Одним из основателей и «лицом» английской рок-группы «Genesis» [дже́незис] был Питер Гэбриэл (Peter Gabriel), но в 1975 г. он решил покинуть группу, занявшись сольной карьерой.
Коллектив был на грани распада и долго искал нового солиста, было отвергнуто 400 претендентов, пока не попробовали в этом качестве своего же барабанщика Фила Коллинза (Phil Collins), имевшего опыт бэк-вокала. И выбор оказался удачным: группа стала весьма успешной в коммерческом плане. Фил не только пел, но и принимал участие в создании композиций и в их звучания. Из-за личных проблем коллектив мог потерять и Фила Коллинза, но после развода он полностью посвятил себя творчеству. На этот период и пришлось создание одиннацатого альбома группы, Abacab.
Альбом был более «поп», чем «рок», но пришелся по вкусу и критикам, и слушателям, став дважды платиновым. На некоторые песни были сняты видеоклипы, некоторые были выпущены в качестве синглов.
В оригинальном видеоклипе [смотреть ] на песню «Keep It Dark» авторы-исполнители (Бэнкс, Коллинз и Резерфорд) принимают позы трех обезьян
На обложке же пластинки-сингла с этой песней использована фотография статуэтки трех обезьян. Забавно, что оборотную сторону обложки украшает фото той же статуэтки сзади.
Фигурка показалась нам знакомой и действительно, в каталоге за 1932 г. английской фирмы Pearson-Page Co. (только-только переименовавшейся из John Jewsbury and Co Ltd.) нашлись очень похожие образцы разного размера:
Размеры даны в дюймах (от 31 до 73 мм), а цена — в шиллингах за дюжину.
Причем фирма называет себя «специалистами в репродукции меднолитых изделий». То есть оригинальная форма может принадлежать не им и быть намного старше. То есть «Дженезис» использовал фигуурку, известную в Британии около полувека (если не больше).
С сентября 2009 г. в интернете появились загадочные видеоролики с монологами черно-белого персонажа мистера Фримена (Mr. Freeman), сразу завоевавшие значительную популярность у публики, пытающейся найти некие глубинные смыслы. Ролики просто перенасыщенны различными символами, знаками, аллюзиями, тайнами и загадками. Пятый по счету ролик, имеющий авторский номер 04, назван «Плодитесь, Коровы. Жизнь Коротка» и посвящен теме каннибализма во всех смыслах. При перечислении признаков наступающей эпохи каннибалов на третьем признаке у мистера Фримена показаны три лица с явным отсылом к символике трех обезьян.
Американская группа Sparks (дословно «Искры»), ядром которой являются братья Рон и Рассел Маэн, уже давно и прочно вписала свое имя в историю музыки. И даже не столько своими, безусловно, заметными хитами, сколько поисками и экспериментами, оказавшими большое влияние на стиль звезд первой величины.
Одним из самых длительных периодов поиска стал самый конец 1980-х, когда поклонники без былого энтузиазма встретили последний альбом «Искр». Нужно было что-то менять и на перемены ушло больше пяти лет. Новый альбом «Gratuitous Sax and Senseless Violins» (что-то вроде «Неуместный саксофон и бессмысленные скрипки») вышел только в 1994 г. Ажиотажа он не вызвал, но интерес и внимание получил. В состав альбома входит песня «Hear No Evil, See No Evil, Speak No Evil» («Не слушай зла, не смотри на зло, не произноси зла»).
Песня, конечно же, посвящена трем обезьянам. Но, в отличие от множества других подобных песен, в ней описаны не сами обезьяны и не похвала или критика моральных принципов, выражаемых ими. В песне использованы художественные образы трех героинь, близких к власти в раные исторические времена в разных странах. Супруга 42-го президента США Хилари Клинтон, одна из жен Мао Цзэдуна (очевидно, Цзян Цин) и Клеопатра! [Читать текст и перевод песни Sparks «Hear No Evil, See No Evil, Speak No Evil ]
Корейская популярная музыка (K-pop) — отдельная вселенная со своими законами, центрами притяжения и звездами.
Ярким примером может служить мальчиковая группа BTS. Команда сперва называлась по-корейски 방탄소년단 [пантхан сонёндан] (в английском переложении Bangtan Boys), но с завоеванием международной популярности чаще стала подписываться романизированной аббревиатурой BTS, которой было придумано новое англоязычное раскрытие — «Beyond The Scene» («по ту сторону сцены»).
Продюсеры создавали группу явно из чисто коммерческих побуждений, сразу в расчете на то, что участники должны стать кумирами. Центром будущей команды стал молодой, но уже состоявшийся музыкант и автор песен Ким Нам Джун (김남준), предпочитающий, чтобы его называли Ар'эмом (RM от англ. Rap Monster — «монстр рэпа»). В общегосударственном конкурсе Монстру выбрали еще шестерых товарищей, сформировав коллектив из весьма привлекательных корейских юношей. Не удивительно, что у BTS появилась буквально армия поклонников (она так и называется, BTS Army).
Взлет популярности был стремительным и группа сумела прославиться за пределами Южной Кореи. Их альбом 2018 г. «Love Yourself 轉 Tear» стал №1 (!) по продажам в США (по версии Billboard 200).
На композицию из этого альбома под названием «Fake Love» (англ. «притворная любовь») был снят клип и он стал вторым за всю историю интернета по количеству просмотров в первые сутки (по веhcbb Forbes).
Лирический герой этой двуязычной англо-корейской песни ради идеалов любви врал и притворялся, скрывал свои истинные чувства и недостатки, но его тяготит эта наигранная любовь и он боится полностью потерять себя, оказавшись лишь марионеткой в руках партнера. «Я вырастил цветок, который не в состоянии распуститься» — поет Ким Нам Джун.
Почему мы выделили эту песню? Из-за оформления и хореографии. Обратите внимание на фоновую композицию. Пугающие руки в застывшем водовороте, несомненно, намекают на классическую композицию с тремя обезьянами. Они должны закрывать глаза, рот и уши призрачного, мнимого персонажа, которого на картине нет. Так воплощаются страхи лирического героя песни.
Позы трех обезьян повторяют во время танца и участники BTS не только в студийном клипе, но и в «живых» выступлениях, например на церемонии Billboard Music Awards.
Сам Монстр Рэпа подтвердил в интервью Billboard догадки о символике трех обезьян:
Мы сделали ее [композицию «не видеть, не слышать и не говорить зла»] главной частью нашей хореографии, так что вам должно быть интересно обнаружить эту старую фразу в нашей хореографии. Она будет мощнее, чем когда-либо!
Перевод Исконно.ru
Мы непростительно долго не возвращались к теме трех обезьян. На большой текст не хватает задора, а маленькие кажутся недостойными в подборке. Но нужно разорвать пагубное кольцо и начать хотя бы с маленькой темы. Извините, если статья покажется неформатной.
В экспериментальном музыкальном полнометражном мультфильме американской художницы, режиссера и аниматора Нины Пэйли (Nina Paley) «Сита поёт блюз» (Sita Sings the Blues) в довольно ироничной форме пересказывается индийский эпос «Рамаяна», а главная героиня Сита «исполняет» классические джазовые песни голосом Аннетт Хэншоу (Annette Hanshaw), американской певицы из 1920-х гг.
По сюжету после освобождения Ситы от демона Раваны ее возлюбленный Рама начал к ней холодно относиться. Сита же иллюстрирует это песней 1929-го г. "Mean To Me".
В видеоряде Рама избегает Ситу, Сита страдает и поет, а ей подыгрывает на разных музыкальных инструментах божественная обезьяна Хануман, верный слуга Рамы и Ситы.
Во время припева, на фразе «...Ты всегда ругаешь меня, всякий раз, когда кто-то рядом, дорогой...» (You always scold me / Whenever somebody is near, dear) на заднем плане можно заметить сразу трех Хануманов (ну или воинов из его войска, модель у них одна), принявших позы классических трех обезьян, закрывающих глаза, уши и рот.
Мы снова видим подтверждение, что в современной культуре (фильм вряд ли разумно относить к культуре индийской, его создательница — представитель западной, американской и еврейской культуры) символика трех обезьян появляется очень легко в связи с любыми обезьяньими персонажами.
Полная версия мультфильма свободно распространяется на YouTube и других видеосервисах. Песня "Mean To Me" начинается примерно на отметке 39:40