Мы уже видели миниатюрные скульптурные изображения обезьян, закрывающих глаза, уши и рот, из собрания ньюйоркского Метрополитен-музея. Тогда нам казалось, что мы одной статьей полностью закрыли тему трех обезьян в этом музее.
Оказывается, мы ошибались. Еще один экспонат не находится никакими запросами, связанными с обезьянами, потому как озаглавлен музейщиками сверхлаконично: просто «нэцкэ».
Кроме размеров и истории поступления никакой информации. Можно заметить, что, хотя, брелок выполнен, безусловно, мастером, качество миниатюры не лучшее. Есть авторская подпись «Минкоку», но под этим именем известно несколько резчиков.
Давайте сами посмотрим, что же тут изображено. Какой-то маленький пухлый и лысый мужичок закрывает ладонями свои уши. Он окружен двумя макаками, закрывающими лапками глаза и рот. Да, вместе они образуют классическую троицу, но что это за персонаж и на чем это они сидят? Что-то покатое в форме перевернутого полумесяца. Качели? Или может быть какая-то лодка?
Вид сзади ясности не вносит. И только снизу становится окончательно понятным замысел художника: обезьяны сидят на чрезвычайно длинных ногах этого мужичка.
Теперь мы можем предположить имя центрального персонажа. Скорее всего, это Асинага (или Асинага-дзин, 足長人, дословно «длинноногий человек»). Предание о целой стране длинноногих пришло в Японию из Китая. Ноги у таких варваров при нормальном теле, якобы, были длиной около 6 м. Но Япония знает Асинагу не одного, у него есть не менее странный друг с длинными руками — Тэнага. Они живут вдвоем, используя свои особенности, чтобы дополнять друг друга. Так Длинноногий сажает Длиннорукого себе на загривок и выходит в море, а Длиннорукий при этом ловит рыбу прямо своими длинными руками. Именно эта сцена наиболее часто изображается в нэцкэ или в гравюрах:
Так почему же Длинноногий потерял своего друга и оказался в компании обезьян? Мы затрудняемся с ответом. Но случай, безусловно, загадочный и любопытный.
※
Мы уже знаем, что символика обезьян, закрывающих глаза, уши и рот весьма популярна в США, ее можно встретить в совершенно неожиданных областях. Например, как вам идея использовать трех обезьян для борьбы с шумом?
В 1980-х годах (но не раньше 1983) Промышленная комиссия штата Огайо (Industrial Commission of Ohio) и Подразделение по безопасности и гигиене (Division of Safety & Hygiene) издали плакат, главным посланием которого было «Шум раздражает!» (Noise annoys).
Художник Дэн Муко (Daniel Bruce “Dan” Muko, 1958—2013) творчески подошел к заданию. Шум изображен жирным, вибрирующим и буквально давящим шрифтом. От шума страдают обезьяны: одна закрывает глаза, другая прикрывает рот. И только средняя обезьяна улыбается, спокойно сложа руки на груди, потому что использует промышленные противошумные наушники.
Подобное решение мы видели не в призывах меньше шуметь, а в рекламе средств против шума: рекламное агентство из немецкого Дюссельдорфа так продвигало затычки для ушей (беруши).
※
Среди настольных игр множество основано на симуляции сражения (например, шахматы), путешествия (хождение фишками по карте, «гусёк») или торговли. Но бывают и игровые имитации других занятий.
Немецкая компания — производитель игр ABACUSSPIELE Verlags GmbH & Co. KG недавно предложило настольную игру двух авторов: Матта Фантистика (Matt Fantastic) и Алекса Кутлера (Alex Cutler), оформленную дизайнером Райнисом Петерсонсом (Reinis Pētersons). Называется игра TEAM3 (англ. «Команда-3»)
Как видно по иллюстрациям на коробке, игру вдохновили три обезьяны, которые не видят, не слышат и не говорят, однако посвящена она далекой от символики обезьян области — строительству.
Для игры нужна 1 или 2 команды по 3 человека. Один из них становится архитектором, другой — прорабом, а третий — непосредственно строителем.
У архитектора есть чертеж будущего сооружения, нарисованный на специальной карточке. Но архитектор не может пользоваться языком, он объясняет планы жестами.
Прораб, естественно, не слышит архитектора, но может интерпретировать его знаки и давать команды строителю.
Перед строителем на столе разложены яркие кирпичики, похожие на объемные фигуры из «Тетриса». Из них ему нужно собрать сооружение, соответствующее замыслу архитектора. Проблема в том, что делать это нужно с закрытыми глазами, полагаясь только на команды прораба.
Что мы можем отметить в этом случае? Авторы, используя мотив трех обезьян, полностью абстрагируются от их символического значения, однако применяют обезьяньи образы в оформлении игры, чтобы сделать ее привлекательнее. Кстати, это отнюдь не единственная игра, использующая трех обезьян, больше вы можете найти на сайте Эмиля Шуттенхельма.
※
Современное обучение, как и все массовые мероприятия сейчас трудно представить без аудио- и видеооборудования. Ничуть не удивительно, что появились компании, предлагающие разработку и создание соответствующих систем.
В Австралии у фирмы 3 Monkeys AudioVisual («Три обезьяны, аудио и видео») из Западного Перта главные клиенты — школы. А в названии и логотипе компании используется символика трех обезьян.
Три одинаковых обезьяньих мордочки изображены с наушниками, очками, которые одновременно являются телевизионными экранами с цифрой «3» и микрофоном.
Решение логотипа, безусловно, оригинальное, хотя и аналоги можно найти, например, у английской медиакомпании.
Три обезьяны используются не только в рекламных презентациях, но и изображены на здании, в котором размещается компания.
О чем нам говорит этот случай? Хотя обезьян в Австралии не водится, три обезьяны здесь — узнаваемый и привлекательный образ.
※
Гей-бары и гей-клубы, заведения, обслуживающие гомосексуальных клиентов, известны достаточно давно. Где и когда появилось первое из них, уверенно сказать невозможно, свои истории есть во многих европейских городах, так одним из первых в новейшей истории случай зафиксирован в Англии: в 1810 г. была проведена облава на бар «Белый лебедь» (The White Swan) в Вестминстере, было казнено два содомита.
В Москве первым относительно официальным гей-клубом, видимо, был «Три обезьяны», открытый в 1995 г. Заведение в целевой среде стало культовым, в нем бывали не только звезды столичной богемной тусовки, но и Жан-Поль Готье, Марк Алмонд или Бой Джордж.
Клуб несколько раз менял адрес, переживал набеги и облавы, пока не закрылся в начале 2000-х гг.
14 июня 2019 г. «Три обезьяны» снова возродились. Один из организаторов прошлого заведения открыл клуб на новом месте под старым названием.
Новые «Три обезьяны», находящиеся рядом с зоопарком (ул. Большая грузинская 2/12), несколько сменили направленность, теперь это танцевальный ночной клуб со слоганом «Музыка, которой много». В клубе больше нет «темных комнат», но несколько танц-залов и много электрического света.
За время закрытия клуба в столичном гей-сообществе набрали популярность другие тематические заведения, так что новым старым «Трем обезьянам» придется постараться, чтобы вернуть прошлую славу.
Нам следует отметить, что минимум в 1990-х гг. символика трех обезьян была привлекательной в гомосексуальной среде российской столицы и, очевидно, одним из значений названия и логотипа читалось сохранение тайны клуба по интересам.
※