Исконно.ruТри обезьяны в культуре и искусстве, страница 7

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту
  стр. 7 из 62  

Злые обезьяны с банановым вкусом

пример №279 отдельно →

Злые обезьяны с банановым вкусом

Социологи и маркетологи не зря выделяют среди населения культурные и возрастные «поколения»: обобщенные портреты, привычки и предпочтения этих групп могут различаться, причем разительно.

Особого внимания специалистов заслуживают «миллениалы», поколение ровесников тысячелетия, именно оно вошло в стадию экономической активности и именно эти потребители все больше диктуют рынку свои пристрастия. А они особенные: во главу угла часто ставится не роскошь, практичность или выгода. Миллениал предпочтет брэнду или идеальной серийной вещи что-то особенное: этническое, винтажное или сделанное руками («хэндмэйд»). Да, эта вещь не будет идеальной, но в своей неидеальности она уникальна. Тенденцию давно раскусили маркетологи и рынки заполнились массовым серийным хэндмэйдом чуть ли не во всех отраслях.

В области пивоварения «хэндмэйд» называют «крафтом». Небольшие мини- и микро-пивоварни предлагают часто нестандартные рецепты и, конечно же, оригинальные названия и оформления напитков.

Питерская пивоварня LiS Brew начинала, подобно многим ремесленным производствам, пытаясь создать аналоги особо качественных традиционных зарубежных сортов, но, видимо, пробиться среди множества крафтовых марок с традиционным пивом было трудно, поэтому вскоре начались эксперименты. И теперь LiS Brew — заметная марка, ведь где еще можно попробовать пиво со вкусом грибов, с томатом и чесноком или с добавками натуральной халвы?

Мы же сейчас рассмотрим менее радикальный рецепт, ведь пиво с фруктовыми добавками (особенно лимонное и вишневое) — почти классика. LiS Brew же предложил банановый эль. А оформление напитка поручил ярославской художнице Ванде Новиковой (@wanda_novikova).

Кто любит бананы? Конечно же, обезьяны. Эль получил англоязычное название No Evil Monkeys.

Банановый эль No Evil Monkeys, пивоварня LiS Brew, Санкт-Петербург
Банановый эль No Evil Monkeys, пивоварня LiS Brew, Санкт-Петербург

Для этикетки (или изображения на банке) нарисована сложная композиция в агрессивном стиле, близком комиксам и граффити.

Этикетка эля No Evil Monkeys
Этикетка эля No Evil Monkeys

Центральную часть занимает троица персонажей, как не сложно догадаться, повторяющая классическую композицию с обезьянами, закрывающими глаза, уши и рот. Но обезьяны Ванды моложе и агрессивнее. Не слышащая обезьяна — компьютерный игрок, ее уши закрыты наушниками. Не говорящая — художник граффити, ее рот закрывает респиратор. Слепая вооружена аж тремя японскими мечами, кинжалом и сюрикэнами (вероятно, аллюзия на множество фильмов о незрячих воинах от «Затойчи» Такэси Китано до «Слепой ярости» с Рутгером Хауэром).

Иллюстрация для оформления бананового эля. Ванда Новикова
Иллюстрация для оформления бананового эля. Ванда Новикова

Центральные герои окружены несколькими дополнительными сценами. В них город, населенный антропоморфными животными, третирует целая банда: тут и бандитский налет, и ограбление, кража, драки, пьянство и продажная любовь — весь комплект антисоциальных угроз и криминальной романтики. Вопреки названию, это злые обезьяны.

Ванда Новикова
Ванда Новикова. Фото Василия Титова

За рубежом тематика трех обезьян необъяснимо популярна в названиях и оформлении алкогольных напитков (интересующиеся могут обратиться к сайту Эмиля Шуттенхельма). В России на нашей памяти это первый случай.

Темы: [еда и напитки] [Россия] [товары]

Обезьяны подросткового бунта

пример №278 отдельно →

Обезьяны подросткового бунта

Один из наших корреспондентов прислал кадр из современного японского фильма. Кадр любопытный, так что пришлось ознакомиться с первоисточником.

Фильм называется «今日も嫌がらせ弁当» [кё мо иягарасэ бэнто]. Даже неофициального перевода на русский (пока?), видимо, не существует, а примерно передать название можно как «Снова этот дурацкий бэнто!»

Исполнительницы главных ролей в фильме «Снова этот дурацкий бэнто!»
Исполнительницы главных ролей в фильме «Снова этот дурацкий бэнто!»: Кёко Ёсинэ (слева, в роли Футабы Мотимару) и Рёко Синохара (в роли ее матери, Каори)

У старшеклассницы Футабы (Кёко Ёсинэ) переходный возраст, она становится совершенно неуправляемой, показательно не замечает свою маму и не общается с ней иначе как через SMS. Ее мать-одиночка Каори (Рёко Синохара) не знает, как справиться с подростковым бунтом. И тут она вспоминает про бэнто.

У нас бэнто назвали бы просто «сухим пайком», но для японцев это неотъемлемая часть культуры. Бэнто — это готовый обед на одну персону, упакованный в специальный контейнер. В него, конечно же, входит вездесущий рис, а с ним уже по возможностям и предпочтениям маринованные овощи (цукэмоно), рыба, морепродукты или мясные изделия. Изготовление и, что не менее важно, упаковка продуктов в бэнто отточены многими поколениями японских домохозяек.

Для маленьких детей мамы стараются украшать бэнто, чтобы дети ели охотнее. Если рисовому шарику добавить глазки, еда превращается в игру. В коллективах дети сравнивают свои обеденные наборы и гордятся, когда их бэнто красивее соседского.

Школьница из фильма уже вышла из возраста игр с едой, но мама сперва назло ей упаковывает обед в детской манере (только тщательнее и продуманнее до мелочей), а после начинает передавать через бэнто послания. Так первым стало сердитое требование убирать за собой посуду: «皿は片せや!»

Бэнто из фильма «Снова этот дурацкий бэнто!»
Бэнто с требованием убирать за собой посуду

Но интересующий нас момент встретился чуть раньше, когда путь к сердцу подростка еще не был найден. Мама жалуется собеседницам на свою дочь, говоря, что она не слушает, не говорит и не смотрит. По-японски это звучит точно как название классической композиции с тремя обезьянами. И в воображении бунтующая дочка по очереди принимает позы трех обезьян из святилища в Никко.

Кадр из фильма «Снова этот дурацкий бэнто!», школьница в позах трех обезьян
Кадр из фильма «Снова этот дурацкий бэнто!», школьница в позах трех обезьян

Заметим, что трижды повторенная героиня вписана в декоративную раму с растительным орнаментом. Казалось бы, этого зрителю должно быть достаточно, чтобы считать популярный образ, но нет, поверх школьницы рисуются соответствующие обезьяны со своими именами-отрицаниями на свитках.

Панно с тремя обезьянами на фасаде священной конюшни в святилище Тосёгу, Никко, Япония. После реставрации в 2016 г.
Панно с тремя обезьянами на фасаде священной конюшни в святилище Тосёгу, Никко, Япония. После реставрации в 2016 г.

PS Нам подсказывают, что фильм демонстрировался на 53-м фестивале японского кино в Москве под названием «Сегодня снова издевательский бэнто»

Темы: [фильмы] [Япония]

Зачем китайцу кимоно?

пример №277 отдельно →

Зачем китайцу кимоно?

По восточному календарю 2016-й год был годом зодиакальной Обезьяны (申). Естественно, в этот год обезьян вспоминали очень часто. Московский Музей Востока (Никитский бульвар, д. 12-А) посвятил новому году особую выставку, проводившуюся в январе—феврале 2016, «Под знаком огненной обезьяны».


Сюжет телеканала «Культура» об открытии выставки «Под знаком огненной обезьяны» в ГМВ

На выставке нам побывать не удалось, но сейчас нам попал в руки ее каталог (Красная и огненная. Год обезьяны в Музее Востока. Каталог выставки. — М.: — ГМВ, 2016. — 112 с. Тираж 500 экз. ISBN 978-5-903417-72-8, далее [Каталог]). Куратор выставки Ольга Чернова кратко рассказывает об обезьянах в восточной культуре и приводит ок. 80 иллюстраций с экспонируемыми предметами.

