Еще в XIX в. пропасть между библейской и естественнонаучной картиной мира стала непреодолимой. Наука отказывала чудесному вмешательсву Бога во все больших областях, так что стал ставиться под сомнение и процесс сотворения мира, изложенный в Ветхом Завете.
Реакцией на пошатнувшиеся религиозные основы стало движение креационизма, последователи которого утверждали верность концепции создания мира, всего живого и человека Творцом. А главной мишенью креационистов стал английский натуралист Чарлз Дарвин (Charles Darwin), опубликовавший работу «Происхождение видов», в которой, в частности, рассматривается гипотеза происхождения человека в результате естественного отбора от животных низшего порядка.
Наиболее ярким спор креационистов и эволюционистов вышел (и продолжается в настоящее время) в США, где (особенно на Юге и Юго-Востоке) традиционно велика религиозность населения. А самым известным проявлением этого спора стал т. н. «обезьяний процесс» (monkey trial) в 1925 г.
В штате Теннесси в этот год был принят закон, запрещавший учителям общественных школ и университетов отрицать библейское учение о происхождении человека и преподавать теорию эволюции. Среди противников закона, естественно, оказалось много преподавателей, которые одномоментно могли превратиться в преступников.
В качестве противодействия закону и был инициирован судебный процесс. Школьный учитель Джон Скоупс (John Scopes) вызвался (как оказалось позже) стать добровольной жертвой. Вообще-то он преподавал физкультуру, но, заменив биолога, рассказал на уроке о теории антропогенеза и был обвинен в нарушении нового закона.
Обвинительная сторона тоже готовила шоу. Процесс обещал стать громким, поэтому представлять обвинение вызвался трехкратный кандидат в президенты США Уильям Дженнингс Брайан (William Jennings Bryan), заботившийся о своей популярности.
Улицы Дейтона, в котором проходил суд, украсили плакатами, поставили палатки с лимонадом, девушки продавали сувенирных обезьянок, в уличных представлениях участвовали живые обезьяны, которых привезли якобы в качестве свидетелей обвинения.
Громкий процесс, конечно же, освещался прессой. Сан-францисский таблоид The San Francisco Examiner, к примеру, опубликовал карикатуру, посвщенную «обезьяньему процессу»: три обезьяны не хотели говорить, слышать и видеть эволюцию. Вердикт «Виновен!» снимает все сомнения: под обезьянами художник понимал судей.
Кстати, учитель действительно был признан виновным и приговорен к штрафу, однако позже приговор был отменен по техническим основаниям. Трижды несостоявшийся президент умер через пять дней после победы в процессе, так и не успев покинуть Дейтон. Закон о запрете преподавания эволюции был отменен только в 1967 г. А жители Дейтона создали музей процесса и ежегодно устраивают его реконструкции.
Нам «обезьянья» тема чрезвычайно интересна, но историческая карикатура к судебному процессу не казалась достаточным поводом к особой статье, пока мы не встретили современных карикатур схожей тематики.
В настоящее время проблема сосуществования науки и религии никуда не делась. Никуда не делся и креационизм, только он стал принимать иные формы, вроде «научного креационизма» например, концепция «разумного замысла» (intelligent design), доказывающая на примерах невозможность построения некоторых сложных биологических систем путем постепенного улучшения в ходе естественного отбора.
Поддержка теории «разумного замысла» оказалась очень серьезной на самом высоком уровне, вплоть до президента Джорджа Буша (младшего). Преподавание «разумного замысла» пытались ввести в школах, пока в 2005 г. суд не признал теорию ненаучной. Закон Луизианы от 2008 г. позволяет преподвать «дополнительные» «научные» теории, под которыми критики тут же поняли креационизм.
Борьба вокруг теории эволюции снова вызвала волну карикатур с обезьянами, но, что интересно, теперь символику трех обезьян используют креационисты.
На первой, довольно тривиальной карикатуре три преподавателя-обезьяны, представляющих дарвинизм, не хотят ничего слышать, видеть и говорить на уроках о «разумном замысле».
Второй рисунок насыщеннее и эффектнее: ребенок идет в общественную школу, сгибаясь под тяжестью ранца с учебником эволюции. Вместе с эволюцией он несет злобных обезьян, которые закрывают мальчику глаза, уши и рот, гвооря при этом: «Не слушай о Творении», «Не смотри на Творение», «Скажи: „Нет Творца!“»
Справа от карикатуры приведена ссылка на цитату из Библии, Послание к Римлянам апостола Павла 1:18. В этом месте Бог гневается на людское нечестие, в частности на то, что люди божью истину подменяют своим ложным учением, забывая прославлять Творца, за что и получают соответствующую кару.
На наш взгляд, это весьма любопытные примеры использования символики трех обезьян!
※