Символика трех обезьян многозначна, интернациональна и понятна любому человеку без каких-либо объяснений. Совсем не удивительно, что образ трех обезьян (или иных персонажей в их позах) часто используется в такой форме городского искусства, как граффити. Трех обезьян можно встретить на стенах и заборах практически любой страны.
※
Островное государство Филиппины в Юго-Восточной Азии, как говорят сами филиппинцы, «триста лет прожило в монастыре и пятьдесят — в Голливуде». Действительно, три века испанского владычества сказались на филиппинской культуре меньше полусотни лет, в течение которых Филиппины были колонией США. На Филиппинах можно встретить причудливо отраженные и преломленные идеи, популярные в Америке.
На острове Миндоро есть курортное местечко Бенильда (Benilda Resort, названо в честь матери владельца). Ничего необычного: коттеджики, большой бассейн и ресторан, пока не попадешь в сад. В саду установлены просто огромные скульптуры трех обезьян. Сложно утверждать наверняка, но, скорее всего, это самые большие статуи трех обезьян в мире.
※
Самым знаменитым художником Японии можно уверенно назвать Кацусику Хокусая, его «Волна в Канагаве» — первое произведение, приходящее на ум при упоминании японских гравюр укиё-э.
Ксилография — продукция достаточно массовая, поэтому та же «Волна» встречается во многих собраниях, например в московском Пушкинском музее (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; ул. Волхонка, 12). Но нас сейчас интересует не она, а другая гравюра мастера, называемая музеем «У могильного камня». Вернее даже не она, а тот самый камень.
Итак, перед нами бытовая сцена на фоне каменной стелы. На стеле два иероглифа: 庚申 (яп. ко-син или кит. гэн-шень) и изображения трех обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят. Всем, кто хотя бы немного знаком с историей символики трех обезьян, должно быть понятно, что этот камень не может быть «могильным», как определили в музее. Он ближе к придорожным межевым и пограничным знакам, это стела косин-то или косин-дзука, устанавливаемая во время ритуального бдения в ночь ко-син и служащая своеобразным охранным амулетом для поселения. В интернете можно найти фото стел косин-то с очень похожей иконографией.
Интересно, что гравюра датирована 1800 г. Вероятно источником датировки послужили те же иероглифы 庚申. Ведь сочетаниями небесных стволов и земных ветвей обозначаются не только дни, но и года. Год ко-син повторяется каждые 60 лет. В период творчества Хокусая он выпадал именно на 1800 г. Мог ли художник зашифровать в записи на камне год создания гравюры? Мог, конечно. Но совершенно не обязательно. Надпись «ко-син» сама по себе нагружена значениями. Это знак границы миров, призыв к праведной жизни и пожелание счастливо избежать кары за жизненные проступки.
Любопытно, что подобная стела (правда, без изображений обезьян) находится в знаменитом сборнике «Манга» Хокусая, а вернее, во втором выпуске (1815 г.), на странице II-12l, посвященной разнообразным изделиям из камня. В левом-нижнем углу страницы изображен дикий, неровный камень с тремя вырезанными иероглифами.
Хокусай, видимо, хотел написать 庚申塔 ([ко-син-то], то есть «стела ко-син»), но то ли средний иероглиф плохо пропечатался, то ли изначально закралась ошибка (или же какое-то скрытое послание), но у второго иероглифа 申 [син] средняя черта не доведена до верха и он из-за этого из девятого знака «земных ветвей» (обезьяна) превратился в первый элемент из числа «небестных стволов» 甲 (кит. [цзя], яп. [ко]). То есть надпись теперь читается «ко-ко-то».
※
Если отбросить ханжество, услуги «отелей на час» должны быть весьма востребованными в городах. Россия имеет не очень большой опыт создания таких отелей, но можно оглянуться на Японию. Всемирно известные рабу хотэру (гостиницы любви) сейчас считаются ярким проявлением японской культуры. В условиях традиционно достаточно тесного проживания с малым количеством комнат, когда дети делят жилье с родителями, возможность уединиться и расслабиться (не только любовникам, но и семейным парам) весьма важна. Кажется, мы в этом плане мало отличаемся от японцев, поэтому «отелям на час» должен сопутствовать успех (только если вдруг их не победят воинствующие моралисты).
Одной из первых российских цепочек «отелей на час» стала сеть со странным, но запоминающимся именем «Подушкин». Сеть активно рекламирует себя в социальных сетях, используя разные образы. И среди рекламных объявлений попадаются посты с тремя обезьянами. Пусть это всего лишь готовая, стоковая фотография, основная идея сообщения сразу ясна:
«...мы гарантируем всем нашим посетителям конфиденциальность пребывания, вне зависимости от их сексуальной ориентации, цвета кожи и конфессиональной принадлежности. Мы абсолютно толерантны!..»
※
В серии компьютерных мультфильмов «Гадкий я» (англ. «Despicable Me») главным героем является сентиментальный злодей Грю (Gru), которому прислуживают толпы мелких желтых существ — миньонов. По-французски mignon — крошка. Так называли любимчиков-фаворитов в свите французских королей. Свита мультипликационного злодея оказалась популярнее главного героя, вокруг желтотелых миньонов начал складываться настоящий культ поклонников и создатели фильмов прочли эту популярность. Следующий фильм посвящен именно миньонам. Он, собственно, и называется «Миньоны» (2015 г.). Это приквел «Гадкого я», рассказывающий, откуда появились миньоны и как складывалась их жизнь до Грю во все периоды истории Земли.
В видеороликах-тизерах и рекламных картинках, распространяемых перед премьерным показом, миньоны участвуют в различных исторических событиях. В частности, позируют перед египетскими пирамидами. На одной из граней пирамиды вырезаны портреты трех миньонов в классических позах трех обезьян, закрывающих уши, глаза (вернее, один глаз) и рот.
В видеороликах обезьяньих поз нет, зато миньоны показаны архитекторами египетских пирамид:
Но вернемся к нашим обезьянам. Ведь любопытно, что приверженцы теории внеяпонского происхождения символики трех обезьян нередко выводят их образ именно из Древнего Египта.
Неужели действительно виноваты миьоны?
※