Когда разговор заходит об истории трех обезьян, обычно самым старым достоверным примером называются три обезьяны из Никко. Резное украшение конюшни относят к 1636 г. Его приписывают авторству полулегендарной личности — скульптора-левши Хидари Дзингоро. А святилище Тосёгу, в котором находится конюшня, посвящено духу сёгуна Токугавы Иэясу, это по сути его мавзолей.
А между тем, в Японии известно еще одно святилище с тремя обезьянами, но обезьяны в нем, будто бы, вырезаны еще при живом Токугаве Иэясу (1592 г., еще до получения им титула сёгуна и окончательного объединения страны). Святилище это называется Титибу-дзиндзя (яп. 秩父神社) и находится в городке Титибу (префектура Сайтама). Обычно в его яркой, красочной резьбе выделяют эффектную фигурку совы, обезьянам выпадает меньше внимания, а они стоят того!
Эти три обезьяны противоположны обезьянам из Никко: они видят, слышат и говорят. Хотя на самом деле символизируют те же самые отрицания. В японском языке есть суффикс «-сару» или «-дзару», означающий сознательное отрицание действия и полностью созвучный слову «обезьяна». Именно на этой омофонии как на игре слов построена композиция с тремя обезьянами. Например, «не говорить» звучит как «ива-дзару» и может быть записано как «говорит обезьяна». То есть, смотрящая, слушающая и говорящая обезьяны из Титибу означают «не видеть, не слышать, не говорить». Что обезьяны в Никко выражают явным образом, в Титибу скрыто за загадкой-ребусом. Интересно, что резьбу в Титибу тоже приписывают Левше Дзингоро. Если это так, то обезьяны в Никко — наследницы обезьян из Титибу, развитие их образа в более наглядной форме.
※
В 2008 г. на престижном Каннском кинофестивале приз за лучшую режиссуру получил турецкий фильм «Üç Maymun» («Три обезьяны») Нури Бильге Джейлана (Nuri Bilge Ceylan).
Конечно же, фильм не об обезьянах. Это драма. В простой турецкой семье муж оглашается за хорошее вознаграждение прикрыть своего босса и сесть в тюрьму за преступление, которого не совершал. В его отсутствие медлительно, тягуче и монотонно разворачиваются события, вовлекая жену и сына. Секреты рождают ложь, ложь нанизывается на ложь и приводит к трагедии. В фильме нет ни полностью отрицательных, ни положительных персонажей. Режиссер очень тонко играет симпатиями зрителя, то приближая, то отталкивая от героев. Семья пытается не видеть правды, как-то примириться, сделать вид, что ничего не произошло, но «обезьянья» тактика не срабатывает...
※
Мы уже неоднократно видели отражение темы трех обезьян в традиционных японских гравюрах укиё-э. Художник Рюрюкё Синсай нам продемонстрировал триптих, в котором, вроде бы, в отвлеченных позах персонажей «зашифрована» символика трех обезьян. И вот еще один пример, на сей раз из собрания Художественных музеев Гарварда (Harvard Art Museums), Кембридж, Массачусетс, США.
Еще более прославленный столичный японский художник Кэйсай Эйсэн знаменит портретами красавиц-куртизанок бидзин-га и эротическими гравюрами сюн-га, но в нашем случае тематика целомудренна: три обезьяны на трех цветных гравюрах-суримоно переданы через детские шалости. Кажется, решение Кэйсая не столь изящно: для листа «не говорить» он дал ребенку обезьянью маску, прямо указывая зрителю, что персонаж играет роль обезьяны, прикрывающей рукой рот. Обезьянка «не видеть» закрывает руками глаза мужчине, который несет ребенка на плечах, а «не слышать» затыкает уши от резкого звука праздничной дудки.
※
Американская группа Sparks (дословно «Искры»), ядром которой являются братья Рон и Рассел Маэн, уже давно и прочно вписала свое имя в историю музыки. И даже не столько своими, безусловно, заметными хитами, сколько поисками и экспериментами, оказавшими большое влияние на стиль звезд первой величины.
Одним из самых длительных периодов поиска стал самый конец 1980-х, когда поклонники без былого энтузиазма встретили последний альбом «Искр». Нужно было что-то менять и на перемены ушло больше пяти лет. Новый альбом «Gratuitous Sax and Senseless Violins» (что-то вроде «Неуместный саксофон и бессмысленные скрипки») вышел только в 1994 г. Ажиотажа он не вызвал, но интерес и внимание получил. В состав альбома входит песня «Hear No Evil, See No Evil, Speak No Evil» («Не слушай зла, не смотри на зло, не произноси зла»).
Песня, конечно же, посвящена трем обезьянам. Но, в отличие от множества других подобных песен, в ней описаны не сами обезьяны и не похвала или критика моральных принципов, выражаемых ими. В песне использованы художественные образы трех героинь, близких к власти в раные исторические времена в разных странах. Супруга 42-го президента США Хилари Клинтон, одна из жен Мао Цзэдуна (очевидно, Цзян Цин) и Клеопатра! [Читать текст и перевод песни Sparks «Hear No Evil, See No Evil, Speak No Evil ]
※
В в конце периода Муромати Япония была практически полностью закрытой страной. Однако японцы сумели познакомиться с голландскими высокими технологиями, в том числе с часовыми механизмами. Переосмыслив европейский опыт, японские мастера изготавливали механические игрушки каракури, приводимые в действие пружиной и совершавшие, порой, очень сложные последовательности действий.
Традиции сложных механичских кукол пригодились Японии намного позже. Японцы склонны нынешних роботов выводить из средневековых игрушек-каракури. Но еще и до робототехники традиции явно использовались. В послевоенные годы проигравшая в войне Япония нашла в победителях-американцах рынок сбыта различных товаров. В том числе механических игрушек. Только в 1950-е гг. основной движущей силой была уже не пружина, а электричество из батареек.
На многочисленных интернет-аукционах можно найти предлагаемых в разных состояниях Портрясающих обезьян (Amazing Monkey) Hy-Que от компании Rosko. Обезьяна действительно поражает спецэфектами: включается пожатием руки, моргает светом, вращает глазами, открывает рот, издает звуки и даже пускает дым из ушей! И при этом поочередно закрывает руками рот, глаза и уши. То есть перед нами электромеханическое воплощение трех обезьян в единой игрушке для американского рынка.
※