Мы уже встречались с творчеством карикатуриста Сергея Ёлкина. В 2016 г. он изобразил в позах трех обезьян пресс-секретаря российского президента — Дмитрия Пескова.
13 августа 2019 г. похожее изображение заслужил сам президент Путин.
Повод для произведения прозрачен: в стране происходят огромные по масштабам пожары и наводнения; в столицах несколько недель подряд идут жестокие силовые подавления выступлений оппозиции, требующей права избираться; новости чуть ли не ежедневно сообщают об авариях и катастрофах на военных объектах, в том числе с выбросом радиоактивных материалов и человеческими жертвами. Действия президента выглядят, мягко говоря, странными: сбегая от проблем, он устраивает фотосессии в кожаной одежде на мотоциклах.
Художник изобразил своего героя, закрывающего глаза, уши и рот. В его трактовке символика трех обезьян (да, она, несомненно, угадывается) равнозначна символике страуса, зарывающего голову в песок перед опасностью. Это поверхностная, но очень распространенная интерпретация.
А вот композиция очень редка. В отличие от своего пресс-секретаря, ради обезьяньих поз повторенного трижды, президент един, но чтобы перекрыть все органы чувств, ему потребовались дополнительные пары рук.
Нет, такое решение не уникально, посмотрите, к примеру, на этикетку пива «Золотая обезьяна» от пивоваренной компании Victory из города Даунингтаун (Пенсильвания, США). Их обезьяна тоже многорука.
Но в политических карикатурах подобный образ нам встречается впервые.
※
Истории о воинах-богатырях были записаны весьма поздно, в XIX в., когда Европу застал расцвет немецкого романтизма. Аналогом рыцарских баллад в Российской Империи стали былины, собранные, в основном, в Олонецкой губернии (на территории нынешней Карелии).
Очень скоро витязи-богатыри стали «визитной карточкой» лубочной русской культуры, в том числе и в прямом смысле, изображаясь на лубках. Из всей массы героев былинного цикла выделилась узнаваемая троица. И во многом помог их популярности художник Виктор Васнецов, один из активных создателей «неорусского» стиля. Около двадцати лет он работал над картиной, которая сейчас служит архетипичным образом богатырей.
Перенесемся в более близкие времена. «Три богатыря» — уже неразрывная группа, глубоко укоренившаяся в народном сознании. Троица действует в анекдотах и мультфильмах. Богатыри почти не воспринимаются поодиночке.
Мастер с идентификатором konstantin73 предложил деревянную скульптуру трех богатырей.
Три богатыря вполне каноничного вида изображены в тесном взаимодействии: они закрывают друг другу глаза, уши и рот.
Автор сознательно перенес символику традиционных восточных трех обезьян на российскую почву, найдя адекватную замену обезьяньей троице.
Скульптор в своем движении не одинок, достаточно вспомнить карнавальное сращение образов трех обезьян и библейских волхвов в немецком Кёльне. Символика перетекает с одной устойчивой троицы на другую.
Кстати, на момент написания этих строк скульптурная композиция с богатырями была в продаже и вы можете стать ее обладателем.
※
Современное государство Израиль воюет с самого своего основания. Армия Обороны Израиля (иначе Цахал) — одни из самых боеспособных вооруженных сил в мире. И, конечно же, армия нуждается в охране различных тайн.
Недавно нам попался на глаза плакат Армии Обороны, призывающий к сохранению секретности.
Шимпанзе в классических позах трех обезьян закрывают руками уши, глаза и рот. Плакат создан по распространенной фотографии, только отраженной горизонтально (в Израиле из-за направления чтения справа-налево и визуальные образы тоже считываются в эту сторону).
Интереснее надпись, черным по желтому: «Увидел, услышал, ...» — и контрастно белым продолжение: «...не рассказывай!»
То есть израильтяне, вероятно, независимо повторили (только лаконичнее) американские плакаты из ядерных лабораторий, но и те, и другие цитировали масонский девиз, известный и в Третьем Рейхе.
※
Все мальчики любят ниндзя. Истории про таинственных японских шпионов будоражат воображение уже многих поколений.
Ниндзя (忍者) или иначе синоби (忍び) появились в Японии в древние времена. Шпионы были не знатного происхождения, поэтому в историю они попадали крайне редко. Исследователи пытаются найти следы тайных шпионов в VI или X в., но расцвета и одновременно упадка ниндзя достигли к XVI в. одним из эпизодов объединения феодальной раздробленной Японии Одой Нобунагой было поражение войск ниндзя в провинции Ига. После этого ниндзя перестали быль исторически значимой силой.
После революции (реставрации) Мэйдзи в Японии стремительно развивался средний класс, потребитель культуры. По примеру Запада новые японцы пристрастились к романам. Для литературных историй нужна была историческая подоплека. Тогда и вспомнили о былых шпионах. На рубеже XVIII и XIX вв. ниндзя впервые стали модными.
Между I и II мировыми войнами в Японии буйно развивался кинематограф. А где брать сюжеты к многочисленным фильмам? В проверенных романах. Так еще с 1915 г., еще с немого кино появились фильмы о ниндзя.
После войны японским наследием воспользовался Голливуд и к 1980-м гг. мир охватила повальная ниндзя-мания. Но ниндзя покоряют мир не только через кино.
В 2019 г. выпущена компьютерная (многоплатформенная) игра Sekiro: Shadows Die Twice («Сэкиро» — имя главного героя, дополненное слоганом «Тени умирают дважды»). Это игра-экшн с видом от третьего лица. Действие происходит в Японии периода Сэнгоку, как раз во времена расцвета исторических ниндзя.
Герой необычен: Сэкиро не смог защитить господина, лишился руки и почти умер, но был подобран таинственным Резчиком, который заменил утраченную руку многофункциональным протезом. Герою теперь нужно выполнять задания и принимать решения, от которых зависит сюжет.
По ходу сюжета однорукому ниндзя приходится сражаться с разными противниками и, пожалуй, самые необычные из них — обезьяны с ширмы.
Герой в замке встречает довольно декоративные четырехчастные ширмы с изображением четырех существ в разноцветных кимоно. Эти существа оказываются обезьянами, причем не традиционной троицей не вижу-не слышу-не говорю и даже не противоположными «обезьянами наоборот», а абсолютным их выражением: всевидящая обезьяна, всеслышащая обезьяна и призывающая обезьяна. Четвертая же панель ширмы пустеет.
Всесильных обезьян нельзя победить обычными методами и бой превращается в квест.
Всевидящую обезьяну в очках и фиолетовых одеждах нужно заманить в комнату, в которой предварительно задуты свечи — так она не увидит нападения. Всеслышащую зеленую обезьяну с подобием рупора на шее можно заглушить водопадом. Оранжевая обезьяна с гонгом и молотком призывает множество обычных обезьян, с которыми придется разбираться при помощи оружия и ловкости. Но оказывается, герой все время преследуется еще одной — невидимой обезьяной. На ней нет кимоно, глаза плотно закрыты, а в руке ваджрный колокольчик. Герою придется придумать, как на время сделать четвертую обезьяну видимой, чтобы одолеть и ее.
Всех четырех обезьян нужно победить и отправить назад в ширму.
Нам интересно не столько обращение к теме трех обезьян в игре, посвященной Японии (что само по себе не редкость), сколько выбор «обезьян наоборот» в качестве боссов-антагонистов. Традиционно четвертая обезьяна может трактоваться множеством способов (не делать, не желать, не думать, не получать удовольствия, воздерживаться от секса), но невидимость — что-то очень оригинальное.
Как выглядят обезьяны в движении, можно найти на видеохостингах в многочисленных вариантах «прохождения» уровней, записываемых игроками.
※
Среди самых ярких явлений в культуре XX в. была рок-музыка. Сегодня почти сошедшая на нет, когда-то она доминировала.
В своем развитии рок двигался по нескольким направлениям, одним из которых было «утяжеление» музыки. Так сперва появился хард-рок, а из него «тяжелый металл», heavy metal.
«Металлическим» группам тоже стало тесно в общем жанре и направление продолжило дробиться, образуя множественные поджанры. Коммерчески привлекательным был стиль более приближенный к массовой популярной музыке, появился парадоксальный «легкий тяжелый металл», а внешне некоторые группы стали использовать образы, пришедшие из глэм-рока: яркие облегающие сценические одежды, пышные прически, обильный макияж. Подобный стиль вскоре назвали «глэм-метал» (от glamorous — «гламурный»). Глэм-металлические музыканты выглядели, скорее, андрогинами, в сравнении с брутальными классическими металлистами.
Это в полной мере касается американской группы из Лос-Анджелеса «Мотли Крю». Как и многие команды, она появилась на совместных репетициях музыкантов и название группы происходит от англ. motley crew («пестрая, разношерстная команда»), только записали название через модные в «металлической» культуре европейские умлауты: Mötley Crüe.
Первым по-настоящему глэм-металлическим альбомом «Мотли Крю» стал «Театр боли» (Theatre of Pain), изданный в 1985 г.
На обложке диска изображены традиционные веселая и грустная маски, с античных времен служащие символом театра, но нас интересует обратная сторона пластинки.
Участники группы в сценических образах изображены в виде трех обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят. Но они не сами закрывают себе глаза, уши и рот, за них это делают женские руки, прорывающиеся сквозь белый фон. Отдельно от остальных участников на контрастном черном фоне изображен светловолосый солист Винс Нил. Его прижимают сразу три пары женских рук. Вероятно, он символизирует собой инвертированный, обратный вариант четвертого обезьяньего запрета-отрицания в англоязычной культуре: have no fun («не получать удовольствия», в первую очередь, сексуального).
Эти же фотографии использовались в оформлении синглов с того же альбома и, конечно же, в различной не очень официальной (фанатской и пиратской) продукции.
※