Мы уже обращали внимание на отсылки к символике трех обеьян в «больших» фильмах ужасов. Но там были только намеки. А вот хоррор «малого формата» может быть полностью посвящен трем обезьянам.
В 2015 г. в Испании режиссер Мигель Анхель Фонт Бисьер (Miguel Àngel Font Bisier) из Валенсии создал короткометражный (продолжительность 7 минут) фильм ужасов «Three Wise Monkeys» (англ. «Три мудрые обезьяны»).
Девочка Зоя (Zoe) получает в подарок статуэтку трех обезьян и сопоставляет своих родителей и себя с обезьянками.
Когда появляется повод для разногласий между ребенком и родителями, девочка обращается к статуэтке и вызывает Зло. Разворачиватся кровавая драма...
Короткометражный и малобюджетный фильм снят весьма профессионально. Поучаствовав в большом количестве фестивалей, получил немало призов. В рейтинге IMDb имеет на момент написания этой статьи 7 баллов (из 10).
Девиз фильма: «Вызови свою дикую сторону»
※
В список «Английского наследия» наряду со Стоунхенджем или первым металлическим мостом входит лондонский театр «Принц Уэльский» (The Prince of Wales Theatre), названный в честь сына королевы Виктории, будущего короля Эдуарда VII.
Театр создан в 1884 г. как стандартное развлекательное заведение и его репертуар составляли, в основном, музыкальные комедии. Так продолжалось до начала 1930-х гг., когда умами и седцами зрителей завладел жанр варьете, вынесенный из темных пабов на высокие сценические подмостки. Законодателем же музыкальных шоу с эротическим уклоном стал Париж. С французской столицы и стали брать пример англичане.
С 1932 г. в «Принце Уэльском» ставится целый цикл «французских» кабаре-шоу в подражание знаменитому парижскому варьете Фоли-Бержер (Folies Bergère). И одним из самых ярких шоу стало «Voila! Les Dames» 1935-го г.
Среди сохранившихся фото танцовщиц шоу чаще всего воспроизводится только одно: три девушки в откровенных для своего времени сценических костюмах приняли позы трех обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят.
Мы знаем, что в США того времени три обезьяны использовались в качестве экзотического символа, привлекающего вместе с полуобнаженными красотками клиентов в развлекательные заведения. Довоенная Англия в этом плане, похоже, мало чем отличалась от Америки: тоже экзотика (только не тихоокеанская, а французская) и тот же эротический призыв.
※
Небольшой (150×80 км) остров Бали сложно даже просто найти на карте Индонезии, но при том это самое популярное туристическое направление в стране. Дело тут во многом заключается в культуре. Бали — единственный индуистский реликт в полностью мусульманской Индонезии.
Когда-то на обширнейшей площади Малайского архипелага существовали индуистские и буддистские империи, но они пали и были поглощены в ходе мощной экспансии ислама. В Индонезии только остров Бали сохранил верность индуистским богам.
Туристы на Бали стараются селиться в отели на побережье, например, в районе Нуса-Дуа, но самые интересные «культурные» достопримечательности находятся в глубине острова. В 2016 г. туристический ресурс TripAdvisor назвал балийский город Убуд одним из 10 самых популярных направлений для путешествий в мире.
Убуд появился как религиозный центр в символически важном для индуистов месте слияния рек. Даже получив мировое признание, Убуд не превратился в шумный курорт. В нем можно ощутить умиротворение и единение с природой.
Рядом с Убудом есть популярная достопримечательность — Лес обезьян в Убуде. Официально он называется Padangtegal Mandala Suci Wenara Wana («Священный заповедник — обезьяний лес в [деревне] Падангтегал»). И такое название не случайно: лес сочетает функции парка, заповедника, религиозного и научного центра.
В настоящих джунглях на территории площадью 12,5 га посетители могут ознакомиться с растительным и животным миром Бали и балийской культурой. В лесу расположены 3 индуистских храма и множество скульптур.
В Лесу обезьян обитает крупная популяция яванских макак (лат. Macaca fascicularis) общей численностью около 600 особей, объединенных в несколько стай. Макаки по природе своей довольно наглые, агрессивные и не уважающие авторитет человека, на территории парка относительно смирны. Посетители подкармливают их бананами и, конечно же, фотографируют.
Среди множества статуй, украшающих Лес обезьян, немало посвящено обезьянам. И одна из композиций изображает трех обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят.
Эта композиция очень популярна у фотографов и у обезьян.
Вообще тема трех обезьян весьма популярна на Бали. Там можно посетить ресторан, названный в честь трех обезьян или найти множество сувениров с их изображением. Балийцы славятся искусной резьбой и для туристов всегда готовы вырезать новых и новых обезьян.
