн-Конго можно объяснить. Еще одним грозным спутником трех обезьян может быть бодхисаттва Каннон с лошадиной головой (Бато-Каннон), это не та милая дама, которую в Китае знают как Гуань-Инь, в гневной форме персонаж, восходящий к индуистскому Хаягриве, не менее страшен, чем ранее перечисленные ваджраносцы.

Отдельным «обезьяньим» персонажем можно назвать синтоистское божество Сарутахико, но его с тремя обезьянами объединяет часть имени «Сару-», созвучное слову «обезьяна».

Прочие персонажи, сопровождающие обезьян, кажутся более случайными: будда Амида, Каннон в мирной форме, бритоголовый бодхисаттва Дзидзо и др.

Так кого же мы видим в Конгосё-дзи? Три обезьяны держат явно лотосовый трон, на котором традиционно изображаются буддистские персонажи. Но кто это выше? Сложно разобрать!

Может быть, подпись поможет. Описание неразличимо, но заголовок можно прочесть: 蓮華庚申 [рэнгэ ко-син] (цветок лотоса [дня] ко-син). То есть это лотос на лотосовом троне! Несколько шизофренично.

Упоминание дня ко-син нам говорит о том, что это строение, вероятно, использовалось для бдений в ночь зодиакальной Обезьяны. Но почему лотос?

Отметим, что цветок весьма напоминает человеческую фигуру. Не могла ли это быть цензура? Скульптор под видом цветка изображает антропоморфный персонаж или наоборот из какого-то персонажа делает подобие цветка.

Давайте вспомним закон о размежевании богов и будд от 1868 г. Единственной государственной религией объявлен синтоизм. Все смешанные синто-буддистские практики запрещены. Из всех смешанных синто-буддистских заведений буддисты «выселены». А все, что не относится к синтоизму или буддизму (в том числе и ритуалы ко-син) объяявлено «вредными суевериями». К моменту принятия закона практики бдений в ночь Обезьяны достигли расцвета, а после резко затухли.

Может быть именно из-за этого (только наше предположение, ни на чем не основанное) скульптор скрыл под изображением цветка неугодную властям символику?

Что может символизировать лотос? К моменту размежевания богов и будд все буддистские общины были поделены между школами и храм Конгосё-дзи относился к дзэну. А лотос — один из символов именно дзэна, ведь цветок лотоса без всяких слов, как знак учения передал Будда своему ученику Кашьяпе, запустив традицию дзэнских патриархов.

В культуре Южной и Восточной Азии лотос несет огромное символическое значение. Ведь он растет, буквально, в грязи, но не может испачкаться, вода стекает с листа, не намочив его, грязь к нему не пристает. Раскрытие цветка подобно чуду: грязь породила нечто волшебное. Не случайно просветление избранного среди мирской суеты сравнивается с распусканием лотоса.

Не такому ли просветлению служат опорой три обезьяны? Невидение, неслышание и неговорение помогают отрешиться от грязи желаний?

Темы: [буддизм] [скульптура] [Япония]

Когда самурая не отличить от обезьяны

ссылка ⚓

Когда самурая не отличить от обезьяны

В социальных сетях уже несколько лет подряд гуляет одна картинка. Ее можно встретить у блогеров всех стран на всех языках.

Иногда в шутку, чаще вполне серьезно публикуется изображение бегущего восточного воина.

Воин, гуляющий с котом в доспехах
Воин, гуляющий с котом в доспехах (着甲武人猫散歩逍遥図)

Некоторые называли воина монголом и даже самим Чингисханом, но большинство узнавало японского самурая. Изюминка картинки в том, что самурай ведет на поводке кота в боевых доспехах. Комментаторы выдвигали разные фантастические и забавные версии, чем именно заняты герои произведения и при этом мало кто сомневался в древности, аутентичности картинки.

Между тем, это современное авторское произведение. Самурая с котом нарисовал в 2014 г. японский художник Тэцуя Ногути (野口哲哉).

Посмотрев небольшой фильм о его творчестве, вы можете убедиться, что всё его внимание обращено на самураев, причем Тэцуя чаще воспроизводит объемные, скульптурные изображения средневековых японских воинов, часто добавляя в них неожиданные современные элементы.

Творчество художника находит отклик не только в сердцах интернет-пользователей. Тэцуя Ногути проводит вполне реальные выставки. Вот с одним из экспонатов такой выставки мы и хотим познакомиться поближе.

Три мудрые обезьяны. Тэцуя Ногути
Три мудрые обезьяны. Тэцуя Ногути

Что это за три одинаковых самурая? Давайте подойдем поближе...

Три мудрые обезьяны. Тэцуя Ногути
Три мудрые обезьяны. Тэцуя Ногути

Так это же обезьяны, которые не слышат, не видят и не говорят! Кираса (до) у них гладкая (такой тип доспеха называют хотокэ-до — «грудь как у Будды»), пах и бедра прикрыты латной юбкой, но самые примечательные, несомненно, шлемы. Один традиционных из типов боевой маски мэнгу, закрывающей лоб и щеки воина, напоминал контуры обезьяньего лица. У трех самураев Тэцуи Ногути в точности воспроизведен исторический образец. Но под ним видно настоящее красное обезьянье лицо. Настоящая ли это обезьяна или же только раскрашенная боевая личина, прикрывающая человеческое лицо воина? Знает только автор!

Авторское название композиции — англоязычное: Three wise monkeys («три мудрые обезьяны»).

Темы: [искусство] [скульптура] [Япония]

Злые обезьяны с банановым вкусом

ссылка ⚓

Злые обезьяны с банановым вкусом

Социологи и маркетологи не зря выделяют среди населения культурные и возрастные «поколения»: обобщенные портреты, привычки и предпочтения этих групп могут различаться, причем разительно.

Особого внимания специалистов заслуживают «миллениалы», поколение ровесников тысячелетия, именно оно вошло в стадию экономической активности и именно эти потребители все больше диктуют рынку свои пристрастия. А они особенные: во главу угла часто ставится не роскошь, практичность или выгода. Миллениал предпочтет брэнду или идеальной серийной вещи что-то особенное: этническое, винтажное или сделанное руками («хэндмэйд»). Да, эта вещь не будет идеальной, но в своей неидеальности она уникальна. Тенденцию давно раскусили маркетологи и рынки заполнились массовым серийным хэндмэйдом чуть ли не во всех отраслях.

В области пивоварения «хэндмэйд» называют «крафтом». Небольшие мини- и микро-пивоварни предлагают часто нестандартные рецепты и, конечно же, оригинальные названия и оформления напитков.

Питерская пивоварня LiS Brew начинала, подобно многим ремесленным производствам, пытаясь создать аналоги особо качественных традиционных зарубежных сортов, но, видимо, пробиться среди множества крафтовых марок с традиционным пивом было трудно, поэтому вскоре начались эксперименты. И теперь LiS Brew — заметная марка, ведь где еще можно попробовать пиво со вкусом грибов, с томатом и чесноком или с добавками натуральной халвы?

Мы же сейчас рассмотрим менее радикальный рецепт, ведь пиво с фруктовыми добавками (особенно лимонное и вишневое) — почти классика. LiS Brew же предложил банановый эль. А оформление напитка поручил ярославской художнице Ванде Новиковой (@wanda_novikova).

Кто любит бананы? Конечно же, обезьяны. Эль получил англоязычное название No Evil Monkeys.

Банановый эль No Evil Monkeys, пивоварня LiS Brew, Санкт-Петербург
Банановый эль No Evil Monkeys, пивоварня LiS Brew, Санкт-Петербург

Для этикетки (или изображения на банке) нарисована сложная композиция в агрессивном стиле, близком комиксам и граффити.

Этикетка эля No Evil Monkeys
Этикетка эля No Evil Monkeys

Центральную часть занимает троица персонажей, как не сложно догадаться, повторяющая классическую композицию с обезьянами, закрывающими глаза, уши и рот. Но обезьяны Ванды моложе и агрессивнее. Не слышащая обезьяна — компьютерный игрок, ее уши закрыты наушниками. Не говорящая — художник граффити, ее рот закрывает респиратор. Слепая вооружена аж тремя японскими мечами, кинжалом и сюрикэнами (вероятно, аллюзия на множество фильмов о незрячих воинах от «Затойчи» Такэси Китано до «Слепой ярости» с Рутгером Хауэром).

Иллюстрация для оформления бананового эля. Ванда Новикова
Иллюстрация для оформления бананового эля. Ванда Новикова

Центральные герои окружены несколькими дополнительными сценами. В них город, населенный антропоморфными животными, третирует целая банда: тут и бандитский налет, и ограбление, кража, драки, пьянство и продажная любовь — весь комплект антисоциальных угроз и криминальной романтики. Вопреки названию, это злые обезьяны.

Ванда Новикова
Ванда Новикова. Фото Василия Титова

За рубежом тематика трех обезьян необъяснимо популярна в названиях и оформлении алкогольных напитков (интересующиеся могут обратиться к сайту Эмиля Шуттенхельма). В России на нашей памяти это первый случай.

Темы: [еда и напитки] [Россия] [товары]

Обезьяны подросткового бунта

ссылка ⚓

Обезьяны подросткового бунта

Один из наших корреспондентов прислал кадр из современного японского фильма. Кадр любопытный, так что пришлось ознакомиться с первоисточником.

Фильм называется «今日も嫌がらせ弁当» [кё мо иягарасэ бэнто]. Даже неофициального перевода на русский (пока?), видимо, не существует, а примерно передать название можно как «Снова этот дурацкий бэнто!»

Исполнительницы главных ролей в фильме «Снова этот дурацкий бэнто!»
Исполнительницы главных ролей в фильме «Снова этот дурацкий бэнто!»: Кёко Ёсинэ (слева, в роли Футабы Мотимару) и Рёко Синохара (в роли ее матери, Каори)

У старшеклассницы Футабы (Кёко Ёсинэ) переходный возраст, она становится совершенно неуправляемой, показательно не замечает свою маму и не общается с ней иначе как через SMS. Ее мать-одиночка Каори (Рёко Синохара) не знает, как справиться с подростковым бунтом. И тут она вспоминает про бэнто.

У нас бэнто назвали бы просто «сухим пайком», но для японцев это неотъемлемая часть культуры. Бэнто — это готовый обед на одну персону, упакованный в специальный контейнер. В него, конечно же, входит вездесущий рис, а с ним уже по возможностям и предпочтениям маринованные овощи (цукэмоно), рыба, морепродукты или мясные изделия. Изготовление и, что не менее важно, упаковка продуктов в бэнто отточены многими поколениями японских домохозяек.

Для маленьких детей мамы стараются украшать бэнто, чтобы дети ели охотнее. Если рисовому шарику добавить глазки, еда превращается в игру. В коллективах дети сравнивают свои обеденные наборы и гордятся, когда их бэнто красивее соседского.

Школьница из фильма уже вышла из возраста игр с едой, но мама сперва назло ей упаковывает обед в детской манере (только тщательнее и продуманнее до мелочей), а после начинает передавать через бэнто послания. Так первым стало сердитое требование убирать за собой посуду: «皿は片せや!»

Бэнто из фильма «Снова этот дурацкий бэнто!»
Бэнто с требованием убирать за собой посуду

Но интересующий нас момент встретился чуть раньше, когда путь к сердцу подростка еще не был найден. Мама жалуется собеседницам на свою дочь, говоря, что она не слушает, не говорит и не смотрит. По-японски это звучит точно как название классической композиции с тремя обезьянами. И в воображении бунтующая дочка по очереди принимает позы трех обезьян из святилища в Никко.

Кадр из фильма «Снова этот дурацкий бэнто!», школьница в позах трех обезьян
Кадр из фильма «Снова этот дурацкий бэнто!», школьница в позах трех обезьян

Заметим, что трижды повторенная героиня вписана в декоративную раму с растительным орнаментом. Казалось бы, этого зрителю должно быть достаточно, чтобы считать популярный образ, но нет, поверх школьницы рисуются соответствующие обезьяны со своими именами-отрицаниями на свитках.

Панно с тремя обезьянами на фасаде священной конюшни в святилище Тосёгу, Никко, Япония. После реставрации в 2016 г.
Панно с тремя обезьянами на фасаде священной конюшни в святилище Тосёгу, Никко, Япония. После реставрации в 2016 г.

PS Нам подсказывают, что фильм демонстрировался на 53-м фестивале японского кино в Москве под названием «Сегодня снова издевательский бэнто»

Темы: [фильмы] [Япония]

  стр. 2 из 58  
Исконно.ru
Исконно.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь трех обезьян
Библиотека по трем обезьянам
Коллекция трех обезьян
Толковый словарь по ножам
Четки
О проекте / координаты
Новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Исконно.ru в Яндекс Дзен Яндекс Дзен
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест