А вы знаете, в какой стране мира больше всего мусульман? В Индонезии! За исключением маленького острова Бали, оставшегося индуистским, подавляющее большинство индонезийцев (80—90%) придерживается ислама.
А, между тем, острова Индонезии знали и других богов. Когда-то из Индии с запада на восток по Малайским островам прошел индуизм. Вслед за ним опять-таки с запада пришел буддизм. Западная Суматра была полностью буддистской, более восточная Ява колебалась между буддизмом и индуизмом. Суматра стала столичным островом огромной буддистской империи Шривиджая, покорившей не только острова Малайского архипелага, но и Малаккский полуостров с частью нынешнего Таиланда. Как это бывает с империям, Шривиджая распалась из-за внутренних противоречий и конкуренции с соседями и стала легкой добычей европейских колонизаторов — голландцев. И опять с запада пришла новая религиозная волна, захлестнувшая весь архипелаг. Ислам полностью вытеснил дхармические религии.
Власти и население крупнейшей мусульманской страны достаточно терпимо относятся к символике других религий. К буддистскому периоду в районе одного из крупнейших городов Индонезии — Джокьякарты (Yogyakarta) на острове Ява — относятся впечатляющие сооружения: храм-ступа Боробудур и индуистcко-буддийский комплекс Прамбанан. Именно они являются главными достопримечательностями, привлекающими международных туристов в Джокьякарту.
Гостей, прилетающих в Джокьякарту на выходе из международного аэропорта встречает небольшая скульптурная группа.
Три обритых наголо юноши пытаются что-то показать встречным.
Судя по бритоголовости, это буддистские монахи. Правда, одетые не совсем канонично: в куртку и широкие штаны (такого облачения можно ожидать разве что от Китая или Японии). И они закрывают руками глаза, рот и уши.
Несомненно, перед нами вариация композиции с тремя обезьянами. Но что хотел донести автор? Можно предположить, что так, всего лишь, гостям напоминалось о буддийской составляющей в культуре региона. Скульптор просто нашел тему, раскрывающую буддизм и при том визуально привлекательную, которую будут фотографировать. И это весьма любопытно! Три юных монаха в «обезьяньих» позах — только намек на какое-то учение, а не проповедь внутри иной конфессии.
※
Когда электрические звонки и домофоны еще не были изобретены, гостю приходилось стучать в дверь, чтобы привлечь внимание хозяев.
...Here's a knocking indeed! |
...Ну и стучат же! |
Но и для эффективного стука в дверь существовала механизация. В отличие от, к примеру, английского «door knocker» (дословно «дверная стучалка»), какого-то признанного однозначного русского названия для этого приспособления не существует, поэтому мы будем именовать его условно «дверной молоток».
Дверной молоток — подвешенная на шарнире деталь, чаще всего выполненная из металла в форме собственно молотка или кольца (тогда она может служить еще и ручкой), позволяющая стучать и, обычно, не по дереву двери, а по ответной металлической части, неподвижно к ней прикрепленной.
Эти приспособления известны по всему античному миру, были широко распространены по городам в средневековье и дожили до наших дней в частных домах. Ничуть не удивительно, что дверной молоток, выставляемый на всеобщее обозрение, часто активно украшался.
Чаще всего приспособление выполняли в виде маскарона — лица, маски или морды животного. Это был своеобразный страж дома, часто пугающего облика: в виде грозного божества, страшного хтоничекого чудовища или хищного зверя. Очевидно, один вид молотка должен был отпугнуть всякого посетителя, имеющего недобрые намерения. Во время господства в архитектуре стиля классицизм почти все формы молотков были вытеснены львиными головами, держащими в пасти подвижное кольцо-рукоять.
Другой распространенный сюжет — человеческая рука. Молоток по своей функции заменяет руку, без него гостю пришлось бы колотить в дверь кулаком. Вот средневековые художники и иронизируют, делая замену кулака в форме кулака. Со временем и такая форма наполнилась иной символикой, например, женская рука может держать яблоко, отсылая к теме грехопадения.
Дверной молоток. Аббатство Волюизан, Франция |
Дверной молоток в виде головы льва. Кафедральный собор Бремена, Германия |
Дверной молоток в виде женской руки. Трухильо, Испания |
Дверной молоток — первая часть дома, с которой соприкасался гость и он мог сразу настраивать на нужный лад. Хозяин прямо с порога мог демонстрировать свои ценности и предпочтения: у охотника молоток в форме дичи или охотничьей собаки, у любителя лошадей — в виде лошади или подковы, у членов тайных обществ — в виде тайных символов, например, пчелы.
На сайте электронной коммерции Etsy у продавца из Великобритании появился необычный товар: дверной молоток из медного сплава в виде трех обезьян.
Под одиноким деревом на утесе сидят три обезьяны. На ленте над ними в виде девиза надпись «Не говорить зла, не видеть зла, не слышать зла», снизу различима подпись «Три мудрые обезьяны».
Продавец пишет, что предмет reclaimed (восстановлен), что для медной пластики, возможно, означает «отлит по старой модели». Будем думать, что это если и не оригинал, то копия достаточно старой вещи.
Нам интересно что кто-то в Британии решил связать свой дом с тремя обезьянами и объявить об этом первому встречному прямо с порога.
※
После поражения в арабо-израильской «Войне Судного дня» (1973 г.) арабские страны объявили эмбарго на поставки нефти государствам, поддержавшим Израиль. Разразился мировой энергетический кризис, цена на нефть подскочила вчетверо.
Серьезнее всего кризис сказался на автопроизводителях. Эпоха огромных, мощных, быстрых и прожорливых машин завершилась навсегда. Мировые автомобильные компании задумались об установке дизельного двигателя на легковые автомобили. Дизель, ранее связывавшийся с тракторами, танками и тепловозами, должен стать конкурентом бензиновому мотору.
Дизельный двигатель несколько экономичнее бензинового и требует более дешевое топливо, на которое в некоторых странах действуют еще и налоговые льготы. Все было бы здорово, если бы не множественные недостатки: дизельный двигатель дорог, сложен в обслуживании, у него меньшая удельная мощность, он шумен и очень неэкологичен.
В январском номере британского журнала «Motor Sport» («Моторный спорт» ) за 1990-й г. 21-я страница была отдана под рекламу немецкой фирмы «Volkswagen». Иллюстрация была нетипичной для автомобильного издания и поэтому запоминающейся: не машины и не девушки, а три детеныша шимпанзе в позах, напоминающих классическую схему трех обезьян, но с одним отличием: один из персонажей вместо рта зажимает нос.
Рекламный слоган гласил:
«Не вижу дизеля. Не слышу дизеля. Не нюхаю дизеля.»
Трактовка неоднозначна. То ли обезьяны настолько консервативны, что знать не желают никаких шумных и пахнущих дизельных моторов, то ли наоборот, оценив преимущества дизельного Фольксвагена, не видят в нем традиционных для дизеля недостатков.
Текст с изрядной долей рекламных уловок сообщает, что дизельный двигатель от Фольксвагена очень экологичен, он выбрасывает в окружающую среду меньше оксида углерода (и это правда, но неэкологичен дизель не из-за этого, а из-за выбросов углеводородов, оксида азота и сажи, для дожигания которых и нужен каталитический нейтрализатор, превозносимый в следующих абзацах).
Как бы то ни было, эта старая реклама стала как никогда злободневной через четверть века. В 2015 г. компания Volkswagen попалась на махинациях именно с дизельными двигателями и их выбросами в атмосферу. Дело в том, что требования экологичности напрямую противоречат мощностным и динамическим характеристикам двигателя. Дизель можно «задушить» настройками, чтобы он почти не выбрасывал вредных веществ и он окажется очень вялым. И наоборот, резвый дизель, который нравится водителям, будет выбрасывать столько гадостей, что не понравится никаким тестам на экологические нормы. Фольксваген на своих дизельных машинах во время проведения тестов на выбросы переводил двигатели в особый «экологичный» режим, а на дороге отрывался по полной.
Обнаруженный американцами подлог пролил свет на масштабы аферы: 11 миллионов дизельных автомобилей по всему миру обманывали тесты на выбросы. Скандал Фольксвагена с выбросами (VW-Abgasskandal) часто называют «Дизельгейтом» (dieselgate) по аналогии с уотергейтским скандалом, стоившим Ричарду Никсону президентского кресла. А как мы помним, во времена Уотергейта одним из самых распространенных символов скандала были три обезьяны.
И теперь три обезьяны из старой рекламы применимы не только к потребителю, но и к самой компании Фольксваген: именно она скрывала правду о дизеле, не желая видеть, слышать и говорить о выбросах в атмосферу.
※
В России в год столетия октябрьской революции главной и, по сути, единственной темой оппозиции существующей власти служит борьба с коррупцией.
Главный рупор оппозиции — «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, главный повод, сплотивший его сторонников — фильм о коррумпированности номинально второго лица государства.
Это действительно чрезвычайно больная и неразрешимая в рамках существующей системы проблема. Государство, его органы и представители, ответственные за противодействие коррупционным схемам, выглядят на фоне перманентных скандалов с чиновниками всех уровней, мягко говоря, очень бледно. Даже показательные процессы, доведенные до конкретных приговоров суда, ничуть не меняют картину. Коррупция выглядит всеобъемлющей и системообразующей. Тотальный контроль за телевидением, практически полное подчинение иных СМИ, попытки подавления свободного распространения информации в интернете не спасают власть от недовольства населения и связанных с ним страхов. Попытки переключения внимания на иные информационные поводы работают все хуже и сопряжены со все большими издержками. Власть теряет повестку дня и тем интереснее попытки за ней угнаться.
Один из главных государственных органов, который призван бороться с коррупцией — Генеральная прокуратура Российской Федерации, возглавляемая в настоящий момент человеком с фамилией Чайка, неоднократно упоминавшейся в коррупционных схемах. Наш корреспондент сообщает о весьма любопытном рекламном плакате, встреченном в московском метро.
Генпрокуратура объявила конкурс на создание социальной рекламы под лозунгом «Прокуратура против коррупции». Конкурс проводится на площадке «Новый Взгляд» под крылом прокремлевской организации «Мир Молодёжи». Любопытно также, что председателем жюри конкурса является депутат-«гиперпатриот» от «Единой России» Сергей Железняк, равно известный многочисленными законопроектами, ограничивающими свободу распространиния информации и не менее многочисленными коррупционными скандалами.
Итак, реклама должна убедить общество (и, прежде всего, молодежь, конкурс-то молодежный), что прокуратура все-таки борется с коррупцией. На плакате трижды повторенная фотомодель закрывает рот, глаза и уши, повторяя классическую схему трех обезьян. Подписи призывают «Не молчи! Не закрывайся! Не отстраняйся!», что в сочетании с темой «прокуратура против коррупции» выглядит по меньшей мере двухсмысленно. К кому обращены призывы? К прокуратуре? Это она не говорит о коррупции, не хочет ее видеть и слышать о ней?
Не является ли Железняк тайным сторонником Навального?
※
Среди музыкальных «металлических» групп весьма заметен лосанджелесский коллектив «Megadeth», а в экстремальном направлении «трэш-метал» (thrash metal) он считается звездой первой величины, одним из «великой четверки». Основал его неизменный лидер Дэйв Мастейн (Dave Mustaine) при довольно любопытных обстоятельствах. Дэйва выгнали из «Металлики» (Metallica), самой успешной трэш-метал группы мира. При создании нового коллектива им двигала жажда мести и реванша. Его группа должна была стать во всем лучше «Металлики», в частности, играть еще жестче и энергичнее, делая «трэш-метал» еще боле «трэш».
Но лидер группы смотрел не только на «Металлику». Для «Megadeth» он лично придумал талисман-маскот, видимо, принимая во внимание популярность маскота британской хэви-метал группы «Iron Maiden». На всех обложках альбомов этого коллектива изображался любимый фанатами устрашающий зомби по имени Эдди (Eddie). Дэйв Мастейн назвал своего персонажа Вик, Вик Рэттлхед (Vic Rattlehead).
Вик — человеческий склелет, но необычный: его глазницы наглухо заклепаны металлической пластиной, на месте ушей — пробки с обрывками цепей, а челюсти стянуты железными крючьями. Несмотря на ужасающий внешний вид, становится ясно, что образ навеян символикой трех обезьян «не вижу, не слышу, не говорю».
Появление персонажа описывается в композиции «Skull Beneath the Skin» («Череп под кожей»):
[...] |
[...] |
Поначалу Вик Рэттлхед изображался на обложке каждого альбома Megadeth, но после, похоже, группа стала им тяготиться и какое-то время оформители забыли о маскоте. Но фанаты хотели Вика и он вернулся. В 2006 г. проводился конкурс на творческом сайте DeviantArt на обновление образа Вика Рэттлхеда.
※