Исконно.ruТри обезьяны в культуре и искусстве, страница 2

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту
  стр. 2 из 47  

Обезьяны для адмирала Канариса

ссылка ⚓

Обезьяны для адмирала Канариса

Одна из самых противоречивых личностей в верхушке Третьего Рейха — адмирал Вильгельм Франц КанарисПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (Wilhelm Franz Canaris). Военную карьеру начал во флоте кадетом. Участвовал в Первой мировой, попал в плен, бежал. Дослужился до капитенцурзее (примерный аналог звания капитана первого ранга) и в 1935 г. назначен начальником военной разведки и контрразведки (Абвер, Abwehr). На этой должности постепенно вырос в звании до адмирала.

В чем противоречивость? Представьте себе, что уже в наше время израильтяне выдвигали Канариса (одного из главных руководителей нацистского государства!) на звание праведника народов мира (חסידי אומות העולם) с увековечиванием имени на горе́ Памяти в Иерусалиме. Несомненно участие Канариса в спасении от уничтожения евреев (объявляя евреев агентами разведки, адмирал способствовал их выезду по каналам Абвера за границы Рейха). Звания праведника Канарис не получил из-за подозрений в причастности к совершению военных преступлений.

Менее подтвержденным считается участие Канариса в заговоре против Гитлера, якобы, готовившимся аж с 1938 г. В 1943 г. несколько мятежников было арестовано среди офицеров Абвера. Как бы то ни было, в 1944 г. адмирал отстранен от командования и уволен в запас. Очередное покушение на Гитлера (взрыв в ставке «Вольфсшанце» 20 июля 1944 г.) снова бросил тень на Канариса. Но окончательные доказательства неблагонадежности адмирала появились только в начале 1945 г., когда Гестапо были обнаружены тайные дневники Канариса, в которых недвусмысленно были описаны контакты адмирала с английской разведкой. Канарис был приговорен к смертной казни и 9 апреля повешен.

Вильгельм Франц Канарис в звании корветтенкапитена. Между 1924 и 1931 гг.
Вильгельм Франц Канарис в звании корветтенкапитена. Между 1924 и 1931 гг.

Почему вдруг мы вспомнили об этом немецком деятеле? Дело в том, что имя Канариса часто связывается с символикой трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. В частности, один продавец антикварных меднолитых фигурок с тремя обезьянами по секрету рассказывал, что «точно такая же статуэтка» стояла на столе у адмирала Канариса и это «символ разведки».

Это очень странное утверждение (как композиция «не видеть, не слышать, не говорить» может быть привлекательной для разведчика?) заставило нас обратиться к источникам. И тут всё встало на свои места.

Оказывается, у Вильгельма Франца Канариса в качестве пресс-папьеПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (если верить биографу Карлу Хайнцу Абсхагену) использовалась другая статуэтка:

...На письменном столе, как напоминание о морской карьере начальника, стояла миниатюрная модель крейсера «Дрезден», на котором он участвовал в морских сражениях у Коронеля и у Фолклендских островов. Рядом — пресс-папье с тремя бронзовыми обезьянами на верхней мраморной пластинке. Одна обезьяна напряженно прислушивалась, приложив ладонь к уху, другая внимательно смотрела вдаль, а третья прикрывала рукой рот; эти обезьяны символизировали девиз абвера: его сотрудники должны все слышать и видеть, но не болтать...
Карл Хайнц Абсхаген. Канарис. Руководитель военной разведки вермахта. 1935—1945. Серия: За линией фронта. Биографии. Изд.: Центрполиграф, 2006. ISBN: 5-9524-2258-6. Глава 6.

Абсхагену (Karl Heinz Abshagen) есть основание не доверять полностью: он явно идеализирует своего героя (первая публикация в 1949 «Canaris. Patriot und Weltbürger» («Канарис. Патриот и гражданин мира») Stuttgart 1949) и мелкие незначительные детали могут быть лишь художественным вымыслом в попытке «очеловечить» исторический образ.

Однако описанный вариант композиции с обезьянами реален и вполне подходит для разведки. Это воплощение латинского девиза «Audi, vide, tace»Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам («услышь, увидь, молчи»), используемого как тайными обществами, вроде масоновПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, так и государственными конторами в сфере безопасности. Например, его можно прочесть на эмблеме чешского аналога ФСБ (Bezpečnostní Informační Služba).

Такие обезьянки встречаются реже классического варианта, но и они достаточно распространены.

Статуэтка трех обезьян услышь, увидь, молчи Статуэтка трех обезьян услышь, увидь, молчи

Девиз «Audi, vide, tace» появился, очевидно, раньше, чем символика трех обезьян добралась до западного мира, так что мы имеем дело со сращением и переосмысливанием символик.

Темы: [Германия] [личности, связываемые с тремя обезьянами] [разведка]

Украшая Чикаго

ссылка ⚓

Украшая Чикаго

В Чикаго (штат Иллинойс, США) рядом с международным аэропортом Мидуэй, на улице Саус-Пуласки-роуд многие проезжающие мимо обращают внимание на оформление дома №5516 (5516 S Pulaski Rd, Chicago, IL 60629). Простой кирпичный фасад украшают три серых панно с обезьянами, которые не видят, не слышат и не говорятПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Дом №5516 по улице Саус-Пуласки-роуд, Чикаго, Иллинойс, США
Дом №5516 по улице Саус-Пуласки-роуд, Чикаго, Иллинойс, США

Это не гипс или цемент. Панно выполнены в технике резьбы из известняка.

Панно с тремя обезьянами с дома на Саус-Пуласки-роуд
Панно с тремя обезьянами с дома на Саус-Пуласки-роуд

Дом построен в 1955 г. и не сохранилось ни истории, почему были выбраны обезьяны, ни имени художника, однако чикагская телекоммуникационная компания WTTW в программе Джеффри Бэра (Geoffrey Baer) «Спросите Джефри» (Ask Geoffrey) провела маленькое исследование и нашла братьев этих обезьян.

В другой части Чикаго (№4035 N. Sawyer Ave) есть дом, построенный в 1959 г., украшенный похожими панно.

Дом №4035 по улице Норт-Сойер-авеню, Чикаго, Иллинойс, США
Дом №4035 по улице Норт-Сойер-авеню, Чикаго, Иллинойс, США

Более того, где-то в пригороде, на Ривер-Форест дом 1957-го г. постройки украшен более крупными по масштабу панно, повторяющими обезьян из города с чуть отличающимся фоном.

Панно с обезьяной «Не слышать зла» из пригорода Чикаго. Известняк. 1957 г.
Панно с обезьяной «Не слышать зла» из пригорода Чикаго. Известняк. 1957 г.

Вот про последнее здание сохранилась статья в газете «Chicago Tribune», которая поинтересовалась у застройщика поводом изображения трех обезьян. Застройщик ответил, что никакого особого повода нет, добавив:

Сам факт, что они [три обезьяны] вызвали этот разговор и интерес означает, что идея выполняет то, ради чего задумывалась.
Перевод Исконно.ru

Тогда газета сама предположила в обезьянах символику хороших добрососедских отношений.

То есть перед нами не отдельное чудачество, а серия украшений жилых домов. Безусловно, у заказчика и автора были личные мотивы и симпатии при выборе тематики панно, но, видимо, главной целью была коммерческая. Как минимум во 2-й пол. 1950-х гг. в США три обезьяны могли сделать здание более привлекательным.

Темы: [архитектура] [декоративно-прикладное искусство] [США]

Притворная корейская любовь

ссылка ⚓

Притворная корейская любовь

Корейская популярная музыка (K-pop) — отдельная вселенная со своими законами, центрами притяжения и звездами.

Ярким примером может служить мальчиковая группа BTS. Команда сперва называлась по-корейски 방탄소년단 [пантхан сонёндан] (в английском переложении Bangtan Boys), но с завоеванием международной популярности чаще стала подписываться романизированной аббревиатурой BTS, которой было придумано новое англоязычное раскрытие — «Beyond The Scene» («по ту сторону сцены»).

Продюсеры создавали группу явно из чисто коммерческих побуждений, сразу в расчете на то, что участники должны стать кумирами. Центром будущей команды стал молодой, но уже состоявшийся музыкант и автор песен Ким Нам Джун (김남준), предпочитающий, чтобы его называли Ар'эмом (RM от англ. Rap Monster — «монстр рэпа»). В общегосударственном конкурсе Монстру выбрали еще шестерых товарищей, сформировав коллектив из весьма привлекательных корейских юношей. Не удивительно, что у BTS появилась буквально армия поклонников (она так и называется, BTS Army).

Взлет популярности был стремительным и группа сумела прославиться за пределами Южной Кореи. Их альбом 2018 г. «Love Yourself 轉 Tear» стал №1 (!) по продажам в США (по версии Billboard 200).

На композицию из этого альбома под названием «Fake Love» (англ. «притворная любовь») был снят клип и он стал вторым за всю историю интернета по количеству просмотров в первые сутки (по веhcbb Forbes).

Лирический герой этой двуязычной англо-корейской песни ради идеалов любви врал и притворялся, скрывал свои истинные чувства и недостатки, но его тяготит эта наигранная любовь и он боится полностью потерять себя, оказавшись лишь марионеткой в руках партнера. «Я вырастил цветок, который не в состоянии распуститься» — поет Ким Нам Джун.

Почему мы выделили эту песню? Из-за оформления и хореографии. Обратите внимание на фоновую композицию. Пугающие руки в застывшем водовороте, несомненно, намекают на классическую композицию с тремя обезьянамиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Они должны закрывать глаза, рот и уши призрачного, мнимого персонажа, которого на картине нет. Так воплощаются страхи лирического героя песни.

Кадр из клипа на песню «Fake Love»
Кадр из клипа на песню «Fake Love»

Позы трех обезьян повторяют во время танца и участники BTS не только в студийном клипе, но и в «живых» выступлениях, например на церемонии Billboard Music Awards.

Выступление группы BTS с композицией «Fake Love» на церемонии Billboard Music Awards. Участники принимают позы трех обезьян
Выступление группы BTS с композицией «Fake Love» на церемонии Billboard Music Awards. Участники принимают позы трех обезьян

Сам Монстр Рэпа подтвердил в интервью Billboard догадки о символике трех обезьян:

Мы сделали ее [композицию «не видеть, не слышать и не говорить зла»] главной частью нашей хореографии, так что вам должно быть интересно обнаружить эту старую фразу в нашей хореографии. Она будет мощнее, чем когда-либо!
Перевод Исконно.ru

Темы: [видеоклипы] [песни]

Воссоздание античности

ссылка ⚓

Воссоздание античности

Имя американского скульптора Роберта Ингерсолла Эйткена (Robert Ingersoll Aitken) помнят некоторые историки искусства, архитекторы и нумизматы: по его эскизам в 1915 г. были выпущены памятные монеты, приуроченные к открытию Панамского канала — восьмиугольные золотые 50 долларов — самая большая и самая дорогая (за исключением новейших инвестиционных) монета США. Но мы сейчас не о ней.

Роберт Эйткен много работал в медальерном деле, создавая как медали различных организации, так и просто памятные знаки и украшения. Вот одна из таких медалеподобных плакеток нас заинтересовала.

Плакетка «Не видеть зла, не говорить зла, не слышать зла». Роберт Эйткен, 1909 г. Диаметр 153 мм. Медный сплав, золочение (во многом утрачено)
Плакетка «Не видеть зла, не говорить зла, не слышать зла». Роберт Эйткен, 1909 г. Диаметр 153 мм. Медный сплав, золочение (во многом утрачено)

Эйткен часто работал в стиле классицизма (пусть и с прививкой ар-нуво), ему, к примеру, принадлежат статуи на неоклассическом здании Верховного суда США, всем своим обликом цитирующем высокую античность. К античности отсылает нас и изображение на плакетке. Три женских профиля украшены подчеркнуто античными атрибутами: лавровым венком, диадемой с узором меандра и лентой, скрепляющей волосы. Персонажи прикрывают рукой ухо, рот и глаза.

В верхней части написан девиз: «Не видеть зла, не говорить зла, не слышать зла». Внизу подпись автора: «Эйткен».

Вполне вероятно, что автор имел в виду вполне конкретные образы-персонификации. Давайте просто попробуем угадать имена этих женщин, ничего не утверждая.

С венком победителя вполне может быть Слава, то есть античная Фама. Она призывает не слушать, очевидно, дабы не поддаваться гордости и высокомерию.

Профиль дамы в диадеме американцы узнают по монетам. Возможно это Свобода, римская Либертас. Она предпочитает опустить глаза и прикрыть рот рукой. Уж не самоограничение ли это, не знак ли границ свободы, закрепленных еще Декларацией прав времен французской революции:

...осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же самыми правами. Эти пределы могут быть установлены лишь Законом...

А о Законе нам поведает третья дама, ведь она может оказаться Справедливостью (античная Юстиция, она же Фемида). Ее-то всегда традиционно изображают с повязкой на глазах, так как она должна принимать взвешенные решения беспристрастно, не взирая на авторитеты. У автора сохранилась повязка, правда она переехала на лоб, а глаза закрыты рукой, чтобы больше соответствовать классической композиции с тремя обезьянамиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Оборотная сторона плакетки
Оборотная сторона плакетки

На обороте плакетки размещено кольцо для подвеса (перед нами явно настенное украшение) и мелкая строка копирайта по кругу: «COPYRIGHT 1909 BY A.B.TEBBS. PAT.APPD.FOR.»

Начало производства плакетки явно датировано: 1909 г. С тех времен их выпущено немало в разных размерах и материалах. На крупных интернет-аукционах у вас всегда есть хорошая возможность встретить подобный экземпляр. Не можем однозначно утверждать про настоящее время, но еще в 2016 г. производились «музейные реплики» плакетки Роберта Эйткена, продаваемые в качестве сувениров. Это больше века популярности!

Современная реплика плакетки
Современная реплика плакетки

Нам этот случай интересен продолжительной популярностью образа, навеянного тремя обезьянами и его смешением с античными мотивами.

Роберт Ингерсолл Эйткен
Роберт Ингерсолл Эйткен

Темы: [декоративно-прикладное искусство] [США]

Не очень природная скульптура

ссылка ⚓

Не очень природная скульптура

В Индии есть много курортных регионов. Часть из них всемирно известна, а часть популярна только у местного населения. Среди таких Махабалешвар (Mahabaleshwar) километрах в 300 от Мумбаи (бывшего Бомбея).

Это горный курорт на довольно обширном плато в Западных Гатах, у истоков реки Кришны. Здесь редкая для страны зона вечнозеленых лесов, богатая природа, достаточно комфортный климат (за исключением сезона дождей) и потрясающие пейзажи. Ну и Махабалешвар служит клубничной столицей Индии, здесь выращивают почти всю клубнику для такой многонаселенной страны.

Обезьяна (макака резус) в горах Махабалешвара, Индия
Обезьяна (макака резус) в горах Махабалешвара, Индия

Хотя сейчас в Махабалешваре отдыхают преимущественно индийцы, открыли рекреационный потенциал этих мест англичане во времена британского владычества. С тех времен отдых здесь включает сосещение ряда естественных смотровых площадок, «пойнтов». Одна из самых популярных — Артур-пойнт с впечатляющим пейзажем прилагающейся трагической историей из британского периода. Но нас интересует не она.

По догоге к Артур-пойнт есть промежуточная смотровая площадка и она называется «Пункт трех обезьян» (3 Monkey Point). Место так называется из-за холма чуть ниже собственно обзорной площадки, вернее из-за скального образования на его верхушке.

Довольно причудливая фигура, образованная выветриванием в одном из ракурсов напоминает индийцам трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, которые не видят, не слышат и не говорят. Как мы уже знаем, в Индии три обезьяны (не без причины) называются не иначе как «обезьянами Ганди» и индийцы толпами приходят посмотреть на естественное, природное воплощение этического символа, столь ценимого национальным героем.

Холм трех обезьян (3 Monkeys Hill) в Махабалешваре. Вид с Три-Манки-пойнт
Холм трех обезьян (3 Monkey Hill) в Махабалешваре. Вид с Три-Манки-пойнт

Эта достопримечательность для нас весьма интересно и это первое природное образование в нашей коллекции.

Но не все так однозначно. Просматривая более старые фотографии скалы, хоть и в другом ракурсе, вдруг понимаешь, что форма скал различается. Новые фотографии более эффектны, в них большие объемы камня куда-то делись, оставив тонкие изящные детали, действительно более похожие на обезьяньи фигуры, хотя подписи к старым снимкам тоже называют скальное образование «тремя обезьянами».

3 Monkey Point
3 Monkey Point, более старое фото

Похоже, индийцы все же немного схитрили и чуть-чуть доработали природные формы, чтобы фигуры обезьян Ганди в них узнавали не только большие фантазеры, но и рядовые посетители.

Три-Манки-пойнт в Махабалешваре наглядно показывает популярность символики трех обезьян в Индии.

Темы: [Индия]

  стр. 2 из 47  
Исконно.ru
Исконно.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь трех обезьян
Библиотека по трем обезьянам
Коллекция трех обезьян
Толковый словарь по ножам
Четки
О проекте / координаты
Новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест