Мы уже вспоминали, как участники американской копии английского квартета «The Beatles» принимали позы трех обезьян. Но им и положено, они назывались «Обезьянами». А что же у оргигинальных «Битлов»?
Как ни странно, при просмотре архивных фотографий «The Beatles» тоже можно найти трех обезьян. В 1965 г. Пол Маккартни (Paul McCartney) в серии из четырех снимков явно предстает в обезьяньих позах
То ли в том же 1965, то ли в следующем 1966 г. похожая фотосессия была и у Джона Леннона (John Lennon).
«Обезьяньи» фото Леннона попали в журналы, посмотрите, к примеру, на крупнейший германоязычный молодежный околомузыкальный журнал «Bravo».
Любопытно, что ни Маккартни, ни Леннон не ограничились тремя «классическими» обезьяньими позами. У Пола появилась «переходная» фотография с закрытым ртом и одним глазом, а у Джона — спокойный портрет, не закрывающий ничего (можно допустить влияние четвертой обезьяны) и самая абсурдная фотография, на которой певец кусает ботинок.
※
В отличие от довольно «добрых» мультфильмов Диснея, появившийся позже сериал «Looney Tunes» (дословно «чокнутые мотивчики») от студии «Уорнер Бразерс» достаточно часто эксплуатировал темы безумства и жестокости. Три самых главных персонажа: Багз Банни (Bugs Bunny, рехнувшийся кролик), Порки Пиг (Porky Pig, поросенок — свиная отбивная) и Даффи Дак (Daffy Duck, двинувшаяся утка) могли иногда служить примерами сумасбродства, чем и веселили зрителей.
С поросенком Порки мы уже встречались в одном довоенном мультфильме, а сейчас обратим внимание на хрипатого и шепелявящего Даффи Дака.
Со вступлением Америки в войну мультипликационные герои тоже были призваны на службу, став пропагандистами. Селезень Даффи побывал (правда, во сне) в шкуре жителя фашистской Германии, чтобы полнее ценить американскую свободу (серия «Der Fuehrer’s Face», 1943 г.). Кстати, уже в наше время абсолютно идиотским решением бессмысленного российского суда эта (антифашистская!) серия признана «экстремистской» и запрещена к демонстрации на территории России. Но это мало интересно, вернемся к нашим уткам.
В том же 1943 г. Даффи Дак стал коммандос — бойцом американского спецназа. Мультфильм так и назвали: «Daffy — The Commando» («Даффи — коммандос»).
Нам здесь любопытна самая первая сцена. Германский полевой командир Von Vultur (Фон Орел) получает шифровку из центра.
На ломаном немецком приведена бессмысленная фраза, что-то вроде: «Болван! Не съел суп из квашеной капусты и картофеля, теперь с телятиной». Через мгновение фраза «переведется» на ломаный английский и мы узнаём, что командиру приказано не допустить прорыва коммандос. Но любопытнее всего подпись: по-немецки «обезьяны истории», по-английски «обезьяны гнева» с соответствующим изображением. В позах трех обезьян узнаются фигуры германского фюрера Гитлера, японского императора Хирохито и итальянского дуче Муссолини, причем на Муссолини был поставлен жирный крест. Можно предположить, что мультфильм создан где-то между свержением дуче в ходе переворота 25 июля 1943 г. и его освобождением немецким десантом в сентябре того же года.
Нужно ли говорить, что германский Орел не справился с заданием и американская Утка подобралась к самому Фюреру, изображенному не по-мультяшному реалистично (явно прорисовка с немецкой кинохроники), приготовив для Гитлера большой молоток.
※
Человечеством придумано множество фантастических миров, некоторые из которых стали по-настоящему культовыми. Но если задуматься, большинство из них — детища американской культуры. Среди редких исключений можно выделить британский сериал «Доктор Кто» (Doctor Who), самый продолжительный научно-фантастический сериал в мире, существующий аж с 1963 г.
Собственно Доктор — это человекоподобный инопланетянин, представитель расы Повелителей Времени, путешествующий во времени и пространстве в машине времени, выглядящей простой британской полицейской телефонной будкой.
При столь продолжительном существовании сериала совершенно не удивительно, что актера, исполняющего главную роль, приходилось неоднократно заменять. Способ замены оказался простым: Повелители Времени могут иногда «регенерировать» в новом теле и продолжать странствия дальше. На нынешний момент действует, вроде бы, уже двенадцатая версия Доктора. А нам пока интересна только четвертая.
В 1975 г. завершался показ 12-го сезона сериала. Его последней серией стал фильм «Месть киберлюдей» (Revenge of the Cybermen), в котором Доктор противостоит, как ясно из названия, расе полуроботов — киберлюдям.
В одной из перипетий третьего эпизода фильма сильно пострадавшие герои, в том числе и сам Доктор, принимают позы трех обезьян.
Маленький фрагмент классического культового сериала показывает нам, как символика трех обезьян позволяет разбавить излишнее напряжение, казалось бы, трагической сцены комичной ноткой.
※
Имя Лоррейн Шварц (Lorraine Schwartz), американского ювелира еврейского происхождения сияет на звездном небосклоне. Это сейчас, пожалуй, самый востребованный брэнд дорогих украшений среди звезд Голливуда, артистов первой величины, топ-моделей, жен и подруг влиятельных (и состоятельных) людей.
Потомственный торговец алмазами, Лоррейн, переключившись на создание украшения, сохранила страсть к бриллиантам, причем к цветным: розовым, желтым, голубым...
В коллекции украшений от Лоррейн Шварц можно увидеть ожерелье с тремя обезьянами из золота с желтыми бриллиантами.
Сама Лоррейн рассказывает, что не знала значения обезьян, а идея украшения пришла ей в 2006 г. во время поездки в Гонконг, к торговцам нефритом. Там она увидела статуэтку с тремя обезьянами и образ прочно засел у нее в голове, пока не воплотился в драгоценном украшении.
То, что для Лоррейн Шварц символика трех обезьян связана именно с китайской культурой, можно заметить по круглым элементам на цепочке: это традиционные китайские символы удачи. Видимо, и все украшение целиком задумано в качестве «счастливого оберега» для его владельца.
Ну а для тех, кому и обезьян, и бриллиантов слишком много, есть «облегченный вариант» — подвеска только с одной обезьянкой.
※
Американского художника-карикатуриста, скрывающегося за подписью «S. Harris», можно назвать патриархом научной карикатуры. Кажется, нет отрасли человеческого знания, к которому не приложил перо таинственный «S.» (говорят, на самом деле его зовут Сидни, Sidney). Как минимум с 1955 г. он через комичное популяризирует науку, публикуя свои рисунки в том числе в научных журналах и учебниках.
Но нас привлекла одна из карикатур Сидни Харриса с нетипичной, религиозной тематикой. По задумке автора, она, скорее всего, антиклерикальная, высмеивающая основы христианства.
С горы спускается Моисей, бережно несущий полученные от Бога скрижали. На скрижалях вместо привычного декалога или традиционного еврейского алфавита изображены три обезьяны..
Почему обезьяны? Давайте вспомним оригинальные скрижали Завета. Пророк Моше (Моисей) на горе Синай получил от Бога две каменные плиты с начертанными словами, которые означали завет (договор) между Богом и евреями. Десять этических и культовых предписаний называют «десятью заповедями».
Список заповедей в разных источниках (Исх. 20:2—17 или Втор. 5:6—21)., разных переводах и разных конфессиях различен, приведем их вкратце:
Большинство синайских заповедей сформулированы в виде запретов: «не делай...», «не произноси...». Видимо, Сидни Харрис сопоставил эти запретами с запретами-отрицаниями, выражаемыми тремя обезьянами: «не смотри, не слушай, не говори».
Художник, пусть и в желании добиться комичного, оказался близок к истине. Трех обезьян действительно считают выражением некоего морального принципа (чаще всего при этом вспоминая цитату из Конфуция), однако, их источник, по-видимому, ближе не к иудаизму/христианству или конфуцианству, а к даосизму.
Да и если обратиться к Танаху/Ветхому Завету, в нем вполне можно отыскать прямые аналоги «обезьяньих» запретов в приложении к этическим нормам, к примеру, в Книге Исаии (Ис. 33:14—16).
То есть уловленная автором аналогия вовсе не поверхностна. И она заставляет еще раз задуматься о значениях символики трех обезьян.
※