Вполне ожидаемо, что в каталоге нашлось место трем обезьянам, которые не видят, не слышат и не говорят. Правда, это была поздняя, не заслуживающая пристального внимания индийская деревянная статуэтка с краткой аннотацией без какого-либо описания (иначе пришлось бы отвлекаться на рассказ о Махатме Ганди среди повествования о древнеиндийской Рамаяне).

Нас же привлек другой экспонат — фигурка единственной обезьяны. Сразу просим прощения за качество иллюстрации — это не скан, просто фото со страницы каталога:

Обезьяна «Не слышу, не вижу, не говорю»
Обезьяна «Не слышу, не вижу, не говорю», Китай, XIX в. Нефрит, резьба, 3,3 × 2,9 ×2,7 см. ГМВ, Инв. № 2567 I. Приводится по: [Каталог, стр. 43, илл. 28]

Обезьяна всеми своими лапками закрывает уши, глаза, и рот. В описании сказано, что 1). композиция популярна в Азии; 2). иллюстрирует буддистскую идею недеяния, которая, вероятно (?), возникла в Китае; 3). некоторые ученые («кое-кто на Западе»?) считают источником «Лунь-Юй» Конфуция (приводится соответствующая цитата).

Ну то есть полный винегрет. Буддистские идеи, конечно же, появились в Индии. Принцип недеяния (無為, [у-вэй]) действительно китайский, но принадлежит даосизму (и в даосском каноне можно найти не менее эффектные подходящие цитаты, чем в конфуцианских суждениях).

На самом деле изначально обезьяна была не одной. Среди трех (четырех, а может быть и семи) обезьян были отдельные, закрывающие уши, глаза и рот. Чаще всего их символика связывается с даосской практикой бдений в ночь зодиакальной Обезьяны, причем не в Китае (где практики известны, но обезьян в них нет), а в Японии. Эти ритуалы проводились в среде сторонников синто-буддистского синкретического учения школы тэндай, сакральный центр которой (гора Хиэй рядом с Киото) символически связан с обезьянами.

Старейшие известные изображения трех обезьян появились в Японии, вполне вероятно, именно там и сформировалась их символика (хотя сами японцы могут считать по-другому).

Теперь про единственную обезьяну. Это позднее и, вероятно, авторское изобретение. Чаще всего поза скрюченной обезьянки связывается с резчиком Кайгёкусаем Масацугу, янтарную фигурку мы уже неоднократно видели.

Нэцкэ. Обезьяна «Не слышу, не вижу, не говорю»; янтарь; XIX в. 3,3×3,3×3,1; Масацугу Кайгёкусай. Лос-Анджелесский окружной музей искусств (LACMA, 5905 Wilshire Boulevard, Los Angeles, California, United States), ID экспоната AC1998.249.87
Нэцкэ. Обезьяна «Не слышу, не вижу, не говорю»; янтарь; XIX в. 3,3×3,3×3,1; Масацугу Кайгёкусай. Лос-Анджелесский окружной музей искусств (LACMA, 5905 Wilshire Boulevard, Los Angeles, California, United States), ID экспоната AC1998.249.87

Появление этой композиции обусловило ее назначение. Это нэцкэ, брелок, подвешиваемый к поясу в японском костюме. Нэцкэ должен быть небольшим, округлым без выступающих элементов, лаконично-эффектным (так как служит украшением) и виден всегда только с одной стороны. Три обезьяны — сложная и перегруженная композиция для брелока на поясе, поэтому скульптор уменьшил число обезьян до одной, вписав ее почти в идеальный шарик.

Отметим, что решение довольно популярно и неоднократно повторялось разными авторами. В постоянной экспозиции Музея Востока есть нэцкэ, практически, идентичный кайгёкусаевскому, только выполненный из слоновой кости. Опять извиняемся за качество «шпионских» фото (от 14 декабря 2019 г.), сделанных на телефон из-за стекла в не очень удобном освещении:

Нэцкэ. Обезьяна «Не слышу, не вижу, не говорю»; ГМВ
Нэцкэ. Обезьяна «Не слышу, не вижу, не говорю»; слоновая кость. Охара Мицухиро. Государственный музей искусства народов Востока, отдел японского искусства, коллекция нэцкэ, экспонат №68

Московская обезьянка приписывается Мицухиро (小原 光博, 1810—1875), хотя от специалистов в японской миниатюре мы слышали сомнения в авторстве (основываясь исключительно на художественных достоинствах предмета).

Итак, композиция с одной обезьяной появилась в Японии и использовалась как деталь традиционного костюма. Так откуда же появился синхронный китайский экспонат? Его нет в постоянной экспозиции музея, так что разглядеть в подробностях не получится.

Габариты у фигурки точь в точь для нэцкэ. Причем использоваться в качестве интерьерного украшения она может с трудом из-за покатого основания. Можем предположить, что ее делали как копию с японской работы. Интересно, выполнил ли мастер функциональное отверстие для шнура (химотоси), которое превращает фигурку в брелок?

Нэцкэ — японский феномен, ему нет места в китайском костюме. Раннее заимствование можно исключить. Япония долгое время находилась в добровольной международной изоляции, поэтому обмен культурными идеями с миром был крайне ограничен. Волна японской миниатюрной скульптуры хлынула на Запад в XIX в. Как же ее занесло в Китай?

Может быть, не Китай? Но материал очень китайский, нефрит оттенка «как баранье сало» — один из самых ценимых. Для дорогой фигурки его выберет, скорее, действительно китайский резчик.

Из всех допущений самым простым будет ошибка в датировке. Вот для XX в. китайская реплика японских вещей XIX в. — обычное дело. Иначе придется изобретать историю, кому и зачем нужно было заказывать копию нэцкэ в китайском материале.

Темы: [музеи]

Обезьянья муза бурятского самородка

пример №276 отдельно →

Обезьянья муза бурятского самородка

В конце 2019 г. нас привлекла выставка в Музее Востока (Никитский бульвар, д. 12-А, Москва). Кирилл Данелия представлял свою коллекцию японской гравюры, посвященной 47 верным ронинам.

Выставка действительно шикарная и при входе в музей посетителя встречает ее яркая афиша. Но чуть левее, в тени центрального анонса немного теряется другая выставка, проходящая в соседних залах: «Сэрэнжаб и Индира Балдано».

Государственный Музей Востока
Государственный Музей Востока

Скульптор Сэрэнжаб Балдано (1930—2014) давно стал легендой. Его считают своим и Бурятия, в которой он родился и к культуре которой принадлежал, и Казахстан, где художник прожил несколько десятилетий, где сложился его стиль и пришла известность, и Москва, где Сэрэнжаба встретили как уже знаменитого автора.

Главное, что запомнилось — лица и маски, затрагивающие какие-то вневременные, архетипические образы. Скульптор дает слово своему материалу — дереву и даже автопортреты Балдано выглядят экзотично.

Сэрэнжаб Балдано, автопортрет, 1974 г.
Сэрэнжаб Балдано, автопортрет, 1974 г.

В творчестве скульптора несомненны буддистские основы. Кроме того, постоянной темой Сэрэнжаба на протяжении времен было обнаженное женское тело. Третья замеченная нами тема необычна: обезьяны! Автор часто возвращается к теме животного-прародителя, обезьяны-первопредка.

Сэрэнжаб Балдано, панно «Мой предок», 2002 г.
Сэрэнжаб Балдано, панно «Мой предок», 2002 г.

И вот, наконец, мы подобрались к основному поводу нашей публикации. В углу одного из залов не очень удобно для обзора стояла цилиндрическая композиция «Не вижу, не слышу, ничего не скажу».

Сэрэнжаб Балдано, «Не вижу, не слышу, ничего не скажу», 1989 г.
Сэрэнжаб Балдано, «Не вижу, не слышу, ничего не скажу», 1989 г.

На тяжелом отрезке бревна размером с приличный пенек по боковой поверхности в неглубоком рельефе изображены три абстрактные обезьяны, закрывающие глаза, уши и рот.

Бурятский скульптор в своей казахской студии вырезал классическую композицию с тремя обезьянами. И не одну! На официальном сайте художника можно увидеть очень похожий (но, очевидно в меньшем масштабе) подсвечник.

Сэрэнжаб Балдано, подсвечник «Не вижу, не слышу и молчу», 1989 г.
Сэрэнжаб Балдано, подсвечник «Не вижу, не слышу и молчу», 1989 г.

Подсвечник датирован тем же 1989 г., то есть автор был увлечен темой трех обезьян, повторяя найденную композицию.

Очень жаль, что скульптора больше нет с нами и его уже не спросишь об источнике композиции и вкладываемом в нее значении.

Сэрэнжаб Балдано
Сэрэнжаб Балдано

И еще интересно, что тему трех обезьян мы находили у другой бурятской художницы и тоже в 1980-е гг.

Темы: [искусство] [скульптура]

Когда обезьяны пахнут фиалками

пример №275 отдельно →

Когда обезьяны пахнут фиалками

Мы уже давно изучаем символику трех обезьян в мировой культуре и много поводов для публикаций нам дают интернет-аукционы, на которых встречаются самые любопытные артефакты.

В этот раз нам на глаза попалась миниатюрная бутылочка в форме трех обезьян.

Стеклянная бутылочка в форме трех обезьян
Стеклянная бутылочка в форме трех обезьян

Центральная обезьянка закрывает лапкой рот, а боковые — один глаз и одно ухо соответственно. То есть перед нами не классическая, а производная композиция, некоторая художественная игра.

Бутылочка выполнена из стекла и снабжена резьбовой пластиковой пробкой из какого-то реактопласта (бакелит?).

На разных интернет-ресурсах находятся варианты с пробками разного цвета, с сохранившейся или нет раскраской и иногда со следами и остатками жидкости темного или зеленоватого цвета.

Стеклянная бутылочка в форме трех обезьян
Стеклянная бутылочка в форме трех обезьян

Получается, что продукция была массовой. Но что хранилось в этих бутылочках? Большинство аукционистов сходится, на том, что парфюмерия. Но происхождение каждый называет разное: Германия, Франция или Голландия. Зато в датировке все единодушны: 1930-е гг.

Стеклянная бутылочка в форме трех обезьян с наклейкой «Devon Violets»
Стеклянная бутылочка в форме трех обезьян с наклейкой «Devon Violets»

И лишь на одной из бутылочек мы видим сохранившуюся этикетку «Devon Violets». «Девонские фиалки» — англоязычное название обычных душистых фиалок — одного из древнейших растений, используемых в парфюмерии.

Душистая фиалка
Душистая фиалка

Поиски аналогов показали, что парфюмерные бутылочки сложных скульптурных форм с раскраской снаружи, винтовыми пластиковыми пробками и похожими по стилю (но не идентичными) этикетками «Devon Violets» использовали английские производители, в частности, Lownds Pateman из города Торки (Torquay) в графстве Девон (тогда фиалки действительно девонские).

И пока мы искали английские флаконы, нашли еще один:

Стеклянная бутылочка в форме трех обезьян
Стеклянная бутылочка в форме трех обезьян

Продавец из Австралии выставлял на торги флакон в форме трех обезьян, но не такого массового производства. Это матовое стекло. Сами фигуры обезьян (они здесь более классические в сравнении с английскими) выдуты в форме, но горловина сформирована стеклодувами вручную. И пробка здесь не резьбовая, а внутренняя. Эта технология старее той, по которой сделаны бутылочки, приведенные выше. И смена технологий происходила все в те же 1930-е гг. То есть бутылочку осторожно можно датировать 1910—30 гг.

Продавец уверяет, что на донышке различима марка Imex и название аромата «лаванда и мускус». Беглый поиск показывает, что парфюмерная фирма с таким названием когда-то существовала а австралийском Сиднее.

Нам любопытно, что на разных концах земли примерно в одно время символику трех обезьян использовали для оформления мало связанной с ней продукции. Чем должны пахнуть духи в форме обезьян? Вряд ли фиалкой или лавандой. Но производители посчитали, что так парфюмерия станет привлекательнее.

Темы: [Австралия] [Великобритания] [товары]

  стр. 7 из 62  
QR-код сайта iskonno.ru
Исконно.ru
Исконно.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь
Библиотека
Коллекция
Словарь по ножам
Четки
Басё
Исконно.ru iskonno.ru
о проекте / координаты
новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Исконно.ru в Дзен Дзен
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест