Мы уже отмечали труднообъяснимую связь трех обезьян с алкогольными напитками и питейными заведениями. По всему свету владельцы дают своему бизнесу и товарам «оригинальные» названия, связанные с обезьянами. На этот раз у нас пример из Австралии. В штате Новый Южный Уэльс производятся вина трех сортов, объединенные общей маркой «No Evil» («Без зла»).
Не видит зла вино шардоне из региона Тумбарумба, не слышит — совиньон блан из Оринджа, не говорит же красный шираз из нижнего течения реки Мюррэй и долины Макларен.
Винные этикетки решены достаточно лаконично: одно и то же крупное лицо шимпанзе с белыми диагональными крестами, закрывающими глаза, уши или рот.
※
После прорыва добровольной изоляции Японии с 1853 г. страна стала молниеносно «модернизироваться» и в нее хлынули потоки иностранцев.
Очень скоро главным портом Японии стала Иогогама (横浜) в Эдоском (Токийском) заливе. Именно Иокогама давала первые впечатления об экзотической азиатской стране. Можно сказать, что здесь Запад встречался с Востоком.
Возникшую в мире моду на все японское утоляли торговцы, во множестве вывозящие диковинки и предметы искусства. А интерес к Японии покрывали записки путешественников, научные исследования и фотография.
И постановочные, и «репортажные» фотоснимки тонировались по моде того времени и собирались в тематические альбомы. В настоящее время в музеях и на выставках можно увидеть настоящие фрагменты старой Японии.
Один из снимков Иогогамы неизвестного автора, датированный 1880-ми гг. демонстрирует лавку гравюр. Мы можем рассмотреть, как именно распространялись считающиеся сейчас шедеврами произведения графики укиё-э. Любопытно, что в самой Японии к тому времени интерес к гравюре сходил на нет, вытесняясь техническим чудом — фотографией, зато остальной мир «распробовал» японскую гравюру, давшую вдохновение многим западным художникам.
Фотографию интересно рассматривать: дети на переднем плане и взрослые за прилавком, одежда и выражения лиц персонажей, ассортимент и подача товара. В самом верхнем ряду в центре угадывается портрет семьи императора Муцухито (Мэйдзи) и пейзажи. Во втором ряду — театральные актеры и, возможно, знаменитые самураи, а под ними прицеплены рядами развлекательные полумаски и какие-то таблицы (?). Но слева на самом крупном светлом листе, без сомнения, изображены три обезьяны. Давайте попробуем их немного приблизить.
Однозначно, это обезьяны «не говорю, не слышу, не вижу». Среди множества известных нам изображений трех обезьян именно такой группы обезьян не припоминается, что не удивительно, сюжет достаточно популярен и среди художников были даже специализирующиеся на обезьянах, вроде Мори Сосэна (森狙仙). Как бы то ни было, размещение трех обезьян на выгодном месте «витрины» может быть дополнительным подтверждением популярности трех обезьян у потенциальных покупателей. Обезьяны должны были привлечь интерес и сложно сказать, чей сильнее: японцев или иностранцев.
※
У коллекционеров Америки есть достойная альтернатива собирательству почтовых марок, популярному в остальном мире — так называемые «коллекционные карточки» (trading cards). Обычно они посвящены спорту, прежде всего, бейсболу, а появились как гениальный маркетинговый ход в продажах табака. Болельщик охотнее купит сигареты с картонным портретом любимого игрока и попытается собрать все карточки своей команды. Сейчас самые редкие карточки могут оцениваться в несколько миллионов долларов, но это касается только спортивных коллекций.
Коллекционные карточки, посвященные не спортивным темам, тоже выпускаются, но с меньшим успехом. А самая успешная (у американцев это синоним к слову «дорогая») серия изображала в разных видах трех балбесов (Three Stooges). Миллионов за них не платят, но карточка с фотографией персонажей в позах трех обезьян в идеальном состоянии уходила на аукционе больше, чем за тысячу долларов!
Кто же такие эти «три балбеса»? Огромный пласт американской (и не только) культуры, троица комических персонажей, участвовавшая во множестве шоу и фильмов с конца 1920-х по начало 2010-х гг. Конечно же, актерский состав тройки менялся, но его основой были Мо (Moe Howard) со стрижкой «под горшок» и кучерявый с залысиной Ларри (Larry Fine).
Балбесы как воплощение жанра буффонады никогда не создавали эмоционально глубоких образов, их юмор не был тонок, отточен и интеллигентен, но они всегда были смешны и любимы зрителями, в отличие от снобов-критиков.
Герои были настолько популярны, что на них активно ссылались в сотнях других произведений. Мы, к примеру, вспоминали довоенный мультфильм о поросенке Порки, в который просто ввели эпизод потасовки из трех балбесов. Да что говорить об американцах, если даже за железным занавесом, в СССР появляется кинотроица Никулин-Вицин-Моргунов, явно опирающаяся на заокеанские образы.
Если судить по фотографиям и сувенирам, три балбеса сделали своим фирменным знаком позы трех обезьян, именно в них герои изображаются особенно часто.
※
Информационные технологии рождают новые социальные отношения. У нас на глазах развиваются новые типы объединений и коллективных проектов. К примеру, в противовес традиционным технологиям инвестирования запускаются кампании т. н. «краудфандинга» — сбора добровольных пожертвований на конкретные цели.
На одной из главных краудфандинговых площадок интернета — сайте Kickstarter — 1 мая 2017 г. завершается сбор средсв на небольшой художественный проект — выпуск комплекта эмалевых значков-брошей.
Американская художница Йоши Йошитани (Yoshi Yoshitani, с учетом японского происхождения имени возможен вариант передачи Ёси Ёситани) запустила краудфандинговую кампанию для воплощения своего художественного проекта. В результате участники должны получить авторские украшения — эмалевые значки (или броши), каждый из которых состоит из двух элементов, связанных цепочкой. Всего в серии планировалось шесть двойных значков — три «золотых»: «не вижу зла», «не слышу зла» и «не говорю зла» и три противостоящих им «серебряных»: «вижу зло», «слышу зло» и «говорю зло». Несомненно, что каждая из троиц соответствует традиционным трем обезьянам.
Кампания по привлечению средств построена в игровой форме, с применением технологии «достижений». Сначала инвесторам недоступны полные изображения будущих значков, они постепенно открываются по мере преодоления кампанией определенных пороговых сумм.
Первыми открылись «золотые» значки. Оказалось, что на одном конце цепочки у них голова восточной девушки с наушниками, очками или повязкой на рту, а с другой — цветы и уличное оружие, соответственно, бейсбольная бита, нож и кастет.
«Серебряные» значки состоят из морды (маски) восточного монстра и предмета, соответствующего определенному чувству. На момент написания этих строк (23 апреля 2017 г.) не была достигнута сумма для «разблокировки» значка «слышать зло» и «открытия» значка «говорить зло». Мы пока не можем знать, какой образ соответствует действию «говорить». Для «видеть» это бумажный фонарь, а для «слышать» — маленький двухмембранный барабан с подвесными колотушками (по типу дамару).
В этом художественном проекте нас заинтересовало наличие двух зеркальных составляющих: солнечной-золотой с отрицаниями и лунной-серебряной с чувствами-действиями. Взаимодействие противоположных значков автор показала на примере, разместив соответствующие значки крест-накрест. Становится понятным, что «барабаны зла» предназначены для девушки, а ее грозная бита — для монстра с головой псового животного.
И еще интересно, чем же закончится краудфандинговая кампания.
※
Мы знаем, что у кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer в была целая серия мультфильмов с тремя обезьянками в качестве главных героев — «Good Little Monkeys». Так вот оказывается, эти персонажи не самостоятельны, а позаимствованы у великого Диснея.
«Обезьяньи» истории выходили у MGM в серии «Happy Harmonies» («Радостные гармонии») схожие сериалы выпускались и другими студиями, мы, к примеру, недавно вспоминали «Looney Tunes» («Чокнутые мотивчики») от Warner Bros. Но все они восходят к диснеевским короткометражкам «Silly Symphonies» («Бесхитростные симфонии»).
В отличие от своих копий, название сериала Уолта Диснея несет в себе оксюморон, сочетая «низкое» слово «silly» («дурацкий», «нелепый», «простоватый») с «возвышенным» словом «симфония». Как ясно из названия, это музыкальные фильмы. Они (за редким исключением) не объединялись какими-то общими персонажами, а рассказывали отдельные, короткие и самостоятельные истории. Примечательно, что с 1932 г. эти мультфильмы выходили в цвете, в то время как фильмы про главного диснеевского персонажа — мышонка Микки Мауса оставались черно-белыми.
В 1934 г. мультсериал «Silly Symphonies» пополнился новым мультфильмом — «Магазин фарфора» («The China Shop») [смотреть ]. Старый хозяин старого магазинчика, торгующего фарфором, вечером запирает его дверь и уходит, а в магазине оживают вещи. Первыми оживают часы, за ними — фарфоровые фигурки трех обезьян, а после весь магазин наполняется ожившими персонажами.
Основная интрига не связана с обезьянками, о них сразу забывают. Зеленый фарфоровый чертик похищает Барышню, одну из двух парных фигурок. Вторая — Кавалер — начинает борьбу с чертиком. Добро одерживает верх, но в ходе столкновений пострадал, практически, весь магазин. Утром хитрый владелец, видя разрушения, меняет вывеску с «Отличный фарфор» на «Редкий антиквариат», повышая ценники на треснутые и расколотые предметы вдвое.
Можно предположить, что выпущенный на год позже (в 1935) мультфильм Metro-Goldwyn-Mayer «Good Little Monkeys» является прямым заимствованием и развитием идеи «The China Shop». Там тоже ночью оживают предметы, тоже превращение начинается с тиканья часов, главным антагонистом служит черт (но не толстый зеленый фавн, как у Диснея, а вполне инфернальный огненный дьявол). Но черт противостоит уже именно трем обезьянам, которые кроме танца исполняют еще и песню.
※