Весной 2013 г. впервые прозвучала «Radio-Friendly Pop Song» (в приблизительном переводе «Популярная песня, приемлемая для радио») британского певца и автора Мэтта Фишела (Matt Fishel). Песня построена в виде диалога автора-исполнителя с представителями шоу-бизнеса. Бизнесмен в восторге от автора и его творчества, сулит огромную популярность в будущем, берется раскрутить артиста, но с условием: в текстах песен заменить все местоимения «его» на «её», потому что «девочки любят мальчиков, а мальчики любят девочек и так должно быть всегда...»
Да, это очередной манифест сторонников однополой любви, протест против негласного запрета явного проявления гомосексуальности на радио, в кино и телевидении.
Чем нас привлекла эта песня? Обложкой. Американский художник комиксов Джо Филлипс (Joe Phillips) практически бкувально изобразил содержание песни: музыкант с гитарой целует своего однополого партнера. Все это происходит на фоне голливудских холмов, а вдали три маленьких босса шоу-бизнеса приняли позы трех обезьян, не желая замечать однополой любви.
Несомненно, автор иллюстрации вложил в образ консерваторов-защитников «традиционных ценностей» насмешку, по сути это сатира. Но основное толкование символики трех обезьян — опять аналогия с «позицией страуса»: «если о проблеме не говорить, проблемы не существует»...
※
Самым кассовым киносериалом-триллером за всю историю в 2010 г. стала «Пила» («Saw»). К тому времени вышло уже шесть фильмов и готовился седьмой фильм ужасов, «Пила 3D».
Центральный персонаж всего сериала — некий маньяк-убийца, а по совместительству выдающийся инженер и гениальный психолог. Своих жертв он заставляет проходить смертельные «игры» с ловушками, в которых необходимо сделать какой-то нелегкий выбор. Обычно «испытания» тем или иным образом отражают грехи, совершенные жертвой в своей жизни. Таким изуверским способом жертве давался шанс измениться и научиться ценить жизнь.
«3D» в названии седьмого фильма говорит о том, что он снят в стереоформате, в остальном это такая же «Пила». Главной жертвой в фильме стал Бобби Даген, который якобы героически выжил в предыдущей «игре» со смертельными ловушками «Пилы» и тем самым приобрел славу и состояние, написав книгу-бестселлер о своих приключениях. Ложь не осталась безнаказанной и Бобби заставляют по-настоящему пройти «игру».
Внимательный зритель может заметить в последовательности ловушек Бобби Дагена прямую аналогию с тремя обезьянами.
В одной из комнат Бобби увидел своего пресс-секретаря Нину в хитроумном устройстве, реагирующем на звук и грозящем проткнуть женщине горло. От действий Бобби и молчания Нины зависит выживет она или умрет.
Hello Bobby. Before you is one of your trusted colleagues. She has been your publicist for years, knowing your lies, but choosing to «speak no evil». She has been richly rewarded for her words, but today, she will be rewarded for her silence...
Привет, Бобби. Перед тобой одна из твоих доверенных сотрудников. Много лет она была твоим секретарем, знала о твой лжи, но предпочитала «не говорить зла». Ее слова хорошо оплачивались, но сейчас она получит вознаграждение за свое молчание...Перевод с английского Исконно.ru
В другом испытании Бобби пытается спасти своего адвоката Сюзанну.
Hello Bobby. The feeling running through your body is fear: the fear of not knowing if you have what it takes to survive. Before you is your lawyer, who swore the Code of Ethics, but chose to «See no evil», in order to benefit herself. Once her device begins to rotate, it will pierce her eyes and mouth if you don't delay it's movement...
Привет, Бобби. Чувство, пронизывающее твое тело — это страх, страх незнания, что еще потребуется, чтобы выжить. Перед тобой твой адвокат, присягнувшая Кодексу этики, но предпочитаюшая «не видеть зла» за вознаграждение. Когда ее устройство начнет вращаться, оно пронзит ей глаза и рот, только если ты не затормозишь его вращение...Перевод с английского Исконно.ru
Третьим из «обезьяньих» испытаний стала попытка спасти лучшего друга, на котором надета маска, закрывающая глаза и уши. Почти не слышащего и ничего не видящего товарища нужно провести по по доскам разрушенного пола второго этажа.
Hello Bobby. Across from you is your closest friend. He knows all your sins, yet he acts as though he «hears no evil». Today, what he hears will be the difference between life and death...
Привет, Бобби. Напротив тебя твой ближайший друг. Он знал все твои грешки, но поступал, словно «не слышит зло». Теперь то, что он услышит, будет разницей между жизнью и смертью...Перевод с английского Исконно.ru
Фильмы ужасов — странный, но весьма популярный жанр. Нам здесь интересна не атмосфера, не сюжет и не психологические искания, а сам факт применения символики трех обезьян в триллере. Обычно в кино и мультфильмах трех обезьян привлекают для создания комичности. Герои в положении обезьян чаще забавны. Но не в «Пиле». Здесь они — марионетки в руках ужасающего кукловода.
Ну и немного о значении, вкладываемом в образ трех обезьян: для авторов «Пилы» три обезьяны — вариант «позиции страуса»: засунуть голову в песок, чтобы не видеть проблем. Самое поверхностное и самое массовое понимание.
※
Как мы знаем, старейший музей России, питерская Кунсткамера из развлекательного собрания диковинок давно превратилась в солидный этнологический музей. Петр I создавал свой «кабинет редкостей» по примеру коллекций, существовавших в «просвещенной Европе». И одна из них — Прусская королевская кунсткамера.
Как и в Петербурге, на основе коллекции Кунсткамеры появился крупный Этнологический музей (Ethnologisches Museum), ныне находящийся в Берлине, в музейном центре «Берлин-Далем» (Lansstraße 8 / Arnimallee 25, 14195 Berlin).
И как и в собрании российской Кунсткамеры, в коллекции берлинского Этнологического музея тоже есть свои три обезьяны.
Небольшие (4,6 см) керамические фигурки произведены в 1985 г. в поселке Гёкуто (玉東町), пригороде города Кумамото на острове Кюсю в префектуре Кумамото региона Кюсю, Япония. В качестве автора указан гончар Рэйзо Нагата (永田禮三).
Простые, даже приимитивные по исполнению, эти обезьянки чрезвычайно притягательны и очень архетипичны. Именно так больше тысячелетия назад изображали своих веселых терракотовых обезьян древние жители города-оазиса Хотан на Великом шелковом пути.
Остается отметить, что подобные фигурки не являются раритетом и во множестве предлагаются в Японии в качестве сувениров. Вы запросто можете позволить себе обезьянок «как в музее». В нашей скромной коллекции тоже есть подобные экземпляры.
※
В 1980-х гг. канадская анимационная студия CinéGroupe выпустила мультсериал почему-то об австралийских животных. Его название La Bande à Ovide (в англоязычном варианте Ovide and the Gang) можно перевести как «Овидий и его команда». Овидий (в оригинале его имя звучит как «Овид», но в таком случае пропадает комичная отсылка к одноименному древнеримскому поэту) — это синий утконос, живущий на острове где-то в южном море, глава команды разноцветных друзей (утконосов, ящериц, кенгуру и пр.). Им противостоят антагонисты во главе с удавом, желающим единолично править прекрасным островом.
К чему мы вспомнили этот старый мультфильм? Для того, чтобы показать вам троицу эпизодических персонажей. Среди положительных героев есть три друга, чьи имена звучат как три первых ноты музыкальной гаммы: До (Doe), Ре (Rae) и Ми (Mi). Это коалы трех разных мастей, почти всегда отдыхающие где-нибудь на дереве или на диване. До всегда слушает музыку через радионаушники, Ре носит солнечные очки, а Ми почти всегда держит руки около рта: то просто так, то стараясь сдержать икоту.
Даже маленькому зрителю должна быть ясна аналогия этих персонажей с тремя обезьянами.
Интересно, что символика интернациональна: героев для канадской студии разрабатывал бельгийский художник комиксов, а сериал кроме Канады с успехом показывался в США и Великобритании, переведен на языки стран Северной Европы.
※
В джазовой музыке одна из ведущих ролей принадлежит клавишным инструментам. В историю джаза навсегда вписано имя выдающегося пианиста Эрла Хайнса (Earl Hines, 1903—1983 гг.), внесшего огромный вклад в технику джазового фортепиано.
Более всего Эрл Хайнс известен сольными выступлениями, но начинал карьеру он как лидер оркестра.
Переехав из Питсбурга в «столицу джаза» Чикаго, Эрл собрал коллектив, получивший значительную известность и стал выступать в «The Grand Terrace», джазовом клубе, контролировавшемся гангстером Аль Капоне. Капоне сделал Эрла Хайнса своим «личным пианистом», а радиотрансляции с выступлений покрывали всю Америку, сделав коллектив Хайнса самым «транслируемым» в США. Именно живые радиотрансляции принесли общеамериканскую популярность Эрлу Хайнсу и вырастили новое поколение джазовых музыкантов.
Но за популярность нужно было платить верностью гангстерам:
Эрл Хайнс не просто выжил, применяя тактику трех обезьян, но и стал всемирно известной звездой. Свою популярность получил и Аль Капоне, но она не спасла от ареста по обвинению в неуплате налогов. Из тюрьмы бывший главарь итальянской мафии в Америке вышел уже смертельно больным человеком.
Пианист пережил своего бывшего «хозяина» на 36 лет.
Нам в этой истории интересно то, что в период Великой депрессии образ трех обезьян был в широком ходу и был понятен и итальянскому мафиози, и негритянскому музыканту.
Кстати, смысл закона молчания и круговой поруки, вкладываемый в символику обезьян Аль Капоне, практически идентичен тому, что о трех обезьянах думают на родине мафии — на итальянской Сицилии.
※