※
Телепередачи о путешествиях популярны. Зрители, которые могут себе позволить путешествия, смотрят их в качестве руководства, для остальных телеэкран — замена поездки. Но спрос рождает предложение и передач с каждым днем становится больше и больше. Программы почкуются и клонируют друг друга, появляются даже целые телеканалы, посвященные туризму. В условиях жесткой конкуренции сложно выжить, поэтому начинаются поиски «экологических ниш»: кто-то вещает только о гастрономическом туризме, кто-то — о ночных клубах мировых столиц, есть передачи для туристов-дайверов и туристов рыбаков... А на канале «Моя планета» Андрей Понкратов придумал для себя нишу медицинского туризма. В цикле передач «Мнимый больной» ведущий в разных странах испытывает на себе практики «нетрадиционной» (вернее, наоборот, традиционной народной) медицины.
Посетив Таиланд, Андрей Понкратов в сопровождении двух юных таек побывал в SPA-центре, где в ходе грязелечения их лица покрыли «омолаживающим» средством. Ведущий не смог улежать на процедуре и предложил устроить фотосессию. Грязевые маски эскортирующих барышень что-то затронули в памяти Андрея и он настоял на позах трех обезьян, хоть девушки, вроде бы, и пытались протестовать.
Андрей Понкратов в одной из передач называет себя «Человеком мира». Очень символично, что знак трех обезьян, давно вошедший в общемировую культуру переносится в дальние уголки планеты подобным космополитическим образом.
Дилемма «мультикультурализм или плавильный котел» на практике, похоже, разрешается в пользу винегрета: каждый остается в своем культурном поле, но пропитывается общей винегретной заправкой.
※
Мы уже встречались с традиционными немецкими карнавалами, аналогами масленичных гуляний. И знаем, что три обезьяны особо популярны в городе Кёльне. А что же тогда можно сказать о трех обезьянах на знаменитом Кёльнском карнавале (Kölner Karneval)? Их там много и подтверждением могут служить товары, предлагаемые Эмилем Шуттенхельмом на аукционе Etsy.
Безусловно, народные гуляния перед Великим постом проводились с незапамянтых времен и, скорее всего, происходят вообще с дохристианской эпохи. Но Кёльнский карнавал в его современном виде ведет свое начало лишь с 1823 г.
В Карнавале много лет участвуют особые команды, «карнавальные клубы» со своими названиями, атрибутикой, тематикой и пр. Так получилось, что в 1985 г. как минимум два «клуба» вспомнили про трех обезьян и запечатлели их в памятных медалях-плакетках.
Первый — K.G. Blau-Rot (то есть «Сине-красный») из кёльнского района Делльбрюк (Dellbrück). На их плакетке в явно фирменных сине-красных отчего-то испанских карнавальных костюмах изображены мужчина, женщина и ручная обезьяна. Под ними — лакированный герб Кёльна, название клуба и района, а по рамке вокруг центрального эмалевого изображения расселись семь обезьян. И три верхние из них не видят, не слышат и не говорят. Нам сложно без знания языка (тем более диалектов) точно перевести надпись, идущую под обезьянами, но, кажется, ее смысл:«Мы обезьянничаем в Делльбрюке». А в сочетании с нижними надписями, становится ясно, что обезьянничают давно, с 1969 по 1985 годы.
Второй клуб именуется Lyskircher Junge. Он еще более старый, еще довоенный (1930 г.) и, видимо, более богатый: в плакетке медный сплав, многоцветная эмаль, стразы. Центральное место занимают три обезьяны, но не в классическом виде: это «обезьяны наоборот», которые видят, слышат и говорят.
Опять-таки не смеем утверждать, но кажется, что участники карнавала из Люскирхена в полную противоположность делльбрюкцам «не уподобляются трем обезьянам», согласно надписи на плакетке.
На этом использование символики трех обезьян не ограничивается. Нам просто показалось забавным совпадение и противопоставление девизов двух команд на одном фестивале. А в разные годы на Кёльнском карнавале трех обезьян вспоминали, судя по всему, часто. Но, практически, всегда это была сатира на какие-то актуальные события. У гоподина Эмиля много плакеток на эту тему, давайте для примера взглянем еще на одну:
В 1972 г., видимо, подводили политические итоги 1971 г. Три персонажа изображены в позах трех обезьян. В подписи — слово «Bundeslüga», созвучное «бундеслиге», но, видимо, составленное из слов «Bundes-» («федеральный», здесь в смысле «государственный») и «Lügen» («ложь»). Видимо, три государственных деятеля опять замалчивают какую-то правду.
※