Исконно.ruЗачем китайцу кимоно?

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту
Зачем китайцу кимоно?

По восточному календарю 2016-й год был годом зодиакальной Обезьяны (申). Естественно, в этот год обезьян вспоминали очень часто. Московский Музей Востока (Никитский бульвар, д. 12-А) посвятил новому году особую выставку, проводившуюся в январе—феврале 2016, «Под знаком огненной обезьяны».


Сюжет телеканала «Культура» об открытии выставки «Под знаком огненной обезьяны» в ГМВ

На выставке нам побывать не удалось, но сейчас нам попал в руки ее каталог (Красная и огненная. Год обезьяны в Музее Востока. Каталог выставки. — М.: — ГМВ, 2016. — 112 с. Тираж 500 экз. ISBN 978-5-903417-72-8, далее [Каталог]). Куратор выставки Ольга Чернова кратко рассказывает об обезьянах в восточной культуре и приводит ок. 80 иллюстраций с экспонируемыми предметами.

Вполне ожидаемо, что в каталоге нашлось место трем обезьянам, которые не видят, не слышат и не говорят. Правда, это была поздняя, не заслуживающая пристального внимания индийская деревянная статуэтка с краткой аннотацией без какого-либо описания (иначе пришлось бы отвлекаться на рассказ о Махатме Ганди среди повествования о древнеиндийской Рамаяне).

Нас же привлек другой экспонат — фигурка единственной обезьяны. Сразу просим прощения за качество иллюстрации — это не скан, просто фото со страницы каталога:

Обезьяна «Не слышу, не вижу, не говорю»
Обезьяна «Не слышу, не вижу, не говорю», Китай, XIX в. Нефрит, резьба, 3,3 × 2,9 ×2,7 см. ГМВ, Инв. № 2567 I. Приводится по: [Каталог, стр. 43, илл. 28]

Обезьяна всеми своими лапками закрывает уши, глаза, и рот. В описании сказано, что 1). композиция популярна в Азии; 2). иллюстрирует буддистскую идею недеяния, которая, вероятно (?), возникла в Китае; 3). некоторые ученые («кое-кто на Западе»?) считают источником «Лунь-Юй» Конфуция (приводится соответствующая цитата).

Ну то есть полный винегрет. Буддистские идеи, конечно же, появились в Индии. Принцип недеяния (無為, [у-вэй]) действительно китайский, но принадлежит даосизму (и в даосском каноне можно найти не менее эффектные подходящие цитаты, чем в конфуцианских суждениях).

На самом деле изначально обезьяна была не одной. Среди трех (четырех, а может быть и семи) обезьян были отдельные, закрывающие уши, глаза и рот. Чаще всего их символика связывается с даосской практикой бдений в ночь зодиакальной Обезьяны, причем не в Китае (где практики известны, но обезьян в них нет), а в Японии. Эти ритуалы проводились в среде сторонников синто-буддистского синкретического учения школы тэндай, сакральный центр которой (гора Хиэй рядом с Киото) символически связан с обезьянами.

Старейшие известные изображения трех обезьян появились в Японии, вполне вероятно, именно там и сформировалась их символика (хотя сами японцы могут считать по-другому).

Теперь про единственную обезьяну. Это позднее и, вероятно, авторское изобретение. Чаще всего поза скрюченной обезьянки связывается с резчиком Кайгёкусаем Масацугу, янтарную фигурку мы уже неоднократно видели.

Нэцкэ. Обезьяна «Не слышу, не вижу, не говорю»; янтарь; XIX в. 3,3×3,3×3,1; Масацугу Кайгёкусай. Лос-Анджелесский окружной музей искусств (LACMA, 5905 Wilshire Boulevard, Los Angeles, California, United States), ID экспоната AC1998.249.87
Нэцкэ. Обезьяна «Не слышу, не вижу, не говорю»; янтарь; XIX в. 3,3×3,3×3,1; Масацугу Кайгёкусай. Лос-Анджелесский окружной музей искусств (LACMA, 5905 Wilshire Boulevard, Los Angeles, California, United States), ID экспоната AC1998.249.87

Появление этой композиции обусловило ее назначение. Это нэцкэ, брелок, подвешиваемый к поясу в японском костюме. Нэцкэ должен быть небольшим, округлым без выступающих элементов, лаконично-эффектным (так как служит украшением) и виден всегда только с одной стороны. Три обезьяны — сложная и перегруженная композиция для брелока на поясе, поэтому скульптор уменьшил число обезьян до одной, вписав ее почти в идеальный шарик.

Отметим, что решение довольно популярно и неоднократно повторялось разными авторами. В постоянной экспозиции Музея Востока есть нэцкэ, практически, идентичный кайгёкусаевскому, только выполненный из слоновой кости. Опять извиняемся за качество «шпионских» фото (от 14 декабря 2019 г.), сделанных на телефон из-за стекла в не очень удобном освещении:

Нэцкэ. Обезьяна «Не слышу, не вижу, не говорю»; ГМВ
Нэцкэ. Обезьяна «Не слышу, не вижу, не говорю»; слоновая кость. Охара Мицухиро. Государственный музей искусства народов Востока, отдел японского искусства, коллекция нэцкэ, экспонат №68

Московская обезьянка приписывается Мицухиро (小原 光博, 1810—1875), хотя от специалистов в японской миниатюре мы слышали сомнения в авторстве (основываясь исключительно на художественных достоинствах предмета).

Итак, композиция с одной обезьяной появилась в Японии и использовалась как деталь традиционного костюма. Так откуда же появился синхронный китайский экспонат? Его нет в постоянной экспозиции музея, так что разглядеть в подробностях не получится.

Габариты у фигурки точь в точь для нэцкэ. Причем использоваться в качестве интерьерного украшения она может с трудом из-за покатого основания. Можем предположить, что ее делали как копию с японской работы. Интересно, выполнил ли мастер функциональное отверстие для шнура (химотоси), которое превращает фигурку в брелок?

Нэцкэ — японский феномен, ему нет места в китайском костюме. Раннее заимствование можно исключить. Япония долгое время находилась в добровольной международной изоляции, поэтому обмен культурными идеями с миром был крайне ограничен. Волна японской миниатюрной скульптуры хлынула на Запад в XIX в. Как же ее занесло в Китай?

Может быть, не Китай? Но материал очень китайский, нефрит оттенка «как баранье сало» — один из самых ценимых. Для дорогой фигурки его выберет, скорее, действительно китайский резчик.

Из всех допущений самым простым будет ошибка в датировке. Вот для XX в. китайская реплика японских вещей XIX в. — обычное дело. Иначе придется изобретать историю, кому и зачем нужно было заказывать копию нэцкэ в китайском материале.

Темы: [музеи]
QR-код сайта iskonno.ru
Исконно.ru
Исконно.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь
Библиотека
Коллекция
Словарь по ножам
Четки
Басё
Исконно.ru iskonno.ru
о проекте / координаты
новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Исконно.ru в Дзен Дзен
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест