Собственный фарфор в Европе впервые получили в саксонском городе Майсене (Meissen), одним из его изобретателей стал алхимик Иоганн Бёттгер (Johann Friedrich Böttger). Первая фарфоровая мануфактура создана в 1710 г., а название города стало сверхпопулярной торговой маркой и своеобразным знаком качества.
«Мейсенский фарфор» или просто «мейсен» (до недавнего времени город по-русски предпочитали называть через «е») до сих пор высоко ценим, а ассортимент продукции постоянно расширяется.
В 2018 г. предприятие «Майсен» выпустило ограниченной серией довольно крупную (высота 41 см) интерьерную скульптуру, созданную молодой художницей Марией Вальтер (Maria Walther).
Это вариация на тему классических трех обезьян, которые закрывают глаза, уши и рот.
Скульптор значительно переработала композицию, посадив обезьян друг на друга и заставив их закрывать глаза и уши друг другу. Но главной новацией стало разнообразие видов. Чаще всего три обезьяны изображаются одинаковыми. Мария Вальтер выбрала трех приматов совершенно разной внешности и разного размера, получив сужающуюся вверх пирамиду.
В нижнем ярусе находится мускулистая горилла. У нее на плечах сидит мандрил, закрывающий горилле глаза руками. На мандриле же, в свою очередь, сидит совсем маленький примат, в классификации которого предприятие путается: то это карликовый маки, то какая-то длиннохвостая мартышка. На наш взгляд это классический лори, скорее всего, карликовый (лат. Nycticebus pygmaeus). То есть художница в поисках разнообразия обезьян вышла за рамки биологической классификации и добавила примата-полуобезьяну. Лори закрывает мандрилу уши своими ногами.
Животные изображены динамично и явно не рады ситуации: горилла скривила рот в недовольстве, мандрил испуганно кричит, а лори застыл, прикрыв рот лапками.
Можно предположить, что серия была успешной, потому что в следующем, 2019 г. серия была повторена, но в очень необычной раскраске: приматов покрыли камуфляжными пятнами.
На наш взгляд, визуально раскраска не самая удачная, т. к. скрадывает мелкие детали скульптуры. Но она дает повод задуматься над смыслами: возможно, невидение, неслышание и неговорение скрывает обезьян от внешнего внимания как камуфляжная форма военных.
Но и это еще не все. Скульптура была коллекционной и дорогой, но «Майсен» предложил более бюджетные варианты, пусть и не такие грандиозные. Вы можете приобрести фарфоровые пробки для бутылок, в которых повторены отдельно три персонажа из скульптурной композиции Марии Вальтер. Конечно, приматы на пробках не выдержаны в единых пропорциях и крошечный лори равен по размеру огромной горилле. Ну и персонажи вынуждены закрывать глаза, уши и рот собственными силами.
Пробки продаются отдельно, каждая упакована в фирменную коробочку с логотипом.
Для нас это любопытный случай развития классической композиции с тремя обезьянами и очередное подтверждение популярности их символики.
※
Мы с вами уже неоднократно встречали резные панно с изображением трех обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят. Это, конечно, самые известные обезьяны из цикла украшений священной конюшни святилища Никко Тосёгу, их близкая копия из Омска или, возможно, более ранние «обезьяны наоборот» (вижу—слышу—говорю) из Титибу-дзиндзя. Можно вспомнить и более пышное панно, проданное на аукционе.
В этот раз нам на глаза попалось еще одно.
Миллионер Майкл Бруно создал популярный онлайн-проект «1stdibs» — маркетплейс для антикварной мебели и предметов искусства. Вот там нам и встретились обезьяны.
Сами обезьяны любопытны техникой изображения, но не более того. Ради них одних мы не начали бы статью.
Намного необычнее их окружение: над обезьянами распростер крылья феникс, а по сторонам их фланкируют два дракона.
Что же могут означать обезьяньи спутники?
Дракон (по-китайски лун, по-японски рю) и феникс (фэнхуан и хоо) в культуре Восточной Азии сошлись вместе как хранители сторон света (феникс на юге и дракон на востоке), соответствуя двум из 5 первоэлементов. Но вскоре эта пара обособилась и стала означать единство противоположностей, мужское и женское начало (правда, иногда путая роли). Дракон и феникс могли служить символами жениха и невесты и стали непременным атрибутом императорских одежд, то есть знаками власти.
Тут необходимо сделать отступление, сказав, что, в отличие от западной мифологии, на Востоке драконы не несут ни малейших злых коннотаций, а фениксы — вообще являются воплощениями добра.
Вернемся к панно. Вряд ли перед нами символика мировой двоичности инь-ян, хотя бы потому, что драконов здесь два на одну птицу. Но обратите внимание: реальные земные обезьяны сидят на земле, обозначенной невысокими горками, а вот фантастические драконы и феникс окружены декоративными завитками, обозначающими облака, то есть находятся на небе. И между небесным и земным мирами обозначена четкая граница, образующая подобие картуша, в котором разместились обезьяны.
Можно предположить, что мифические создания охраняют обезьян со своих небес. А обезьяны добились небесного покровительства своим поведением, они прикрыли свои ушки, рот и глазки.
И еще обратим внимание на дерево, сопровождающее обезьян. Мы помним, что в Никко у обезьян была хвойная ветвь и пышный пион. Здесь же лиственное дерево, у листьев которого пальчатая форма. Возможно, это японский клен (момидзи), не менее любимое японцами растение, чем знаменитая сакура. Только сакурой любуются весной, а огненными листьями клена — осенью. Но клен и символизирует не только осенний сезон, но и «осень жизни», возраст жизненного опыта и мудрости. Не мудрость ли обезьян нам таким образом показывает безвестный скульптор?
Остается отметить, что на момент написания этих строк панно находилось в продаже с ценой $5 200 (со скидкой 20%) и вы можете успеть приобрести эту необычную композицию.
※
Экономика «частично признанного государства» Абхазия официально держится на двух главных составляющих: сельское хозяйство и туризм. И для туристов в республике есть множество привлекательного: субтропический климат, море и горы, самобытная культура и многотысячелетняя история.
Отдых в Гагре, Пицунде или Новом Афоне весьма популярен у россиян.
И как на курортах любой страны мира, в Абхазии во множестве продаются сувениры. Может быть, нам только показалось, но в Абхазии продавцы особенно ценят символику трех обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят. Как иначе объяснить, что мы встречали разные примеры на каждом абхазском курорте?
Многие сувениры, продаваемые в Абхазии, на самом деле делаются за ее пределами. Это обычная практика. Три деревянные кошки, закрывающие в Гагре глаза, уши и рот, не исключение. Можно ошибиться, но в России такие статуэтки появились (довольно давно) с подписями об Индонезии и острове Бали. Отметим для себя, что отдельные ценники стоят на каждой фигурке и продавцы могут запросто разлучить троицу.
В Новом Афоне мы видим сразу два варианта композиции. В окрашенном «под бронзу» обезьянки закрывают глаза, уши и рот друг другу, а вот формы фигурок позади них узнаются китайские предки, которые есть в нашей коллекции. Отметим только, что в оригинале их было 4 и позже в Пицунде мы увидим полный набор с обезьянкой, зажимающей пах.
В абхазской столице — Сухуме — мы опять встречаем несколько вариантов сувенирных обезьян, но для примера приведем один: довольно свободная композиция, обезьянки сидят на бревне, а на подножии написано «Абхазия» (как гармонично они смотрятся с горцами на заднем плане!). Для Сухума «обезьянья» тема вполне объяснима: там располагается крупный обезьяний питомник, который был важнейшим в СССР, одна из столичных достопримечательностей.
И, наконец, в Пицунде ассортимент был самым разнообразным, частично повторяя сувениры с других курортов. Здесь мы приводим только одну керамическую статуэтку, воспроизводящую обезьян, прижатых спиной к спине. Заметим, что и здесь присутствует подпись «Абхазия».
Самый необычный, на наш взгляд, предмет был приобретен (куплен в Сухуме, но попадался в Пицунде в разных вариантах окраски). Это керамическая бутыль, причем вполне функциональная, изнутри покрытая темной глазурью, хотя снаружи шероховатая и пористая.
Всего одна обезьянка использует все свои 4 конечности, чтобы закрыть глаза, уши и рот. Если вы знакомы с историей символики, наверняка знаете, что такую форму изобрел японский резчик брелоков-нэцкэ Кайгёкусай (Масцугу) в XIX в.
А теперь композиция для дальневосточного костюмного аксессуара используется для хранения вина в Закавказье. Удивительное путешествие образа!
※
Символика трех обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят, достаточно популярна в Японии, поэтому ее пытаются использовать в прикладном искусстве.
В традиционном японском костюме нет настоящих карманов (в некоторых фасонах кимоно можно разве что-то положить в рукав). Но зато японец в кимоно всегда подпоясан, поэтому носимые с собой предметы можно или заткнуть за пояс, или подвесить к поясу на шнурке. Для последнего способа применяются специальные брелоки — нэцкэ (根付). Как небольшой аксессуар, нэцкэ часто выполнялся в дорогих материалах и украшался, зачастую изображая собой какие-то важные для владельца идеи.
Три обезьяны — привлекательная символика для нэцкэ. Мы с такими уже встречались в полном комплекте сагэмоно, состоящего из нэцкэ, бусины одзиме и шкатулки-табакерки тонкоцу.
Однако формат нэцкэ накладывает на композицию достаточно жесткие ограничения: предмет должен быть довольно маленьким, с округлыми очертаниями и без выступающих наружу частей (иначе брелок будет цепляться за одежду и окружающие предметы). Кроме того, нэцкэ воспринимается только с одной стороны и если, к примеру, посадить обезьян спиной к спине (как мы видели на втором предмете в обзоре из нью-йоркского музея Метрополитен), то одна или две задних обезьянки окажутся не видны на поясе владельца.
Видимо поэтому художники пытаются упростить композицию. Наверное предельным случаем такого упрощения будет обезьянка резчика Кайгёкусая (Масацугу). Три обезьяны заменились всего одной, закрывающей всеми лапами глаза, уши и рот:
Такая обезьянка действительно идеально вписывается в формат нэцкэ. Не случайно ее часто повторяли. Так в московском Музее Востока есть похожая нэцкэ, приписываемая Охаре Мицухиро.
И вот недавно парижский аукционный дом Beaussant Lefèvre показал предмет, доказывающий, что трех обезьян тоже можно подружить с классической формой нэцкэ.
Такая форма нэцкэ называется «мандзю» (饅頭) т. к. напоминает японцам одноименные пирожки со сладкой бобовой начинкой.
Предмет очень декоративен, почти орнаментален, обезьяны расположены симметрично, а особый настрой создает тройное рукопожатие в центре композиции.
Ожидаемая цена предмета 2—3 тыс. евро, но продан он за 5,5 тыс.
※
Когда мы рассматривали традиционные (и не очень) матрешки, отметили их японское происхождение. И все главные кандидаты на роль японского отца русской деревянной игрушки отличаются от нее технологией изготовления, ведь матрешку делают на токарном станке, а фигурки божеств вырезают из твердых материалов или лепят из бумажной массы по технологии папье-маше.
Но в Японии есть своя точеная расписная кукла. Она старше матрешки и зовут ее кокэси (こけし). Чем-то она матрешку напоминает, но при этом выглядит иначе:
Относительно крупная головка традиционной японской куклы чаще всего вытачивается отдельно и насаживается на узкое длинное тельце без каких-либо признаков рук или ног. Простые формы игрушки ярко расписываются, обычно геометрическими и цветочными орнаментами. Так было в период Эдо, так продолжается и сейчас во многих местах.
Но со временем кроме традиционных народных кукол появились куклы авторские, не следующие традициям. У них другие пропорции и часто другие материалы. Новые кокэси (сингата, 新型) тоже быстро завоевали популярность.
Художник Мухицу Миядзима (宮島 無筆, род. в 1929 г.) начал изготавливать куклы в военный 1942-й г. Поначалу он делал вполне традиционные кокэси, но чуть позже, в 1940-х переключился на новые образцы. И именно авторские игрушки принесли художнику признание.
Вы, наверное, уже знаете, почему мы начали разговор о Мухицу. Верно, он в своих работах вспомнил о символике трех обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят.
Фигурки предельно геометричны и абстрактны. Кокэси собраны из дерева двух оттенков и основная декоративная роль лежит на фактуре дерева, раскрытой под резцом мастера. В смелых вырезах намечены (только намечены) традиционные жесты, закрывающие уши, рот и глаза. А формы фигурок комплементарны, бочкообразным куклам слева и справа соответствуют вогнутые бока центральной кокэси.
Осталось сказать, что эти наборы производились серийно и вы еще можете найти их на интернет-аукционах и во многих частных коллекциях.
Для себя же отметим, что, обратившись к обезьяньей теме, художник оставил кукол человекоподобными. Это куклы, изображающие людей, изображающих обезьян.
※