Игрушечных солдатиков можно найти у разных народов и в разные исторические времена, но как массовое культурное явление это, безусловно, немецкое, прусское изобретение времен «Старого Фрица», короля Пруссии Фридриха Великого.
Солдатики массово изготавливались литьем олова в разъемные на две части формы, отчего изначально были несколько плоскими. Время шло и технологии менялись. Появились объемные формы из гибких, резиноподобных силиконов, позволяющие производить более объемные фигурки.
Но только солдатиками производители не ограничиваются, предлагая оловянную интерьерную скульптуру или только формы для нее.
На одном крупном немецком сайте, посвященном оловянным солдатикам, «Berliner Zinnfiguren» («Берлинские оловянные фигурки»), принадлежащем предприятию, существующему с 1934 г., можно найти силиконовые формы для трех обезьяньих фигурок «не вижу, не слышу, не говорю», либо заказать изготовление подобных фигурок.
Нам здесь интересны не художественные достоинства мелкой пластики (хотя художник постарался максимально разнообразить позы обезьян), но сам факт обращения к «обезьяньей» тематике среди военных миниатюр.
※
Самобытный американский режиссер Тим Бёртон (Tim Burton) в 2010 г. выпустил фильм по мотивам произведений Льюиса Кэррола (Lewis Carroll) «Алиса в Стране чудес» (Alice in Wonderland) и, хотя мнение многих критиков и зрителей было, мягко говоря, неоднозначным, коммерчески фильм оказался чрезвычайно успешным, собрав в прокате миллиард долларов. Так что ничуть не удивительно, что за первым фильмом последовал второй, «Алиса в Зазеркалье» (Alice Through the Looking Glass), вышедший на экраны в 2016 г.
Если предыдущий фильм был просто довольно далек от произведений Кэррола, то у «Зазеркалья» с кэрроловскими сказками вообще нет ничего общего, кроме имен героев.
Сюжет построен на путешествиях во времени с целью исправления ошибок прошлого. Через старинные часы Алиса направляется в другой мир к замку самого Времени. У часов ее ожидают друзья — кэрроловские персонажи: Чеширский Кот, Белая Королева (у Бёртона Mirana of Marmoreal the White Queen), близнецы Труляля (Tweedledum) и Траляля (Tweedledee), Белый Кролик (Nivens McTwisp the White Rabbit), Мартовский Заяц (Thackery Earwicket the March Hare) и Мышь-соня (Mallymkun the Dormouse), только у Бёртона соня еще и ездит верхом на собаке по имени Баярд (Bayard).
Друзья очень волнуются за Алису, поэтому соня закрывает лапками глаза своей ездовой собаке Баярду, Кролик зажимает рот, а Заяц прижимает к голове уши.
Зритель без труда в краткой сцене, длящийся не более пары секунд, успевает опознать цитирование символики трех обезьян. Сцена забавна и эффектна, но при этом искусственна, притянута за уши (как, собственно, и весь фильм).
※
Формат «мыльных опер», когда действие в сериале не делится на четкие эпизоды, а продолжается из серии в серию и, часто, годами, популярен во многих странах, в том числе в Индии.
Дипика Сингх (दीपिका सिंह, Deepika Singh) училась на маркетолога, но познакомилась с режиссером сериалов и получила главную роль в новом фильме, запущенном на телеканале «Star Plus» в 2011 г. На русский язык название этого сериала переводят как «Свет твоей любви», но в оригинале более глубокая метафора, что-то вроде «Мы с тобой — лампа и фитиль» (दीया और बाती हम, Diya Aur Baati Hum): здесь и жертвенность пламени и взаимная необходимость партнеров для поддержания огня.
Дипика Сингх в роли Сандхьи Сурадж Радхи стала одним из открытий канала и его лицом, завоевав зрительскую любовь не только в Индии. У официального твиттера актрисы на момент написания этих строк более 170 тыс. подписчиков. И именно там она поделилась моментами, которые происходят на съемочной площадке.
Дипика Сингх с коллегами по съемкам приняли позы трех обезьян
Подпись к фотографиям «Gandhiji k teen bandar» («Три обезьяны Ганди») напоминает нам, что в Индии символика трех обезьян неразрывно связывается с именем Махатмы Ганди.
※
Большинство отечественных телесериалов являются либо прямыми клонами, либо продукцией «по мотивам» проверенных западных проектов. Успех американских медицинских сериалов, прежде всего ситкома «Scrubs» («Клиника») и драмы «House, M. D.» («Доктор Хаус») породил российский аналог — сериал «Интерны», стартовавший на телеканале ТНТ 31 марта 2010 г.
Сюжет не оригинален: молодые и неопытные врачи проходят интернатуру под руководством саркастического профессионала, постоянно попадая в неловкие ситуации.
Сериал набрал достаточную популярность и выходил на экраны на протяжении многих лет. Естественно, что время от времени требовалось обновлять актерский состав, вводить новых героев. Уже на излете популярности, в 2015 г. в число актеров попытались добавить кавээнщика Азамата Мусагалиева, играющего врача Тимура Алабаева, бывшего супруга одной из героинь-интернов, очевидно, в целях устроить более сложное переплетение романтических линий. Если вспомнить, что к началу 2016 г. сериал окончательно завершили, a posteriori можно сделать вывод, что ожидаемое оживление не очень помогло.
Тем не менее, у нас остался кадр из сериала, показывающий актеров трех призывов в образе трех обезьян
Нам здесь любопытно использование символики трех обезьян в комичных целях, не очень характерное для российского кино. Но если рассматривать сериал потомком американской телекультуры, все становится на свои места.
※
Одним из наиболее успешных современных испанских художников можно с уверенностью назвать каталонца Жауме Пленсу (Jaume Plensa). Прежде всего, он скульптор, известный поистине грандиозными по размерам человеческими фигурами или просто огромными головами, украшающими улицы и парки многих городов мира.
Часто Жауме Пленса включает в свои работы текст, то неожиданно возникающий где-то на фигуре, то полностью формирующий ее, когда эфемерная форма образуется из слов.
«...Дыхание, душа, жизнь, язык — это колебания, вибрации, которые гармоничны и нераздельны друг с другом. Язык для меня — сущность мира. Так как я родом из Средиземноморья, я должен воспринимать все путем осязания, даже язык и идеи...»
Жауме Пленса
Одно из произведений автор посвятил теме трех обезьян, вернее, тела были все-таки человеческие, но их позы — вполне традиционные обезьяньи. Инсталляция из трех подсвеченных изнутри пластиковых фигур, закрывших руками глаза, уши и рот, объехала многие выставочные центры мира. В англоязычном варианте ее называли «Midst of Dreams» («Среди мечты»).
В 2012 г. скульптуры приобретены владельцами новооткрытого отеля «Clarion Post» на площади Дроттнингторгет (Drottningtorget) у Центрального вокзала шведского Гётеборга. Их усадили на тонкие 12-метровые шесты посреди площади и, хотя по вечерам фигуры продолжают светиться изнутри, у зрителя не возникает впечатления вовлеченности в сюрреалистическую инсталляцию, видимо поэтому в Швеции композицию теперь называют просто «Dröm» («Мечты»).
Скульптурная композиция стала весьма популярной и узнаваемой достопримечательностью города и ее очень полюбили шведские чайки.
※