Постоянные читатели наших «обезьяньих» заметок, возможно, вспомнят, что студия «Дисней» в 1934 году нарисовала пляшущих фарфоровых обезьянок, которые не видят, не слышат и не говорят, да так удачно, что конкурирующая студия позаимствовала их, но уже в качестве главных героев настоящего мультипликационного сериала.
Но, оказывается, это не первый случай, когда Дисней обращался к символике трех обезьян.
Пятью годами ранее, в 1929 г. вышел новый, уже 14-й мультфильм про главную диснеевскую мышь, Микки Мауса под названием Jungle Rhythm («Ритм джунглей»)[смотреть ]. Это черно-белая музыкальная короткометражка (продолжительностью ок. 7 мин.) с незамысловатым сюжетом: Микки отправляется верхом на слоне в джунгли на охоту, но в результате оказался безоружным между разъяренными львом и медведем.
Находчивый мышонок начинает исполнять веселую мелодию, хищники не выдерживают и пускаются в пляс.
Постепенно действие превращается в концерт с несколькими номерами разных исполнителей и большой толпой животных-зрителей.
Сразу после пляски хищников танец под мелодию трудноузнаваемого Штрауса исполнял дуэт обезьян. Комический эффект был построен на почесываниях в ритме вальса. Разномастные зрители встретили танец овациями, но трем обезьянам, сидящим на ветке, представление пришлось не по вкусу. Одна с недовольным видом затыкает уши, вторая закрывает глаза, а третья, самая крупная презрительно зажимает нос и дергает за ветку, имитируя слив в унитазе.
Уолт Дисней (а это его персональный проект, даже озвучивал мышь тоже он) не просто позаимствовал символику трех обезьян, но переосмыслил и модифицировал ее. Он изобрел комичную композицию «Не нюхать зла», которую независимо открывали многие художники и после него.
Любопытно, но мы не стали бы затевать статью ради одного случая (с учетом фарфоровых обезьянок второго, а с бензоколонкой в облаках — третьего), но все-таки покажем, что использование символики трех обезьян вошло у студии в систему.
С 2001 г. студия «Дисней», владеющая рядом телеканалов и транслирующая мультфильмы по другим каналам, решила, что ей нужно больше присутствия и придумала своеобразную телевизионную «обложку» для своих классических мультфильмов, «шоу в шоу».
В программе House of Mouse (в разных переводах «Дом Микки» и «Мышиный дом») Микки Маус с друзьями приглашают героев диснеевских историй в свой ночной клуб, где демонстрируют мультфильмы. То есть классические мультфильмы показываются внутри мультипликационных историй.
В серии Big Bad Wolf Daddy показывали мультфильм Donald's Charmed Date («Очаровательное свидание Дональда»), по сюжету которого один из главных диснеевских героев, утка Дональд на свидании с девушкой в парке аттракционов попадает в каскад нелепых и опасных ситуаций, вылетев на рельсы «американских горок» перед мчащейся тележкой, падая с высоты, пробираясь в тире под обстрелом и проезжая через комнату смеха на автомобильчике и т. д.
Мультфильм неожиданно прерывается и посетители клуба никак не могут понять причины остановки. И только Микки уверен: «Это обезьяны-цензоры!»
И действительно, за одним из столиков сидят три обезьяны, которые не желают видеть, слышать и говорить. А на столе перед ними большая красная кнопка (при помощи которой они, очевидно, и остановили трансляцию мультфильма). Обезьяны высказывают претензии к фильму, постепенно забираясь с ногами на стол и требуют, чтобы главный герой был защищен от опасностей, а на протяжении эпизода играла комичная музыка.
Владелец клуба уступает цензуре, но на трех обезьян сверху неожиданно падает здоровенный сейф. Микки интересуется: «Это было достаточно комично?»
Мультфильм продолжается в исправленном виде: на Дональда Дака надевают шлем и обвязывают его мягкими подушками, он еще раз проходит через перипетии парка аттракционов, уже под веселую мелодию, но с неизменным результатом.
Те же обезьяны появлялись и в следующей серии сериала. Они возражали против рекламы товаров с символикой Дональда Дака. Обезьян в этот раз удалось отговорить с помощью юридических тонкостей, но на них все равно снова уронили тяжелый сейф.
Можно предположить наверняка, что у студии «Дисней» накопились огромные претензии к регуляторам, раз они выставляют их обезьянами и каждый раз жестоко обходятся пусть и с нарисованными, но ненавистными цензорами.
И еще раз тематика трех обезьян встречается без обезьян и без мультфильмов, но с их главными героями. Сложно сказать, для чего впервые была нарисована иллюстрация, на которой Дональд Дак, Микки Маус и Гуфи закрывают уши глаза и рот (и мышь при этом подсматривает). Но официальный блог парка развлечений «Диснейуорлд» неоднократно использовал ее, например в теме «как заказать тайное меню в ресторанах парка». То есть диснеевские персонажи в данном случае изображают какую-то тайну.
Скорее всего, пятью найденными нами случаями дело не ограничивается и у Диснея есть еще много тайн. Но и по этим примерам видно, что символика используется в разных смыслах, вольно меняется и обыгрывается.
※