Давненько мы не занимались археологией видеоигр! В этот раз мы обратимся к началу 1990-х. Этот период называют «золотым веком игровой индустрии». На рынке появились 16-битные игровые приставки и разгорелась нешуточная война между двумя главными производителями: Sega и Nintendo. Больше никто не мог не то чтобы приблизится к этим двум гигантам, даже просто быть замеченным на их фоне, кроме одного. Третьим игроком стал Neo Geo от японской компании SNK. И для Neo Geo выпускались культовые игры. Одна из них — Samurai Shodown (на западном рынке) и サムライスピリッツ — «самурай супиритцу», передача английского spirit, то есть «Самурайский дух» (для внутреннего потребителя). И не пытайтесь найти скрытый смысл в слове shodown, это банальная ошибка пишущих не на родном английском: игра должна была называться showdown, «разборка», «сражение», но ошибку нашли слишком поздно и не стали исправлять.
Одна за другой вышли несколько игр в серии, их ответвления в других жанрах, комикс-манга и мультфильмы-анимэ, герои зажили собственной жизнью в массовой культуре. Но толчком была самая первая игра из 1993 г.
Как ясно из названия, основа у игры японская, это игра про самураев (хотя не только про них). В ней есть сюжет, перекликающийся с реальными историческими событиями и персонажами, но он не так важен, ведь жанр игры — файтинг (а по простому драка). За год до «Самурайского духа» увидела свет игра, ставшая эталоном жанра, Mortal Kombat. Игра для Neo Geo должна стать не менее жестокой и кровавой, только схватки должны вестись с оружием.
В игре несколько персонажей-протагонистов. Каждый боец владеет своей техникой, оружием и приемами. Лицом игры стал ронин (самурай без хозяина) Хаомару (覇王丸). Мы покажем его портрет к более поздней игре, но поверьте, ни он, ни его прическа существенно не поменялись.
Действие разворачивается не только в различных уголках Японии. Схватки могут вестись в Китае, в Версальском дворце во Франции, в американских локациях и одной фэнтэзийной местности, ради которой мы и взялись описывать игру.
Селение (или небольшой город), которого не найдешь на картах, называется Гринхелл (グリーンヘル), в этом имени ясно слышится английское green hell — «зеленый ад». Селение расположено в опасных джунглях, кишащих хищными животными и древней магией.
Из Гринхелла происходит один из героев игры с диким именем Там-Там (или по-японски Таму-Таму), который выглядит не менее дико: полуголый, в страшной маске, всегда в зверином полуприседе. Но у Там-Тама благие намерения: он защищает благополучие своей родины. Но когда миссия спасения не удается, суровые местные боги превращают его в африканскую обезьяну — шимпанзе Паку-Паку.
Герою в обезьяньем виде помогает его младшая сестра — Чам-Чам (по-японски Тяму-Тяму), (полу)одетая в шкуру тигра (азия или африка?) и владеющая австралийским бумерангом.
Итак, мы слышали отсылки к Африке, Азии и Австралии. Так где же находится тропический Гринхелл? Не угадали! Оказывается, его прообразом была Месоамерика, индейские цивилизации майя и ацтеков. Давайте обратим внимание на красочный фон для схваток:
Потоки воды прорываются между четырех антропоморфных фигур. Небольшие столбы-тотемы на переднем намекают, что не обошлось и без североамериканских индейцев. Но вернемся к крупным фигурам божеств: они закрывают глаза, уши, рот и пах, то есть приняли позы четырех обезьян.
Какой вывод мы можем сделать из этого неожиданного появления символики? Японские разработчики рисовали далекую экзотику, это единственная локация в игре, не имеющая реального положения на глобусе, но из всех способов декорации выбрали композицию с обезьянами. То есть они не считают ее родной, японской и воспринимают достаточно дикой, может быть даже примитивной, чтобы быть помещенной в дикие джунгли с дикими персонажами.
Любопытно, что в другой, более поздней игре (от других, но тоже японских разработчиков) четыре обезьяны отлично вписались в японскую историческую канву.
※