Исконно.ruТри обезьяны в культуре и искусстве, страница 2

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту
  стр. 2 из 44  

Уши богов

 ссылкаУши богов

Сегодня займемся археологией компьютерных игр. Игру «RuneScape» нельзя назвать ни первой браузерной массовой многопользовательской ролевой онлайн-игрой, ни даже исторической (она вполне здравствует и поныне, правда сменила движок и выбралась из браузера). Но, тем не менее, игра существует с начала 2001 г. и дважды отмечалась книгой рекордов Гиннеса как самая массовая и самая обновляемая. По жанру это классический фэнтезийный мир с умениями и магией. Игра частично бесплатная, что позволяет привлекать игроков, но многие возможности открываются только участникам подписки.

По ходу сюжета игроки проходят специальные задания (квесты), которые могут быть весьма сложными и продолжительными. Мы коснемся двух квестов, оба доступны только платным подписчикам.

Видимо, в 2004 г. появился квест «Monkey Madness» («обезьянье безумие» или «помешательство на обезьянах»). В поисках пропавшего отряда герой оказывается на отрезанном от материка острове, населенном обезьянами. Обезьяны в игре разумны и высокоразвиты, представляя собой по сути одну из игровых рас. Правда, к людям они настроены весьма агрессивно. Игроку нужно пользоваться магией, чтобы научиться общаться с обезьянами и принимать их внешний вид, чтобы не вызвать подозрений.

В ходе этого задания игрок впервые знакомится с тремя мудрыми обезьянами в храме Маримбо на Обезьяньем острове.

Три мудрые обезьяны: Мидзару, Кикадзару и Ивадзару
Три мудрые обезьяны: Мидзару, Кикадзару и Ивадзару

Зовут обезьян непритязательно: МидзаруПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, КикадзаруПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам и ИвадзаруПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Они взаимодействуют с игроком, помогая тому выполнить задание.

Но более интересная история разворачивается в другом длинном квесте «Do No Evil» («не делай зла»). В названии слышится явная аллюзия на четвертую обезьянуПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам и сам квест во многом связан с тремя обезьянами.

Прохождение квеста Do No Evil
Прохождение квеста Do No Evil

Игроку нужно уговорить обезьян переселиться с Обезьяньего острова на свою историческую родину — в пустынные земли. Тематика тоже пустынна: арабские сказки и древнеегипетские боги.

Три обезьяны раскрывают свою историю. Оказывается, у них в пустыне существовала своя малая богиня Апмекен (Apmeken), принесшая стране мир и процветание. Ее антагонистом была богиня-пожирательница Амаскат (Amascut), разозлившаяся на соперницу и отнявшая у той способность видеть, слышать и говорить. Обезьяны-жрецы были так шокированы произошедшим, что тоже лишились зрения, слуха и речи соответственно. Но ужасной богине этого было мало и из чувств обезьяньей заступницы она создала трех монстров, чтобы натравить их на обезьян. Множество обезьян было перебито, но часть, в том числе и три мудрые обезьяны Мидзару, Кикадзару и Ивадзару сумели скрыться на далеком острове.

Монстры-боссы: Лиуни, Аюни и Эруни
Монстры-боссы: Лиуни, Аюни и Эруни

Игроку в ходе задания, обычно, приходится побороться с особенно сильным монстром, «боссом». В этом квесте героя ждут сражения сразу с тремя порождениями гнусной богини по очереди. Это те самые воплощения украденных чувств. Их модели сходны, различаются только цвета и изображения на повязках, закрывающих их лица.

Монстров зовут Лиуни (Leeuni, очевидно, от англ lips — губы), на красной повязке которого схематично изображен рот; Аюни (Ayuni, от eye — глаз, также созвучно арабскому «мои глаза») с глазом на зеленой повязке; Эруни (Eruni от ear — ухо) с абстрактными ушами на синем фоне повязки.

Что нам дали эти изыскания в старой игре? Во-первых, давно замеченную закономерность: если достаточно продолжительная визуализированная история касается обезьян, обязательно нужно ждать появления намека или явного появления обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят.

Во-вторых, этот случай интересен тем, что авторы на наших глазах по сути реконструируют легенду появления символики трех обезьян, связав их с соперничеством древнеегипетскив богов.

В-третьих, интересен историко-культурный контекст. Пустыня RuneScape — это явная модель Древнего Египта и даже в островном изгнании три обезьяны восседают на подобиях древнеегипетских пирамид. То есть автор сценария связывает происхождение трех обезьян (все-таки восточного символа) с Египтом. Любопытно, что не он один. До него трех обезьян в Египте находила Лара Крофт, а после — ну, например, желтые миньоны.

Настоящие исследователи трех обезьян, считающие, что их символика появилась вне Японии, тоже пытаются отыскаать древнеегипетские корни композиции где-нибудь среди фигурок священных павиановПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Тут вряд ли можно предположить взаимное влияние или всемирный заговор, это, что называется, коллективное бессознательное, архетипичное перенесение символики в соответствующее ей окружение. И это очень занятно!

Темы: [компьютерные и видеоигры]

В киоте атеистов

 ссылкаВ киоте атеистов

В Ленинграде в самом начале 1930-х гг. из временной антирелигиозной выставки решили сделать постоянный музей. На нужды антицерковной пропаганды выделили один из главных христианских памятников города на Неве — Казанский собор. И музей при академии наук стал в стране победившего атеизма одним из немногих мест, где о религии можно было говорить серьезно. Не оставляя целей пропаганды атеизма, музей вел научную работу в исследовании возникновения и развития религий и собрал большую коллекцию культовых предметов.

С крушением государства рабочих и крестьян изменился и музей. Из названия куда-то пропало слово «атеизм», теперь это Государственный музей истории религии (ГМИР), а Православная Церковь вернула себе собор, выселив музейщиков в куда менее престижный дом почтового ведомства на Почтамтской улице. Тем не менее, музей не только выжил, но и остался популярным местом в северной столице.

Итак, в собрании музея, в разделе «Буддизм в Японии» есть весьма примечательный предмет с инвентарным номером КП-39054/а. И называется он Сёмэн КонгоПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Сёмэн Конго, скульптура. Дерево, резьба, краска. Япония. XIX в. Собрание ГМИР
Сёмэн Конго, скульптура. Дерево, резьба, краска. Япония. XIX в. Собрание ГМИР

Это небольшой (42×18×13,5 см) двустворчатый ящичек-киот с резной и раскрашенной яркими красками и золотом фигуркой (высотой 33 см) устрашающего божества.

Как можно прочесть (и прослушать в аудиогиде), музей затрудняется в определении конфессиональной принадлежности божества, называя то индуизм, то буддизм, то даосизм и даже конфуцианство. Если опустить последнее (притянуто за уши) и добавить до кучи синтоизм, можно как согласиться со всеми вариантами сразу, так и оспорить любой из них в отдельности.

На самом деле Сёмэн Конго (яп. 青面金剛 — синелицый держатель ваджры) как таковой не существует нигде отдельно от практики ко-синПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Эта практика (бдения в ночь Обезьяны раз в 60 дней) чисто даосская (по-китайски гэн-шень, 庚申), но изучалась она в монастырях, которые с периода КамакураПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам представляли труднораспутываемый синкретический клубок привозного буддизмаПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам и местных верований (синтоПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам).

Раз перед нами держатель ваджры (оружие, олицетворяющее одновременно и молнию, и алмаз), религиоведы с легкостью могут возвести его к архетипичному богу-громовержцу. В индуизме это Индра.

Давайте еще раз посмотрим на божество: зеленая кожа (в Восточной Азии синий и зеленый считаются оттенками одного цвета 青い, так что нет противоречия эпитету «синелицый»), всклокоченные волосы, горящие глаза, меж бровей третий глаз (знак понимания истины), ожерелье из мертвых голов, шесть рук с огнем и оружием. Несомненно, перед нами гневная форма карающего божества. В буддизме такие существа ответственны за охрану учения и борьбу с демонами, а главные из грозных защитников имеют титул видья-раджа (царь знания, в Японии их называют мёо, 明王). Сёмэн Конго — типичный мёо, не случайно его отождествляют с Ваджраякшей — хранителем Востока. В музейном собрании оказалась сокращенная иконография божества, обычно он стоит не на абстрактной скале, а попирает ногами черта.

Очевидно, образ Сёмэн Конго использовался какой-то из японских общин, проводящих бдения косин-матиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам раз в 60 суток в ночь Обезьяны. В прочее время створки киотца закрывали.

Почему мы так внимательны к этому персонажу? Дело в том, что именно в сопровождении Сёмэн Конго в Японии появляются первые известные изображения трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Музейный аудиогид довольно изящно решает проблему их появления: видите ли, по даосским представлениям три нежелательных сущности-паразита, обитающих в человеческом теле, следят, что плохого увидел, услышал или сказал их носитель и докладывают об этом верховному даосскому божеству. А бдение в ночь Обезьяны мешает этив сущностям. Вот соответствующих обезьянок и рисуют. Мы не можем подтвердить подобной «специализации» «трех червей» (сансиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, 三尸). К примеру, один австрийский исследователь прослеживает эволюцию представлений о санси, но не приводит их прямой связи с тремя запретами.

Как бы то ни было, в музейном предмете, хоть и довольно позднем, тоже нашли свое отражение три обезьяны — на створке киота.

Фрагмент правой створки киота Сёмэн Конго, три обезьяны
Фрагмент правой створки киота Сёмэн Конго, три обезьяны

На второй створке симметрично обезьянам изображены два петуха, тоже постоянные спутники синелицего божества. Видимо, петухи, как всегда, символизируют рассвет и победу над тьмой ночи: что в евангельской сцене отречения Петра, что в повесте Гоголя «Вий». Часто куриной паре соответстуют еще и изображения луны и солнца, но в питерском варианте их не видно.

Темы: [буддизм] [индуизм] [музеи] [Россия] [синтоизм] [Япония]

Обезьяны казней египетских

 ссылкаОбезьяны казней египетских

Мультиязычный новостной портал о Кавказе JAMnews публикует цикл писем от осужденного в Армении на пожизненное заключение Юрия Саркисяна.

Это ставшие давно привычными истории об ужасах в постсоветских застенках, однако, форма не самая обычная: в попытках докричаться до читателя автор ссылается на Библию или на синхронные Пятикнижию древнеегипетские документы, цитирует (однако умалчивая источник) «поучения отцов» (пиркей авот) иудаизма или вспоминает символику трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Главная мысль письма, опубликованного 31 января 2018 г.: человеку нужно слышать человека с другой стороны решетки. Понятно, что три обезьяны здесь воспринимаются эквивалентом «позиции страуса»: проще засунуть голову в песок, чем признать проблему. Люди на свободе не хотят видеть, слышать и говорить о страданиях осужденных, теряя тем самым человечность и превращаясь в обезьян.

Визуально главный образ письма воплощен в иллюстрации Анастасии Логвиненко.

Иллюстрация Анастасии Логвиненко к письму Юрия Саркисяна, опубликованному на портале JAMnews
Иллюстрация Анастасии Логвиненко к письму Юрия Саркисяна, опубликованному на портале JAMnews

Чем же нас привлек этот текст? Необычной аналогией, предложенной автором к символике трех обезьян, понимаемой в ключе безразличия.

В ветхозаветной книге Исход (Шемот) среди «десяти египетских казней», которым египтяне подверглись после отказа выпустить из рабства евреев, описана казнь предпоследняя — «тьма египетская».

Моисей простёр руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их.
(Исх. 10:22-23), Синодальный перевод

Для автора письма важно здесь, что люди не видели людей. Именно с добровольной тьмой египетской, моральной слепотой сравнивает Юрий Саркисян позицию трех обезьян. Можно предположить, что автор ждет своего исхода, но где же тот Моисей с голосом Луи Армстронга: «Let my people go!..»

Темы: [Армения]

Обезьяны космических рубежей

 ссылкаОбезьяны космических рубежей

Бывают произведеия искусства, влияющие на ход истории. Одно из них — космическая эпопея «Звездный путь» (Star Trek). Классический телесериал о героических покорителях космоса в оптимистическом, почти утопическом будущем стартовал в 1968 г., в самый разгар «лунной гонки», когда к космосу было приковано всеобщее внимание. И те американские мальчишки, что, открыв рты, смотрелии на инопланетные приключения героев «Звездного пути», повзрослев, выбрали исследования космоса своей специальностью. Так что космические успехи США вполне можно приписать миссии капитана Кирка и мистера Спока.

Кинофраншиза Star Trek отличается проработанностью деталей. У героев есть биография, у цивилизвций история, вы можете посвятить себя глубокому изучению вулканской философии или клингонского языка. Исследователи отмечают параллели повествования «Звездного пути» с классической мифологией, а центром его служат вполне мифологичная троица главных героев (фанаты называют их «Большой Тройкой» (Big Three) с заглавной буквы): капитан Джеймс Тиберий Кирк (James T. Kirk в исполнении Уильяма Шетнера); любимец зрителей, остроухий вулканец, первый помощник Спок (Spock, Леонард Нимой) и врач Леонард Маккой (Leonard McCoy, ДеФорест Келли).

Кроме сериалов, вселеную «Звездного пути» описывали мультфильмы и, конечно же, полнометражные кинофильмы (их уже вышло не менее 13). Нас сейчас интересует пятый фильм эпопеи, «Звездный путь 5: Последний рубеж» (Star Trek V: The Final Frontier) из 1989 г.

В центре фильма все та же классическая, но изрядно постаревшая троица Кирк-Спок-Маккой и, помимо приключений, история посвящена их взаимоотношениям.

Мы можем поделиться одной фотографией со съемочной площадки: три главных героя явно пытаются принять позы трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Пусть сцена и постановочна, но отношения прсонажей явно живые, дружеские.

Фото со съемок фильма «Звездный путь 5: Последний рубеж». Исполнители главных ролей в позах трех обезьян. Слева направо: Уильям Шетнер, Леонард Нимой, ДеФорест Келли
Фото со съемок фильма «Звездный путь 5: Последний рубеж». Исполнители главных ролей в позах трех обезьян. Слева направо: Уильям Шетнер, Леонард Нимой, ДеФорест Келли

Исполнитель роли Кирка был одновременно режиссером проекта и не смог избежать искушения: почти все зрители отмечают, что роль капитана излишне выпячена.

Фильм ни в коем случае нельзя назвать провальным, но к успеху предыдущих лент «Звездного пути» он приблизиться не смог и, кроме того, завоевал антипризы за худший фильм и худшую мужскую роль (У. Шетнер) года.

О чем нам говорит это фото? О ставшей штампом традиции в американской культуре. Три персонажа через то или иное время непременно окажутся в обезьяньих позах.

Хотя для командора Спока композиция вполне применима. Раса вулканцев отличается от землян не только формой ушей и бровей, но и способностью полностью контролировать свои эмоции. По мнению создателя концепции «Звездного пути» Юджина Родденберри, одна из возможностей успешного развития человечества как раз и заключается в избегании насилия, изучении уроков прошлого и действиях, не основанных на эмоциях.

Темы: [США] [фильмы]

Принуждение к добру?

 ссылкаПринуждение к добру?

Есть повод вернуться к событиям Второй мировой войны. На этот раз мы рассмотрим австралийские ВВС, «Королевские военно-воздушные силы Австралии» (RAAF).

Австралия вступила в войну в качестве доминиона Великобритании. Довольно много австралийцев воевало в Европе, Средиземноморье и Северной Африке, но, безусловно, главным для Австралии стал тихоокеанский театр боевых действий.

Первая половина войны проходила под впечатлением мощного шока от разгрома японцами сил Великобритании в Азии. Стала реальной угроза захвата Японией Австралии. Лихорадочными усилиями собирались военно-воздушные подразделения, способные отразить авианалеты и десанты. В то же время Австралия сблизилась с новым, более экономически мощным союзником — США.

После перелома на тихоокеанских фронтах окрепшие RAAF в составе союзнических соединений, в основном, занимались бомбардировкой и фронтовой штурмовкой японцев.

В собрании фотодокументов Австралийского военного мемориала (Australian War Memorial) нас привлек один кадр из 1945 г. (инв. №P04247.001). Как следует из подписи, трое военнослужащих Королевских ВВС Австралии (RAAF servicemen) позируют с тремя японскими солдатами.

Фото из собрания Австралийского военного мемориала. Трое военнослужащих Королевских ВВС Австралии позируют с тремя японскими солдатами, принявшими позы трех обезьян. 1945 г.
Фото из собрания Австралийского военного мемориала. Трое военнослужащих Королевских ВВС Австралии позируют с тремя японскими солдатами, принявшими позы трех обезьян. 1945 г.

Сложно предположить предысторию фотографии: как ВВС могли контактировать пусть даже с пленными солдатами неприятеля? Музей не опознал даже австралийских персонажей снимка.

Знаков различия не видно. И та, и другая сторона облачены в тропический вариант формы. Австралийцы в шортах. У японцев обувь с обмотками. На левом военнопленном можно различить таби с отделением для большого пальца. У него же между ног, очевидно, лежит форменное полевое кепи.

Австралийцы демонстрируют доминирование и презрение к пленному противнику, двое из трех победителей поставили ногу на побежденных, которых, в свою очередь, заставили принять позы трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

На обороте фотокарточки сохранилась надпись:

What we waited nearly four years to see. Three RAAF members demonstrate with the assistance of the Imperial Japanese Army the age old story of the three monkeys — speak no evil, hear no evil, see no evil.
Вот чего мы ждали почти четыре года. Три члена Королевских ВВС Австралии демонстрируют при содействии Императорской армии Японии стародавнюю историю трех обезьян: не говори зла, не слушай зла, не смотри на зло.

Перевод Исконно.ru

Мы хотим отметить, что для инициатора постановки (видимо, собственно безымянного австралийского (?) фотографа) и, очевидно, для доминирующих персонажей снимка — молодых австралийских военнослужащих — знакома композиция с тремя обезьянами. Можно вспомнить, что союзническое командование пыталось воздействовать на японцев при помощи трактовки символики трех обезьян.

Вполне возможно, что для австралийцев посадить противника в эти позы означало лишь унижение и сравнение с обезьянами. В этом союзники последовательны: и американцы, и англичане не отказывали себе в подобных аналогиях.

Темы: [Австралия]

  стр. 2 из 44  
Исконно.ru
Исконно.ru

Три обезьяны
Происхождение
Философия
Три обезьяны в культуре и искусстве
Словарь трех обезьян
Библиотека по трем обезьянам
Коллекция трех обезьян

Толковый словарь по ножам

Четки

О проекте / Координаты
Новости

Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест