Исконно.ruТри обезьяны в культуре и искусстве, страница 2

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту
  стр. 2 из 52  

Обезьяны Хокусая

ссылка ⚓

Обезьяны Хокусая

С творчеством прославленного ХокусаяПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам мы уже сталкивались, рассматривая гравюру из собрания Пушкинского музея.

Вся жизнь художника была посвящена одной цели:

...В 6 лет я старался верно передать формы предметов. В течение полувека я исполнил очень много картин, однако до 70 лет не сделал ничего значительного. В 73 года я изучил строение животных, птиц, насекомых и растений. Поэтому могу сказать, что вплоть до 80 лет мое искусство будет непрерывно развиваться и к 90 годам я смогу проникнуть в самую суть искусства. В 100 лет я буду создавать картины, подобные божественному чуду. Когда мне исполнится 110 лет, каждая линия, каждая точка — будут сама жизнь. Те, кто будет жить долго, смогут увидеть, что я сдержу слово...

Но Хокусай не сразу стал Хокусаем. Сперва в возрасте 13 лет (примерно с 1773 г.) он стал резчиком. Его задачей было как можно точнее воспроизводить чужие рисунки для печати гравюры. В 1778 будущий Хокусай стал учеником эдосского мастера укиё-эПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам Кацукавы Сюнсё, создал первые самостоятельные произведения и вскоре получил собственное творческое имя 春郎 [сюнро] (по именам мастера). Весь начальный период творчества Хокусая именуется по первому псевдониму периодом Сюнро.

К этому периоду и относится произведение, которое мы сегодня рассмотрим. Впервые оно нам встретилось в собрании Художественного музея Гонолулу на Гавайях (угол улиц Вард и Виктории, Гонолулу, Гавайи, США).

Сёмэн-Конго. Кацусика Хокусай (Кацукава Сюнро), ок. 1790 г. Нисики (многоцветная ксилография)
Сёмэн-Конго. Кацусика Хокусай (Кацукава Сюнро), ок. 1790 г. Нисики (многоцветная ксилография). Рамка 66×50,8 см, подложка 63,5×48,3 см, лист 37,3×13,7 см. Художественный музей Гонолулу (Гонолулу, Гавайи, США), инв. №24660

Другие варианты этого свитка нашлись в интернете (правда, без указания местонахождения оригиналов).

Сёмэн-Конго. Кацусика Хокусай (Кацукава Сюнро) Сёмэн-Конго. Кацусика Хокусай (Кацукава Сюнро)
Варианты свитка с сайтов onmarkproductions.com и zeno.org

На сайте onmarkproductions.com очень близкий (но не идентичный) гонолулскому вариант раскраски но худшее качество изображения (судя по явному растру, картинка отсканирована с какого-то полиграфического издания). Вариант с сайта zeno.org отличается сильнее и цветами, и способами раскраски, например, у главного персонажа одежды орнаментированы цветным паттерном.

Но что же изображено на этих свитках? Грозное шестирукое синелицее божество, потрясающее оружием, попирает ногами демона 悪鬼 [акки]. Слева и справа от него солнце и полная луна, под ногами — три обезьяны, петушок и курочка.

Если вы знакомы с историей появления трех обезьян, вы знаете имя этого персонажа. Его зовут Сёмэн-КонгоПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (青面金剛 , дословно «синелицый ваджраносец»). Это характерное божество религиозных практик Ко-синПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам даосского происхождения. Раз в 60 дней, в ночь Обезьяны практикующие собирались на коллективные бдения, размещая перед собой свитки с этим божеством или его скульптурные изображения (пример подобной скульптуры мы видели в собрании Государственного музея истории религии (ГМИР) в Санкт-Петербурге).

Откуда взялся Сёмэн-Конго — очень большой вопрос. Музейные экспозиции часто затрудняются даже в его религиозной принадлежности. Недавно ушедший из жизни исследователь трех обезьян Митио ИидаПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (飯田 道夫) утверждал в личной переписке, что Сёмэн-Конго не известен ни в синто, ни в буддизме. Он существует только в связи с практиками Ко-син.

Однако иконография, да и имя этого божества вполне буддистские. Гневное многорукое синелицее божество, держащее абсолютное оружие — ваджру и попирающее демона — это один из защитников буддийского учения. В индийском буддизме существует класс существ, называемый видьяраджи (санскр. विद्याराज — «владыка знаний»), по-японски звучит короче: мёо (明王). Пятеро из них считаются гневными формами будд пяти семейств тантрической традиции и, соответственно, защитниками пяти направлений (центра и четырех сторон света). Их часто изображают на мандалах.

Из всех мёо в Японии более всего почитаем центральный, соответствующей будде Вайрочане видья-раджа Ачала. В Японии его называют светлым государем Фудо (不動). Он грозный, с синей кожей и всклокоченными волосами, часто многорукий, вооружен мечом и арканом.

А вот нашего Сёмэн-Конго иногда соотносят с мёо-хранителем востока Ваджраякшей (соответствует синему будде Акшобхья).

Как бы то ни было, общинам были нужны изображения Сёмэн-Конго на свитках, в виде статуй и каменных стел. Стелы, косин-то (одну из них мы видели на прошлом произведении Хокусая) известны по всей территории страны. Есть сайты, собирающие и классифициркющие информацию по памятникам косин-то. Многие из них можно уверенно датировать по надписям, так что набирается некоторая статистика. На сайте kcn-net.org (яп. яз.) можно увидеть, что пик установки стел косин-то приходится на 1800 г. А если учесть, что стела обычно ставится только после нескольких успешных бдений, пик популярности практик Ко-син, а следовательно, и спрос на изображения должен быть чуть раньше 1800, как раз во время создания свитков.

То есть Хокусай своей массовой серийной продукцией заполнял спрос религиозных общин на культовые изображения.

Если изучить примеры традиционных свитков Ко-син (например, на сайте Эмиля Шуттенхельма), можно заметить, что они могут быть многоцветными и многофигурными, насыщенными символами, выполненными в дорогих материалах, но при этом довольно примитивными по рисунку и композиции. Хокусай значительно исправляет композицию, делая рисунок благороднее. А в самом низу свитка петушок и курочка (традиционные символы) дополнены цыплятами. Мы нигде больше не видели такой подробности. Кажется, это Хокусай оживил строгий и грозный эпический сюжет милыми бытовыми деталями.

Три обезьяны у Хокусая вполне традиционны. Составляя симметричную группу, они сидят каждая на своем небольшом каменистом возвышении и закрывают лапками рот, уши и глаза.

Фрагмент свитка. Три обезьяны у ног Сёмэн-Конго
Фрагмент свитка. Три обезьяны у ног Сёмэн-Конго

Темы: [искусство] [музеи] [укиё-э] [Япония]

Индо-шведская спичка

ссылка ⚓

Индо-шведская спичка

Всю историю человечества добывание огня было не самым простым делом, пока не появились спички. Сперва они были огнеопасными, могли самовозгореться от случайного движения а использованная спичка продолжала тлеть, вызывая пожары. Кроме того, белый фосфор, входивший в состав воспламеняющей смеси, был крайне ядовитым. Более безопасную спичку изобрели в Швеции, именно она покорила мир, а компания с названием «Шведская спичка» (Swedish Match) до сих пор является мировым лидером в производстве спичек (а теперь еще и зажигалок). Шведская компания основывала и выкупала производителей спичек в разных странах, становясь монополистом на региональных рынках.

Спички из элитарного продукта, носимого в декорированных металлических футлярах, превратились в массовый дешевый товар. Сменилась и их упаковка, превратившись в простые и дешевые коробочки. Но зато на них появились яркие этикетки.

Моду на этикетки задавали те же шведы. Стандартный коробок стандартного размера украшался обычно простым, напечатанным малым набором красок (безусловно лидирует печать в два цвета: черный + красный) изображением. Но эти картинки для каждого рынка были своими. Обычно для дальних стран использовали местные символы или какие-то знаки престижа и прогресса, вроде велосипеда или паровоза.

Спичечная этикетка с тремя обезьянами, Англия Спичечная этикетка с иллюстрацией к Битве Обезьяны с Крабом, Япония Спичечная этикетка с обезьяной из Московского зоопарка, СССР
Примеры спичечных этикеток с обезьянами из Англии, Японии и СССР

Весьма популярным образом на спичечных этикетках стала обезьяна, причем особенно любима она была у производителей спичек в Японии (загляните в нашу подборку обезьяньих этикеток в Пинтересте, это любопытно). Но обезьяны на спичках встречались в самой Швеции, других странах Европы и в Индии.

Очень скоро яркие картинки со спичечных коробков стали предметом коллекционирования. Филуменисты (коллекционеры таких этикеток) могут подсказать, что в Индии можно найти спички с тремя обезьянами.

Спичечная этикетка с тремя обезьянами. WIMCO, Индия
Спичечная этикетка с тремя обезьянами. WIMCO, Индия
Спичечная этикетка с тремя обезьянами. WIMCO, Индия (в двух вариантах)

Можно рассмотреть, что на зеленой лужайке с деревьями на заднем плане сидят три обезьяны в красных колпаках, закрывающие лапками уши, рот и глаза. Возможно, это адаптация европейской картинки (см. в примере выше), те же три обезьяны одеты в более этнический вариант головного убора, приняли более этнические позы и изображены в более этническом окружении.

Как бы то ни было, производители спичек посчитали трех обезьян привлекательным для индийцев символом.

Упаковка в полгросса спичек. WIMCO, Индия
Упаковка в полгросса спичек. WIMCO, Индия

Более детально обезьян можно рассмотреть на более крупной упаковке спичек. Как видно по надписи, эта картинка украшала упаковку в половину гросса (дюжины дюжин), то есть 72 спичечных коробка. Здесь мы можем узнать в деревьях пальмы, а у тел, принадлежащих к «низшим» обезьянам увидеть головы с чертами, характерными больше для обезьян человекообразных.

Кроме надписи «Три обезьяны» (Three monkeys), указания числа спичек («в среднем 50 шт.»), названия товара «безопасные спички» и страны изготовления («произведено в Индии»), этикетку украшает логотип производителя — WIMCO.

WIMCO — это акроним от Western India Match Company («Западноиндийская спичечная компания»). Предприятие было основано в 1923 г. как дочерняя фирма шведского спичечного гиганта.

Мы не знаем даты выпуска спичек с тремя обезьянами, но можем уверенно сказать, что никак не раньше 1933 г., когда Махатма Ганди получил в подарок трех своих обезьян. Только после этого символика трех обезьян получила известность в стране (и теперь обезьян, отказывающихся видеть, слышать и говорить, в Индии называют не иначе как «обезьяны Ганди»).

Косвенно о популярности этикетки может говорить большое количество ее вариантов, то есть этикетка неоднократно переиздавалась. А еще попадаются реплики этой этикетки у иных производителей.

Спичечная этикетка с тремя обезьянами, Южная Индия
Спичечная этикетка с тремя обезьянами, Южная Индия

Более примитивная по рисунку этикетка явно копирует продукцию WIMCO, но на ней уже нет мелкого текста и логотипа. Производитель указан в нижней строке на тамильском (как нам кажется) языке. В надписи удалось различить название города Гадийяттам (Gudiyatham) штата Тамилнад.

То есть для дравидийцев-тамилов символика трех обезьян тоже привлекательна. Как тут не вспомнить стихи из древнетамильского «Наладияра»:

Коль с истиной знаком и к сплетням глух,
Слеп в отношении разврата,
Нем в осуждении собрата —
Не надобно тебе иных заслуг!

Темы: [декоративно-прикладное искусство] [спички] [товары]

Комичная божественность

ссылка ⚓

Комичная божественность

Мы уже обращались к теме комиксов и даже перевели американский комикс, посвященный трем обезьянам. На этот раз снова не будет супергероев (издательство Oni Press не очень уважает супергеройскую тематику), но не будет и ужасов. Мы рассмотрим комикс для школьниц младшего и, может быть, среднего возраста. Называется он «Банановое воскресенье» (Banana Sunday). С 2006 г. он издавался черно-белым, а после появился в красках.

Обложка комикса «Банановое воскресенье»
Обложка комикса «Банановое воскресенье»

Главная героиня, девочка Кирби Стейнберг (Kirby Steinberg) приезжает в новую школу, но не одна. Ее сопровождают три необычных обезьяны (все мужского пола). Их представили в качестве результата секретных опытов отца девочки, в результате которых обезьяны поумнели и научились говорить. А теперь для изучения человеческого общества стали ходить в школу вместе со своей хозяйкой.

Этих троих зовут Чак (Chuck) — довольно высокомерный и скучный орангутан, все время уткнувшийся в книгу; Ноби (Knobby) — любвеобильный и романтический самец паукообразной обезьяны, не пропускающий ни одной девушки; Гоу-Гоу (Go-Go) — маленький, но чрезвычайно сильный самец гориллы золотого цвета, его интеллект, мягко говоря, не очень развит, а больше всего он любит поесть и поспать, но он — главный защитник своей хозяйки.

Героиня решает свои школьные проблемы с подругами, недругами и влюбленностью, но ей нужно еще и уследить за своими обезьянами.

Герои комикса «Банановое воскресенье»
Герои комикса «Банановое воскресенье»

Почему мы рассматриваем этот комикс? Конечно же из-за трех обезьяньих персонажей. С очень большой долей уверенности можно ожидать, что авторы комикса вспомнят символику трех обезьян. И действительно, сперва как будто невзначай три обезьяны закрывают глаза, уши и рот, а чуть позже авторы уже целенаправленно показывают читателям классическую обезьянью композицию. Рассказывая историю своих обезьян, которые, буквально, свалились на нее с неба, Кирби утверждает, что это те самые три обезьяны, которые не видят, не слышат и не говорят.

Сцена из комикса «Банановое воскресенье»: три обезьяны в позах трех обезьян
Сцена из комикса «Банановое воскресенье»: три обезьяны в позах трех обезьян. Перевод Исконно.ru

Что мы можем узнать из этого комикса? Во-первых, аудитория произведения (те самые девочки-школьницы) должны узнавать символику трех обезьян. А во-вторых, для авторов комикса три обезьяны божественны и обитают на небесах.

Темы: [комиксы]

В застенках Иерусалима

ссылка ⚓

В застенках Иерусалима

Один из самых кинематографичных сюжетов английской истории — легенда о благородном разбойнике Робине Гуде (Robin Hood). В десятках фильмов разных жанров бравый герой в характерной шапочке с пером борется с несправедливостью, стреляет из лука, спасает прекрасных дам и даже поет и пляшет.

Ничуть не удивительно, что появились комические пародийные произведения, высмеивающие множество штампов, накопившихся в «серьезных» фильмах. И самым заметным из них с уверенностью можно назвать кинокартину «Робин Гуд: мужчины в трико» (Robin Hood: Men in Tights), снятую режиссером Мелом Бруксом (Mel Brooks) в 1993 г.

Постер к фильму «Робин Гуд: мужчины в трико»
Постер к фильму «Робин Гуд: мужчины в трико»

У отечественного зрителя принято подходить к этому фильму с некоторым снобизмом. Он кажется каким-то низкокачественным капустником на тему средневековых баллад. Вероятно, недопонимание происходит из-за не очень хорошего знакомства с предыдущими кинокартинами о Робине Гуде и, прежде всего, о фильме «Робин Гуд: принц воров» (Robin Hood: Prince of Thieves). И название, и постер, и сюжет, и многие сцены комедии почти дословно цитируют фильм с Кевином Костнером в главной роли. Сложность перевода многих шуток, построенных на игре слов тоже не доставляет положительных впечатлений русскоязычному зрителю. Тем не менее, для своего времени пародийный фильм запомнился.

А почему мы сейчас вспоминаем об этой картине? Да просто она почти сразу демонстрирует трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

По сюжету главный герой, Робин из Локсли, участвуя в крестовом походе, попадает в плен к сарацинам и его отправляют в тюрьму Иерусалима. По-восточному гостеприимный начальник тюрьмы приветствует своего нового постояльца, проводит небольшую экскурсию по тюрьме и передает в руки палачей. Те вежливо пытаются выведать у Робина военную тайну: где находится король, но упрямец отказывается отвечать. Тогда ведущие допрос сарацины угрожают тянуть пленника за язык. Услышав это, три узника на заднем плане в ужасе закрывают руками уши, глаза и рот.

Кадр из фильма «Робин Гуд: мужчины в трико». Узники в позах трех обезьян.
Кадр из фильма «Робин Гуд: мужчины в трико». Узники в позах трех обезьян.

Снова перед нами довольно избитый комический прием, превращающий трех персонажей в обезьян.

Робин Гуд благополучно сбежит из тюрьмы и отправится в свою родную Англию. А мы отметим для себя, что зритель за краткое время комичной сцены должен считать символику без лишних подсказок и ему это должно быть смешно.

Темы: [США] [фильмы]

Обезьяны гуру Нанака

ссылка ⚓

Обезьяны гуру Нанака

Среди индийских религий особо выделяется сикхизмПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (от пендж. ਸਿੱਖੀ [сикхи] — «ученик»). По декларации это мировая религия, которая должна объединить всех людей, но на практике сикхами стали только жители пятиречья — Пенджаба, разделенного ныне между Индией и Пакистаном.

Создал новое учение гуру НанакПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам на рубеже XV и XVI в., в смутный период индийской истории. Как раз через территорию Пенджаба в Индию проник мощнейший соперник дхармических религий — ислам и неудивительно, что в результате начались процессы синкретизации различных учений.

Гуру Нанак
Гуру Нанак, современное изображение

По легенде, Нанак долго путешествовал по святым местам разных религий, был в Мекке и Багдаде, в Варанаси и на Тибете, плавал на Цейлон и т. д. Современные исследователи сомневаются в подобной широте географии, но, тем не менее, действительно соединив основы многих учений, Нанак сформулировал принципы новой монотеистической религии.

Сикхизм можно сравнить с европейской Реформацией. Гуру отказывал в действенности ритуалам и обрядам, сомневался в необходимости жрецов и иных священнослужителей, идолов и других священных изображений. Мир по Нанаку создан единым безличностным Богом, растворенным в своем творении и проявляющим себя, в том числе, и через человека. А высшая задача человека — найти Бога в себе, чтобы объединиться с Ним. Главным средством же постижения Бога является медитация на Его имени (явно не называемом и открывающемся в сердце практикующего).

Нанак стал первым гуру сикхов (не просто учителем или пророком, а воплощением Божественного света в человеческой оболочке). То есть Бог раскрыл себя через гуру, следовательно, его слова — прямое Божественное откровение. Всего у сикхов было десять гуру, после десятого книга речей гуру была официально закончена, а титул гуру «растворился» в общине.

Исследователи называют индуистские элементы сикхизма (сикхи верят в карму и возможность реинкарнации); конечно же, несомненна мусульманская, прежде всего, суфийская основа сикхского монотеизма; кроме того учение о гуру находит много параллелей с джайнами.

Сикхи декларируют равенство людей (религии, национальности и касты не имею значения) и всеобщее братство, причем в прямом смысле. Во время ритуала посвящения и принятия в общину каждый новый сикх мужского рода получает фамилию (на самом деле у нее функция отчества) Сингх (дословно «лев»), а женского — Каур («львица»). То есть даже по имени все сикхи — братья и сестры Львовичи и Львовны.

Из небольшой общины учеников, образовавшейся вокруг Нанака, сикхи стали мощным религиозно-военным орденом, выросшим сперва в государство, а позже и в империю, не выдержавшую только столкновения с более мощной — Британской империей. После разделения Индии на собственно Индию и исламский Пакистан, сикхи из Западного, пакистанского Пенджаба вытеснены в Восточный, индийский (с параллельным обратным процессом вытеснения мусульман из Индии). Теперь сикхи — не просто религиозная, но и этническая группа, это пенджабцы, говорящие на пенджаби со своей самостоятельной культурой, обычаями и традициями. Сикхов в Индии ок. 2% от общего населения, а вот среди офицеров индийской армии традиционно воинственных сикхов до 20%.

Но пора перейти к сути нашей статьи. На ютьюб-канале «Основы сикхизма» (Basics of Sikhi) появилась небольшая проповедь Гуприт Каур (Gurprit Kaur) «Не видеть зла, не слышать зла и не говорить зла».

Заставка видеоролика «Не видеть зла, не слышать зла и не говорить зла»
Заставка видеоролика «Не видеть зла, не слышать зла и не говорить зла»

Во время путешествия по Юго-Восточной Азии улыбчивая ведущая посетила уже знакомый нам буддийский Золотой храм в Бангкоке (Таиланд). И остановилась при подъеме по лестнице напротив трех обезьян, которые и послужили поводом к проповеди.

Гуприт Львовна привела три отрывка из священных речей первого гуру Нанака, соответствующие трем обезьянамПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам Золотой горы. Давайте прочтем этот фрагмент целиком, чуть шире, чем процитирован в ролике:

Если кто-то принимает нечистоту, нечистота присутствует повсюду. В коровьем навозе и в древесине есть черви. Их столько, сколько зёрен пшеницы, и во всех есть жизнь. Прежде всего, жизнь есть в воде, благодаря которой всё растёт и зеленеет. Как защитить её от нечистоты? Она касается нашей собственной кухни. О, Нанак, нечистоту не смоешь таким образом; она смывается только благодаря духовной мудрости.
Нечистота ума — это жадность, а нечистота языка — ложь. Нечистота глаз — смотреть на красоты чужой жены и чужое богатство. Нечистота ушей — слушать сплетни других. О, Нанак, душа смертного идёт и связывает себя с Городом Смерти.
Вся нечистота исходит из сомнений и привязанности к двойственности. Рождение и смерть находятся под управлением воли Господа; по Его воле мы приходим и уходим. Принятие еды и питья чисто, поскольку Господь даёт всем питание. О, Нанак, гурмукхи, понимающие Господа, не запятнаны нечистотой.

В священных текстах сикхов действительно в качестве параллелей трем обезьянам названа ритуальная нечистота трех чувств, однако же, нужно отметить, что наиболее важна нечистота ума, именно она препятствует столь желанному единению с Богом. И именно от нее избавляет медитация на божественном имени. А три обезьяньих отрицания служат визуализацией этических запретов, которые должны сохранять чистоту ума.

Любопытно, что в комментариях к ролику ведутся достаточно ожесточенные дискуссии. Автор прямо назвала упомянутый Нанаком «Город Смерти» адом, куда отправляются души нечестивцев. Комментаторы разделились на два лагеря: в одном утверждали, что слова гуру нельзя толковать буквально и концепция ада, как и вообще воздаяния за грехи противна настоящему сикхизму; их оппоненты же приводили другие цитаты из священных книг, прямо говорящие о существовании посмертного суда и адов.

Кроме того, один из комментаторов оскорбился тем, что три обезьяны — символ, связываемый с Махатмой Ганди, а значит с индуизмом и, не стесняясь в выражениях, заявил, что гуру не могли иметь в виду ничего из этой чуши. (У сикхов, прямо скажем, непростые отношения с фамилией Ганди: премьер-министр Индира Ганди в широкомасштабной войсковой операции штурмовала главную сикхскую святыню — Золотой храм в Амритсаре, после этого личные телохранители (из сикхов) застрелили ее).

Темы: [Индия] [сикхизм]

  стр. 2 из 52  
Исконно.ru
Исконно.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь трех обезьян
Библиотека по трем обезьянам
Коллекция трех обезьян
Толковый словарь по ножам
Четки
О проекте / координаты
Новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест