22 января 2021 г. в центральной британской прессе (наиболее обсуждаема статья в The Times) появилась новость, которая выглядела как неудачная шутка: «Университет Йорка запретил изображения трех обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят».
Новость быстро разлетелась по соцсетям и многие не могли в нее поверить, перепроверяя источники. Нет, всё верно, запретил. Вернее, не запретил, а удалил с собственного сайта.
На сайте университета города Йорк (Англия) анонс предстоящей онлайн-конференции «Сенсорные фиксации: оральность, ауральность, визуальность и тактильность» был оформлен изображением трех мудрых обезьян. Позже это изображение было удалено, организаторы конференции извинились перед посетителями сайта и объяснили свое решение тем, что образ «пропагандирует давнюю визуальную историю угнетения и эксплуатирует расистские стереотипы».
Эксперты, опрошенные журналистами, выразили недоумение решением университета. Пользователи соцсетей высказывались жестче, называя университетское начальство «идиотами» и «придурками». Беглый просмотр весьма активных обсуждений не дал ни одной реплики в защиту университета, лишь множественные вопросы: «чем именно мудрые обезьяны могут быть расистскими?»
Но, оказывается, политкорректная перестраховка появилась не на пустом месте, были прецеденты.
Еще в 2007 году рядовые члены крупнейшего британского профсоюза UNISON использовали образ трех обезьян для критики высшего руководства, пытаясь таким образом показать, что лидеры профсоюза глухи и слепы к проблемам простых участников (частая тема для карикатур).
Руководство перешло в наступление и обвинило активистов в расизме из-за того, что один из лидеров был чернокожим.
После долгого разбирательства в 2013 г. суд по трудовым спорам встал на сторону активистов, присудил им 49 тыс. фунтов и постановил, что «ни один разумный человек не может истолковать использование этого изображения как расистское оскорбление».
Но то ли времена уже изменились, то ли начальство Йоркского университета лишилось разума.
※
В нашем «культурном» сборнике, посвященном символике трех обезьян, заметную часть занимает кинематограф. Мы видели фильмы разных жанров, народов и времен.
Встречались нам старый черно-белый и даже немой фильмы, отсылающие к обезьяньей теме. А какой фильм, затрагивающий символику трех обезьян, самый древний?
Ответить сложно, но у нас появился неплохой кандидат.
В 1919 г. американская компания «Парамаунт Пикчерз» начала распространять фильм режиссера Уолтера Эдвардса (Walter Edwards) под простым названием «Девушки» (Girls) по одноименной театральной пьесе самого модного тогда автора, Клайда Фитча (Clyde Fitch).
Фильм считается утраченным, ни одной копии этого фильма не сохранилось. Но сохранились описания, реклама и прочие артефакты.
Зрителя звали посмотреть на звезду немого кино Маргерит Кларк (Marguerite Clark). Главную мужскую роль исполнил Харрисон Форд (Harrison Ford), только, конечно не тот, который Индиана Джонс и Хан Соло, а его более старший тезка (даже не родственник).
Сюжет романтической комедии довольно прост и характерен для своего времени. Три девушки-протофеминистки: Памела, Вайолет и Кейт организуют своеобразное тайное общество мужененавистниц и объявляют, что нога мужчины не переступит через порог их комнаты.
Главный мужской герой картины (Харрисон Форд) случайно окзывается на запретной территории и влюбляется в главную героиню (Маргерит Кларк). Та долго мучает себя, но, узнав, что две другие соратницы не утруждают себя сдерживанием клятвы, позволяет себе ответные чувства.
Многие афиши к фильму либо крупно показывали лицо Маргерит Кларк, либо просто писали ее имя большими буквами.
Но нам интересна газетная и журнальная реклама, как, например, в профессиональном журнале американской киноиндустрии «Exhibitors Herald» (позже Motion Picture Herald).
В одноцветной «газетной» печати плохо видно, но три героини закрывают свои глаза, уши и рот. Художник добавил за каждой из них изображения соответствующей из классических трех обезьян с подписями: «Не видеть мужчин», «Не слушать мужчин» и «Не целовать мужчин».
Лучше героинь и кадр, из которого вырезаны лица, можно разглядеть на «театральной карточке». К сожалению, не ясно, в каком городе были кинотеатры «Kinema» и «Franklin». Подобные карточки выпускались еженедельно, показывая, какие фильмы будут идти на предстоящей неделе. Мы видим, что «Girls» был основным.
То есть, во-первых, массовый американский зритель в 1919 г. должен не просто ухватить ассоциацию с тремя обезьянами, но она должна быть достаточно занятной, чтобы определить собой жанр фильма и заставить сходить в кинотеатр. А во-вторых, авторы вольно играют с традиционной символикой, вводя эротический подтекст, запрет на поцелуи.
※
Доктор Джон Харви Келлог (John Harvey Kellogg) был странным человеком. Пропагандист здорового образа жизни, по сути создавший первый комплексный санаторий, в котором пациентов лечили диетами, клизмами и физическими упражнениями для своего времени придерживался весьма прогрессивных идей. Но у него были собственные взгляды на сексуальность и чувственность, любые проявления которых доктором порицались. Келлог ставил в пример тот факт, что ни разу в жизни не имел половой связи с собственной супругой. Все многочисленные дети доктора были приемными, на них, как и на пациентах Келлог разрабатывал свои идеи.
Главным врагом Келлога стала мастурбация. Ее он считал чистым злом и причиной множества болезней. Рекомендовал связывать руки, использовать специальные надеваемые клетки, пытки электрическим током, иные способы причинения физической боли и пр. Ради профилактики он сам себе провел обрезание в возрасте 37 лет и, практически, исцелился (на портрете выше он все еще подвержен зловредной привычке). Кстати, именно научными работами Келлога в США введена практика массового нерелигиозного обрезания мальчиков (91% белых мужчин США за исключением латиноамериканцев обрезаны).
Но мы немного отвлеклись, хотя главная тема нашей статьи близка. Келлог проповедовал важность диет. Мясные блюда вызывают чувственность и сексуальные желания, поэтому должны быть полностью исключены. Но подопытных (и пациентов, и детей) нужно чем-то кормить. Дальше будет пересказ известной легенды.
Однажды по какой-то причине на кухне заведения Келлога забыли готовое тесто. По одной из версий оно было пшеничным, по другой — кукурузным. Когда о тесте вспомнили, оно уже успело испортиться и засохнуть. Было жалко, что добро пропадает и Джон Келлог приказал раскатать и обжарить то, что осталось. Продукт подсыхал и надувался. То, что получилось в итоге, дали пациентам. Ко всеобщему удивлению, они съели странные хрустящие штуки охотнее обычных вегетарианских блюд. В версии, где тесто было пшеничным, Келлог экспериментировал, подбирая удачный рецепт, пока не остановился на кукурузе. В версии с кукурузным источником экспериментировать не требовалось и Келлог просто повторял случайный успех. Так были изобретены кукурузные хлопья, одна из основ диеты Келлога, спасающая от рукоблудия и заменяющая мясо растущим организмам.
Если же вернуться к документальным событиям, бизнес-потенциал продукта осознавал и сам Джон, запатентовав технологию (причем для любых злаков) 31 мая 1895 г. и основав компанию по производству хлопьев. Но то, что действительно нужно рынку, понял его брат, Уилл Кит Келлог, предложивший добавит в кукурузные хлопья сахар. Джон был против и братья разругались. Уилл основал собственную компанию по выпуску сладких хлопьев и завоевал рынок. Через какое-то время только его, Уилла Келлога компания по суду получила право на фамилию «Келлог». И именно сахарные хлопья, рекламировавшиеся как «здоровая еда», изменили пищевые привычки Америки, заняв место привычного завтрака.
Реклама «кукурузных хлопьев Келлога» всегда была яркой и агрессивной, используя различные приемы воздействия на основных потребителей (детей) и покупателей (мам), иногда встречая противодействие, когда реклама запрещалась, как вводящая в заблуждение о низкокалорийности продукта. Но это будет уже в XXI веке, а мы пока остановимся в 1980-х гг., когда всё было разрешено.
1980-й год. Компания «Kellogg's» запускает на телевидении новую видеорекламу хлопьев «Honey & Nut Corn Flakes» со слоганом «Аромат, который вы можете увидеть, услышать и попробовать». Одновременно с произнесением слогана на экране появляются три одинаково одетых ребенка разного возраста, закрывающие руками глаза, уши и рот.
Звучит навязчивая мелодия с вопросами, задаваемыми хором «Ты это видишь? Ты это слышишь? Ты ощущаешь этот вкус?» на что дети по очереди, разжав руки, отвечают. Потом для закрепления песня повторяется, но вопросы для разнообразия задают дети, а отвечает хор.
Очень типичная американская музыкальная реклама привлекла нас нестандартным использованием символики трех обезьян: маленькие обезьянки Келлога вместо того, чтобы не видеть, не слышать и не говорить, видят, слышат и пробуют на вкус этот питательный завтрак. Но для того, чтобы быть узнанными, герои ролика повторяют классические обезьяньи позы.
Очевидно, ролик был признан успешным, так как в следующем году появилось его продолжение. В нем под ту же мелодию уже другие, но не менее счастливые дети закрывают глаза, уши и рот своим счастливым родителям и бабушке.
Хлопья Келлога едят уже не только дети, но и все три поколения дружной семьи за общим столом, распевая веселую песенку.
※
История итальянской фирмы «Селетти» (Seletti) из местечка Чиконьяра в Мантуе довольно любопытна.
Путешественник Романо Селетти увидел в Китае то, на чем можно делать деньги и со своим товарищем Луиджи Джолио организовал поставки в Италию в 1964 г. Это был банальный набор: одежда, фарфор, экзотическая бамбуковая мебель и предметы интерьера.
Бизнес оказался успешным и в него втянулось следующее поколение. С 1990-х гг. Стефано и Мириа Селетти уже не удовлетворялись перепродажей товаров, а организовали собственное производство в промышленных масштабах. Их предметы интерьера и, особенно, столовая посуда получили значительную известность, а название одной из коллекций, Estetico Quotidiano («Повседневная эстетика») стало девизом компании.
Селетти сделали ставку на яркие и необычные, часто мультикультурные образы и поэтому приглашают для разработки коллекций разнообразных сторонних дизайнеров, как профессиональных, так и самодеятельных, с незашоренным взглядом.
Скульптор, художник и дизайнер (профессиональный театральный декоратор) Маркантонио Раймонди Малерба (Marcantonio Raimondi Malerba) создал для компании «Селетти» коллекцию светильников, которые точно не назовешь обычными.
Очень динамичные, естественные и немного наглые обезьяны (в которых можно узнать макак) могут стоять и сидеть на полу или на столе, свешиваться со стен и потолка, раскачиваться на люстрах. И при этом освещать помещение.
Вообще-то у автора есть светильники разного размера: от крошечных мышей, до жирафов в натуральную величину, держащих в зубах классические люстры. Но нам (а судя по международной прессе и не только нам) больше запомнились обезьяны.
Вы можете выбирать из множества поз и размещений обезьяньих фигур. Каждая возможна в двух классических цветах: черная или белая.
Кто-то может назвать подобные вещи китчем и дурновкусием, а нам они кажутся забавными.
Всех показанных выше обезьян на момент написания этих строк при желании можно легко приобрести. Но мы начали эту статью из-за предметов, которые больше не выпускаются и доступны только на вторичном рынке.
Это не электрические светильники, а классические подсвечники-канделябры. Они несколько отличаются по стилю, обезьяньи фигуры в них статичны, а большее значение в общем образе приобретают элементы оформления — сами «рога» канделябра и декоративное основание.
Три обезьяны, прижавшись спинами друг к другу, закрывают лапками глаза, уши и рот. Над ними раскинулись пять «рогов» подсвечника, а на основании каждая фигура подписана по-английски: «See no evil», «Hear no evil» и «Speak no evil» («не вижу», «не слышу» и «не говорю зла» соответственно).
Канделябры тоже возможны в черном и белом вариантах, оба весьма декоративны. Сама компания-производитель определяет их стиль как «бурлеск» и это действительно игра в возвышенное и низменное, как в одноименной поэзии или музыкальном шоу.
※
Одна испанская виртуальная художественная галерея называется Gunter Gallery (Gunter здесь — это не немецкая фамилия «Гюнтер», а попытка создать искусственное слово из английских корней gun — «пистолет», «пушка» + hunter — «охотник»). Так вот эта галерея в 2017 г. искала новых художников, устроив конкурс.
На конкурс среди прочих откликнулся Гонсало Муиньо (Gonzalo Muiño). Он вырос в семье художника, но, хотя рисовал с детства, сам не был профессиональным художником. Но однажды Гонсало заметил, что его работы вызывают интерес не только у родных, но и у незнакомых людей. Постепенно он стал востребованным иллюстратором, работающим со многими изданиями. И вот он попытал счастье стать одним из представителей галереи.
Для участия в конкурсе Гонсало Муиньо предоставил изображение белой обезьяны на желтом фоне, выполненное в трех цветах в технике шелкографии.
И эта работа заняла первое место. Гонсало стал одним из авторов галереи.
Но оказалось, что картинка подразумевала продолжение серии.
Вскоре были добавлены две подруги белой обезьяны.
Вторая обезьяна на синем фоне закрывает лапками рот.
Третья на фоне цвета бедра испуганной нимфы должна закрывать глаза, но не может удержаться и подглядывает.
Работы названы японскими именами трех обезьян: Кикадзару, Ивадзару и Мидзару. Каждая повторена автором в 30 экземплярах и доступна для приобретения на странице Гонсало Муиньо в галерее «Гантер»
※