В мире достаточно много популярных безалкогольных напитков. Один из них — «имбирный эль» (по-английски ginger ale), газировка со вкусом имбиря.
Вопреки названию, имбирный эль настоящим элем (родом пива) не является. Да и процесс брожения для его карбонизации (насыщения углекислым газом) вряд ли кто-то из производителей еще использует. Проще, дешевле и надежнее искусственно газировать напиток. А без брожения в «эле» не будет даже следов алкоголя.
Появился напиток, вроде бы, в Ирландии, но настоящую популярность получил в Америке. А ассоциируется часто еще с одной страной — Канадой.
Канадский фармацевт Джон Маклафлин (John J. McLaughlin) управлял одной из крупнейших аптек в американском Нью-Йорке. В то время газированная вода продавалась в аптеках в качестве лекарства, но многие покупатели полюбили газировки, особенно сладкие и ароматизированные.
Решив открыть собственный бизнес, Маклафлин в 1890 г. вернулся в Канаду, в Торонто и открыл завод по производству газированной воды. Разрабатывая рецепты вкусовых добавок, Джон Маклафлин обратил внимание и на имбирные эли, которые уже предлагали некоторые производители. Но свой вариант напитка, появившийся в 1904 г., фармацевт сделал менее сладким.
По аналогии с винами, которые могут быть «сладкими» и «сухими», газировку назвали «сухим» (dry) имбирным элем. Эпитет оказался удачным, продукцию заметили, а вскоре и вся компания была названа Canada Dry («канадский сухой»).
Постепенно главными покупателями стали американцы и основное производство было вынесено в США. А основной рост популярности и узнаваемости пришелся на период американского «сухого закона». Но вовсе не из-за того, что имбирный эль мог заменить американцам запрещенный алкоголь, а потому как делал приемлемым вкус любого, даже низкопробного самодельного алкогольного напитка: самогона, виски или бренди.
Как бы то ни было, компания Canada Dry всегда внимательно относилась к рекламе. Можно проследить, как год за годом выпускались весьма качественные красочные плакаты и журнальные страницы, рекламирующие напитки компании.
Мы обратили внимание на журнальную рекламу из далекого 1945-го г. Canada Dry на полную страницу рекламирует два своих продукта: содовую и имбирный эль. Причем не как самостоятельные напитки, а как добавки для коктейлей.
В верхней части страницы изображена статуэтка с классическими тремя обезьянами. Подписи тоже классические: у двух первых обезьян «Не говорить зла», «Не смотреть на зло». Но у третьей обезьяны часть подписи закрыта коктейльным стаканом (хайболом) и читается только «Слышать».
Рекламный слоган продолжает: «...но слышать что-то хорошее». И действительно, третья обезьяна открыла свои уши и слушает, как пузырится напиток в стакане.
Текст продолжает игру слов, противопоставляя «злу», от которого закрываются обезьяны, «добро» (goodness, можно передать как «доброкачественность» или даже «совершенство»), которое можно услышать. Коктейли с добавками Canada Dry оживают, пузырятся и искрятся до последнего глотка. А имбирный эль превращает скучный напиток в «шампанское».
Это весьма любопытный пример творческого переосмысления обезьяньей композиции. Но чтобы используемый прием сработал, аудитория должна быть хорошо знакома с оригинальной троицей и считывать комичность ее производной.
Кстати, компания Canada Dry существует и по сей день (теперь, вроде бы, принадлежит «Доктору Пепперу») и выпускает довольно широкий спектр «имбирных элей» в разных странах. В России продукция не является какой-то редкостью, правда, скорее всего, газировка будет привезена из Польши.
Но об обезьянах «Канадский сухой» больше не вспоминает.