Все мальчики любят ниндзя. Истории про таинственных японских шпионов будоражат воображение уже многих поколений.
Ниндзя (忍者) или иначе синоби (忍び) появились в Японии в древние времена. Шпионы были не знатного происхождения, поэтому в историю они попадали крайне редко. Исследователи пытаются найти следы тайных шпионов в VI или X в., но расцвета и одновременно упадка ниндзя достигли к XVI в. одним из эпизодов объединения феодальной раздробленной Японии Одой Нобунагой было поражение войск ниндзя в провинции Ига. После этого ниндзя перестали быль исторически значимой силой.
После революции (реставрации) Мэйдзи в Японии стремительно развивался средний класс, потребитель культуры. По примеру Запада новые японцы пристрастились к романам. Для литературных историй нужна была историческая подоплека. Тогда и вспомнили о былых шпионах. На рубеже XVIII и XIX вв. ниндзя впервые стали модными.
Между I и II мировыми войнами в Японии буйно развивался кинематограф. А где брать сюжеты к многочисленным фильмам? В проверенных романах. Так еще с 1915 г., еще с немого кино появились фильмы о ниндзя.
После войны японским наследием воспользовался Голливуд и к 1980-м гг. мир охватила повальная ниндзя-мания. Но ниндзя покоряют мир не только через кино.
В 2019 г. выпущена компьютерная (многоплатформенная) игра Sekiro: Shadows Die Twice («Сэкиро» — имя главного героя, дополненное слоганом «Тени умирают дважды»). Это игра-экшн с видом от третьего лица. Действие происходит в Японии периода Сэнгоку, как раз во времена расцвета исторических ниндзя.
Герой необычен: Сэкиро не смог защитить господина, лишился руки и почти умер, но был подобран таинственным Резчиком, который заменил утраченную руку многофункциональным протезом. Герою теперь нужно выполнять задания и принимать решения, от которых зависит сюжет.
По ходу сюжета однорукому ниндзя приходится сражаться с разными противниками и, пожалуй, самые необычные из них — обезьяны с ширмы.
Герой в замке встречает довольно декоративные четырехчастные ширмы с изображением четырех существ в разноцветных кимоно. Эти существа оказываются обезьянами, причем не традиционной троицей не вижу-не слышу-не говорю и даже не противоположными «обезьянами наоборот», а абсолютным их выражением: всевидящая обезьяна, всеслышащая обезьяна и призывающая обезьяна. Четвертая же панель ширмы пустеет.
Всесильных обезьян нельзя победить обычными методами и бой превращается в квест.
Всевидящую обезьяну в очках и фиолетовых одеждах нужно заманить в комнату, в которой предварительно задуты свечи — так она не увидит нападения. Всеслышащую зеленую обезьяну с подобием рупора на шее можно заглушить водопадом. Оранжевая обезьяна с гонгом и молотком призывает множество обычных обезьян, с которыми придется разбираться при помощи оружия и ловкости. Но оказывается, герой все время преследуется еще одной — невидимой обезьяной. На ней нет кимоно, глаза плотно закрыты, а в руке ваджрный колокольчик. Герою придется придумать, как на время сделать четвертую обезьяну видимой, чтобы одолеть и ее.
Всех четырех обезьян нужно победить и отправить назад в ширму.
Нам интересно не столько обращение к теме трех обезьян в игре, посвященной Японии (что само по себе не редкость), сколько выбор «обезьян наоборот» в качестве боссов-антагонистов. Традиционно четвертая обезьяна может трактоваться множеством способов (не делать, не желать, не думать, не получать удовольствия, воздерживаться от секса), но невидимость — что-то очень оригинальное.
Как выглядят обезьяны в движении, можно найти на видеохостингах в многочисленных вариантах «прохождения» уровней, записываемых игроками.
※