Давненько мы не занимались археологией видеоигр! В этот раз мы обратимся к началу 1990-х. Этот период называют «золотым веком игровой индустрии». На рынке появились 16-битные игровые приставки и разгорелась нешуточная война между двумя главными производителями: Sega и Nintendo. Больше никто не мог не то чтобы приблизится к этим двум гигантам, даже просто быть замеченным на их фоне, кроме одного. Третьим игроком стал Neo Geo от японской компании SNK. И для Neo Geo выпускались культовые игры. Одна из них — Samurai Shodown (на западном рынке) и サムライスピリッツ — «самурай супиритцу», передача английского spirit, то есть «Самурайский дух» (для внутреннего потребителя). И не пытайтесь найти скрытый смысл в слове shodown, это банальная ошибка пишущих не на родном английском: игра должна была называться showdown, «разборка», «сражение», но ошибку нашли слишком поздно и не стали исправлять.
Одна за другой вышли несколько игр в серии, их ответвления в других жанрах, комикс-манга и мультфильмы-анимэ, герои зажили собственной жизнью в массовой культуре. Но толчком была самая первая игра из 1993 г.
Как ясно из названия, основа у игры японская, это игра про самураев (хотя не только про них). В ней есть сюжет, перекликающийся с реальными историческими событиями и персонажами, но он не так важен, ведь жанр игры — файтинг (а по простому драка). За год до «Самурайского духа» увидела свет игра, ставшая эталоном жанра, Mortal Kombat. Игра для Neo Geo должна стать не менее жестокой и кровавой, только схватки должны вестись с оружием.
В игре несколько персонажей-протагонистов. Каждый боец владеет своей техникой, оружием и приемами. Лицом игры стал ронин (самурай без хозяина) Хаомару (覇王丸). Мы покажем его портрет к более поздней игре, но поверьте, ни он, ни его прическа существенно не поменялись.
Действие разворачивается не только в различных уголках Японии. Схватки могут вестись в Китае, в Версальском дворце во Франции, в американских локациях и одной фэнтэзийной местности, ради которой мы и взялись описывать игру.
Селение (или небольшой город), которого не найдешь на картах, называется Гринхелл (グリーンヘル), в этом имени ясно слышится английское green hell — «зеленый ад». Селение расположено в опасных джунглях, кишащих хищными животными и древней магией.
Из Гринхелла происходит один из героев игры с диким именем Там-Там (или по-японски Таму-Таму), который выглядит не менее дико: полуголый, в страшной маске, всегда в зверином полуприседе. Но у Там-Тама благие намерения: он защищает благополучие своей родины. Но когда миссия спасения не удается, суровые местные боги превращают его в африканскую обезьяну — шимпанзе Паку-Паку.
Герою в обезьяньем виде помогает его младшая сестра — Чам-Чам (по-японски Тяму-Тяму), (полу)одетая в шкуру тигра (азия или африка?) и владеющая австралийским бумерангом.
Итак, мы слышали отсылки к Африке, Азии и Австралии. Так где же находится тропический Гринхелл? Не угадали! Оказывается, его прообразом была Месоамерика, индейские цивилизации майя и ацтеков. Давайте обратим внимание на красочный фон для схваток:
Потоки воды прорываются между четырех антропоморфных фигур. Небольшие столбы-тотемы на переднем намекают, что не обошлось и без североамериканских индейцев. Но вернемся к крупным фигурам божеств: они закрывают глаза, уши, рот и пах, то есть приняли позы четырех обезьян.
Какой вывод мы можем сделать из этого неожиданного появления символики? Японские разработчики рисовали далекую экзотику, это единственная локация в игре, не имеющая реального положения на глобусе, но из всех способов декорации выбрали композицию с обезьянами. То есть они не считают ее родной, японской и воспринимают достаточно дикой, может быть даже примитивной, чтобы быть помещенной в дикие джунгли с дикими персонажами.
Любопытно, что в другой, более поздней игре (от других, но тоже японских разработчиков) четыре обезьяны отлично вписались в японскую историческую канву.
※
Новая статья о трех обезьянах у постоянных читателей, возможно, вызовет чувство déjà vu. Не сомневайтесь, вы уже видели такие фотографии в такой же ситуации.
Но в этот раз в Индию приехал не премьер-министр Японии, а глава США.
24–25 февраля 2020 г. состоялся первый официальный визит президента Дональда и его жены Мелании Трампов в Индию. На правах хозяина первых лиц США принимал премьер-министр Индии Нарендра Моди.
Сам родом из Гуджарата, Моди повез гостей по основным достопримечательностям штата. А главной из них стал ашрам Сабармати, в 1920-х гг. служивший резиденцией, а сейчас музеем Махатмы Ганди.
Чета Трампов прошла по музею, покрутила прялку Ганди и добавила записи в книгу почетных гостей, а после этого их ждал подарок.
Моди сдернул красную ткань и перед гостями предстали довольно крупные мраморные обезьяны, которые не видят, не слышат и не говорят (мы помним, что точно такие же ранее были подарены Синдзо Абэ).
Индийский премьер-министр кратко рассказал о символическом значении подарка. Индийская пресса очень любопытно описывала реакцию гостей: «слушали с почтительным вниманием».
С прошлого раза индийские СМИ стали адекватнее описывать историю трех обезьян, в частности, теперь все хором рассказывают что обезьян Махатме привез в 1933 г. японский монах (это правда). Но все равно продолжают называть подарок «точной копией обезьян Ганди».
Между тем, у Ганди была только крошечная керамическая фигурка, да еще и с отбитой лапкой:
Мраморные фигурки же представляют собой уменьшенную копию памятника, установленного в ашраме.
Интересно, как у нас на глазах три обезьяны превращаются в один из главных символов не только Ганди, но и всей Индии.
※
Японка Юри Сато из Канагавы работала в японской ювелирной компании, но переехала жить в США, где прошла обучение у мастера-ювелира (тоже японца по национальности) из модного брэнда мирового уровня.
Юри Сато создала в Нью-Йорке собственную торговую марку, под которой выпускает традиционные ювелирные украшения, но особенно заметны ее работы со столовым серебром.
Дизайнер выработала свою собственную технику декорирования столовых предметов. Ее антикварные ложки, вилки и ножи украшены тонким ажуром сквозных рисунков, выполненных вручную. И при этом тематика рисунков почти всегда посвящена Японии.
Для примера покажем ложку, дырочки в которой складываются в один из самых узнаваемых образов японского искусства — «Большую волну в Канагаве» (神奈川沖浪裏) Хокусая.
Сама ложка произведена в Америке ок. 1900 г., украшена же в 2019 г.
Зная тематику нашего проекта, не сложно угадать, какой образ наc ждет дальше. Всё верно! Три обезьяны, которые не видят, не слышат и не говорят. Как нельзя лучше подходят для комплекта из трех ложек:
Американские серебряные ложки, выпущенные в 1914 г., более чем через век, в 2019 дождались художественного перерождения.
И, похоже, символика трех обезьян популярна, ведь у дизайнера есть еще один комплект (в этот раз без растительных мотивов):
Для себя же отметим, что у обезьянок Юри Сато длинные выразительные хвосты, которыми не могут похвастаться японские макаки. То есть перед нами континентальные обезьяны или, скорее, архетипичные образы обезьян в западной культуре.
Это уже не японская, а всемирная символика.
※
Наш постоянный корреспондент обратил наше внимание на фотоотчет Анастасии Дербасовой (@anastasia.derbasova) в соцсети о путешествии по Японии. Анастасия, посещая окрестности Исэ (префектура Миэ), побывала в буддистском храме Конгосё-дзи (金剛證寺) на горе́ Асама.
Этот храм, принадлежащий школе риндзай-дзэн, основан в 825 г. самим Кукаем. Кстати, принадлежность храма, на наш взгляд, штука спорная. Кукай — основатель собственной буддистской школы «истинных слов» (сингон), так что как минимум во времена основания там должны были уделять внимания ритуалам сингон, а вот жесткая «приписка» буддистских общин лишь к одной из школ — более поздняя практика.
Экскурсия была явно не простой и посетителям были открыты некоторые помещения, которые обычный турист видит лишь снаружи. В одном из небольших сооружений гостей встретила необычная деревянная скульптура, именно она и послужила темой для нашей статьи.
Автора фото привлекли три обезьяны, которые не видят, не слышат и не говорят, служащие основанием скульптуры. Нас же заинтересовало, что изображено над ними.
У кого под ногами можно встретить трех обезьян? Вне конкуренции характерное гневное божество религиозных практик Ко-син — синелицый держатель ваджры Сёмэн-Конго (его прозвище больше похоже на эпитет, описание божества, настоящее имя которого забыто). Вне этих практик (причем только в Японии) персонаж не известен. Мы предполагаем его связь с буддистской школой тэндай.
Традиционный облик Сёмэн-Конго в технике круглой скульптуры из дерева можно рассмотреть на примере образа из тэндайского храма Миэ-дзи в Гифу.
Более радикальная школа нитирэн, по сути отколовшаяся от тэндая, предпочитала изображать в компании обезьян Тайсяку-Тэна, то бишь самого Индру, одного из верховных индийских божеств, принятых буддистами в свой пантеон. Это бог-громовержец, он в буквальном смысле носитель ваджры (то есть молнии), так что заменяемость с Сёмэн-Конго можно объяснить. Еще одним грозным спутником трех обезьян может быть бодхисаттва Каннон с лошадиной головой (Бато-Каннон), это не та милая дама, которую в Китае знают как Гуань-Инь, в гневной форме персонаж, восходящий к индуистскому Хаягриве, не менее страшен, чем ранее перечисленные ваджраносцы.
Отдельным «обезьяньим» персонажем можно назвать синтоистское божество Сарутахико, но его с тремя обезьянами объединяет часть имени «Сару-», созвучное слову «обезьяна».
Прочие персонажи, сопровождающие обезьян, кажутся более случайными: будда Амида, Каннон в мирной форме, бритоголовый бодхисаттва Дзидзо и др.
Так кого же мы видим в Конгосё-дзи? Три обезьяны держат явно лотосовый трон, на котором традиционно изображаются буддистские персонажи. Но кто это выше? Сложно разобрать!
Может быть, подпись поможет. Описание неразличимо, но заголовок можно прочесть: 蓮華庚申 [рэнгэ ко-син] (цветок лотоса [дня] ко-син). То есть это лотос на лотосовом троне! Несколько шизофренично.
Упоминание дня ко-син нам говорит о том, что это строение, вероятно, использовалось для бдений в ночь зодиакальной Обезьяны. Но почему лотос?
Отметим, что цветок весьма напоминает человеческую фигуру. Не могла ли это быть цензура? Скульптор под видом цветка изображает антропоморфный персонаж или наоборот из какого-то персонажа делает подобие цветка.
Давайте вспомним закон о размежевании богов и будд от 1868 г. Единственной государственной религией объявлен синтоизм. Все смешанные синто-буддистские практики запрещены. Из всех смешанных синто-буддистских заведений буддисты «выселены». А все, что не относится к синтоизму или буддизму (в том числе и ритуалы ко-син) объяявлено «вредными суевериями». К моменту принятия закона практики бдений в ночь Обезьяны достигли расцвета, а после резко затухли.
Может быть именно из-за этого (только наше предположение, ни на чем не основанное) скульптор скрыл под изображением цветка неугодную властям символику?
Что может символизировать лотос? К моменту размежевания богов и будд все буддистские общины были поделены между школами и храм Конгосё-дзи относился к дзэну. А лотос — один из символов именно дзэна, ведь цветок лотоса без всяких слов, как знак учения передал Будда своему ученику Кашьяпе, запустив традицию дзэнских патриархов.
В культуре Южной и Восточной Азии лотос несет огромное символическое значение. Ведь он растет, буквально, в грязи, но не может испачкаться, вода стекает с листа, не намочив его, грязь к нему не пристает. Раскрытие цветка подобно чуду: грязь породила нечто волшебное. Не случайно просветление избранного среди мирской суеты сравнивается с распусканием лотоса.
Не такому ли просветлению служат опорой три обезьяны? Невидение, неслышание и неговорение помогают отрешиться от грязи желаний?
※
В социальных сетях уже несколько лет подряд гуляет одна картинка. Ее можно встретить у блогеров всех стран на всех языках.
Иногда в шутку, чаще вполне серьезно публикуется изображение бегущего восточного воина.
Некоторые называли воина монголом и даже самим Чингисханом, но большинство узнавало японского самурая. Изюминка картинки в том, что самурай ведет на поводке кота в боевых доспехах. Комментаторы выдвигали разные фантастические и забавные версии, чем именно заняты герои произведения и при этом мало кто сомневался в древности, аутентичности картинки.
Между тем, это современное авторское произведение. Самурая с котом нарисовал в 2014 г. японский художник Тэцуя Ногути (野口哲哉).
Посмотрев небольшой фильм о его творчестве, вы можете убедиться, что всё его внимание обращено на самураев, причем Тэцуя чаще воспроизводит объемные, скульптурные изображения средневековых японских воинов, часто добавляя в них неожиданные современные элементы.
Творчество художника находит отклик не только в сердцах интернет-пользователей. Тэцуя Ногути проводит вполне реальные выставки. Вот с одним из экспонатов такой выставки мы и хотим познакомиться поближе.
Что это за три одинаковых самурая? Давайте подойдем поближе...
Так это же обезьяны, которые не слышат, не видят и не говорят! Кираса (до) у них гладкая (такой тип доспеха называют хотокэ-до — «грудь как у Будды»), пах и бедра прикрыты латной юбкой, но самые примечательные, несомненно, шлемы. Один традиционных из типов боевой маски мэнгу, закрывающей лоб и щеки воина, напоминал контуры обезьяньего лица. У трех самураев Тэцуи Ногути в точности воспроизведен исторический образец. Но под ним видно настоящее красное обезьянье лицо. Настоящая ли это обезьяна или же только раскрашенная боевая личина, прикрывающая человеческое лицо воина? Знает только автор!
Авторское название композиции — англоязычное: Three wise monkeys («три мудрые обезьяны»).
※