Исконно.ruТри обезьяны в культуре и искусстве, страница 17

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту
  стр. 17 из 62  

Культурное послание для культового магазина

пример №229 отдельно →

Культурное послание для культового магазина

В антикварном мебельном магазине лондонского пригорода Уимблдон нам на глаза попался один предмет — небольшой резной приставной (журнальный) столик.

В нем удивительным образом сочетается некоторая грубость и тяжеловесность со значительной долей изящества и выверенностью пропорций. Крышка столика украшена изображением трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, что само по себе для мебели не редкость, но датировка и история предмета заставили нас написать эту заметку.

Столик для лондонского магазина Liberty. Япония. Около 1905 г. Высота 45 см, крышка 29×28,5 см
Столик для лондонского магазина Liberty. Япония. Около 1905 г. Высота 45 см, крышка 29×28,5 см

Лондонский магазин Liberty (Ист-Энд, Грейт Мальборо стрит, W1B 5AH) — один из первых универмагов мира. «Либерти» здесь не дословно «свобода», а фамилия основателя, Артура Либерти, создавшего свое торговое предприятие в 1875 г. И с того времени магазин не меняет специализации, предлагая ткани, украшения, мебель, различные подарки, сувениры и аксессуары.

Рубеж XIX и XX веков принес стиль модерн (ар-нуво) и ажиотажный спрос на японскую экзотику. К распространению и того, и другого приложил руку Артур Либерти со своим магазином. Достаточно сказать, что, например, в Италии ар-нуво называли «stile Liberty» по имени лондонского магазина.

Что же касается японских товаров, то им (вместе с персидскими коврами и индийским шелком) был отдан цокольный этаж универмага, названный «Восточным базаром» (Eastern Bazaar).

Как предполагает продавец рассматриваемого нами столика, он был заказан в Японии для магазина Liberty в начале 1900-х гг. Японские рыбаки (?) вручную украсили поверхность столика выразительной резьбой.

Резьба на крышке столика. Три обезьяны
Резьба на крышке столика. Три обезьяны

Простыми уверенными линиями намечены три обезьяны, которые не слышат, не говорят и не видят. Они сидят на фоне стволов и ветвей хвойных деревьев. На переднем плане перед ними цветок (пион?).

Сразу вспоминаются самые знаменитые из трех обезьян в мире — обезьяны из святилища ТосёгуПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам в Никко. Мало кто обращает внимание, но они тоже сидят на хвойных ветвях, а в правом нижнем углу панно есть пион.

Панно с тремя обезьянами на здании конюшни в святилище Тосёгу, Никко, Япония
Панно с тремя обезьянами на здании конюшни в святилище Тосёгу, Никко, Япония

Получается, что автор столика вдохновлялся композицией из Никко, вписывая ее в квадрат крышки и придавая больше симметрии, развернул левую обезьяну налево и перенес цветок в центр.

Резьба на нижней площадке столика. Ветви хвойного дерева
Ветви хвойного дерева

На нижней площадке повторяется мотив хвойных ветвей, ножки украшены простым геометрическим орнаментом.

Оборотная сторона столика
Оборотная сторона столика

Любопытно, что на нижних поверхностях крышки и нижней площадки сохранился совпадающий трехзначный номер. Вероятно, задолго до формулирования концепции IKEA, продающей мебель в разобранном и максимально компактно упакованном виде, поставщики магазина Liberty разбирали мебель перед отправкой в Англию, а чтобы потом не ошибиться, пронумеровывали части.

Это совсем не значит, что подобных столиков было изготовлено более полутысячи, сквозная нумерация могла вестись вместе с другими товарами, но очень вероятно, что была заказана серия столиков.

Чем нам интересен этот случай? Если потребитель примерно в 1905 г. хотел что-то японское, ему предлагали трех обезьян — достаточно эзотичный сюжет.

Кстати, вы еще можете стать обладателем столика. На момент написания этих строчек он продается за 375 английских фунтов.

Темы: [Великобритания] [товары] [Япония]

Дэвид Боуи в Японии

пример №228 отдельно →

Дэвид Боуи в Японии

Британтского рок-певца Дэвида Боуи (David Bowie, 1947—2016) нельзя назвать самым успешным или самым знаменитым, но, безусловно, он один из самых (если не самый) влиятельный музыкант своего времени. Он столько экспериментировал, сменил столько жанров, стилей и масок, что оставил богатое наследие чуть ли не во всех направлениях музыки.

Трансформации образа Дэвида Боуи

Выступал Боуи с 1962 г., но настоящая известность пришла к нему только с песней «Space Oddity» в 1969. Но нам сейчас интересно более позднее время, 1977 г.

Дэвид Боуи стал суперзвездой, выпустил уже несколько «величайших» альбомов и даже попробовал профессию киноактера, довольно успешно снявшись в главной роли в фантастическом фильме «Человек, который упал на Землю» (The Man Who Fell to Earth).

Но оставим на время британского певца. Второй наш герой — японский фотограф Масаёси Сукита (鋤田正義, Masayoshi Sukita). Его отец погиб во время Второй мировой где-то в Китае, но мальчик помнил, как до войны папа занимался фотографией, поэтому решил тоже стать фотографом. Сперва работал в рекламной студии в Осаке, потом перебраляся в Токио, стал фрилансером, все чаще работал в индустрии моды, часто путешествовал в США, в Нью-Йорк, где в тусовке Энди Уорхола вращалось множество звезд культуры и искусства. Там Масаёси Сукита делал портреты Джимми Хендрикса и Марка Болана (лидера группы T. Rex). Так Сукита стал фотографом рок-звезд. Но наибольшую известность ему принесло сотрудничество с Дэвидом Боуи, продолжавшееся более 40 лет.

Первая фотосессия Боуи у Сукиты состоялась в 1972 г. В следующем, 1973 г. фотограф пригласил певца в Японию и с тех пор каждый раз сопровождал Боуи во время визитов в Страну Восходящего Солнца.

Итак, апрель 1977 г. Боуи вместе с американским исполнителем Игги Попом выпустили совместный альбом «The Idiot» и для его продвижения музыканты отправились в турне, заехав и в Японию.

Масаёси Сукита делает фотоснимки рок-звезд в аэропорту, на пресс-конференции, в отеле. Но основная фотосессия проходит на съемной фотостудии в токийском квартале Харадзюку. Снимаются по очереди. Сперва Боуи, потом Игги Поп.

Часть фотосета Дэвида Боуи в апреле 1977 г. Токио. Фотограф Масаёси Сукита
Часть фотосета Дэвида Боуи в апреле 1977 г. Токио. Фотограф Масаёси Сукита

Как видно по фотосету, Боуи принимал различные, в том числе довольно странные позы. После фотосессии фотограф отобрал лучшие, на его взгляд, снимки и только их предоставил певцу.

Когда в том же 1977 г. Боуи выпустил самостоятельный альбом, знаменитый «Heroes», для его обложки выбрали странный портрет из токийской фотосессии певца и этот снимок стал самой знаменитой работой Масаёси Сукиты. Но нас сейчас интересуют три других снимка из этой фотосессии.

Дэвид Боуи в позе «не вижу зла». Апрель 1977 г. Токио. Фотограф Масаёси Сукита
Дэвид Боуи в позе «не вижу зла». Апрель 1977 г. Токио. Фотограф Масаёси Сукита

Дэвид Боуи в позе «не слышу зла». Апрель 1977 г. Токио. Фотограф Масаёси Сукита
Дэвид Боуи в позе «не слышу зла». Апрель 1977 г. Токио. Фотограф Масаёси Сукита

Дэвид Боуи в позе «не говорю зла». Апрель 1977 г. Токио. Фотограф Масаёси Сукита
Дэвид Боуи в позе «не говорю зла». Апрель 1977 г. Токио. Фотограф Масаёси Сукита

Дэвид Боуи последовательно повторяет позы трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, закрывая глаза, уши и рот. Вероятно, в поисках необычных образов фотохудожник и его модель обратились к местной, японской экзотике.

Хотя, если вспомнить фотосессии участников Битлз, обезьянничать можно и без связи с Японией.

Масаёси Сукита
Масаёси Сукита с портретом Боуи с обложки альбома «Heroes»

Темы: [музыка]

Ответ Чемберлену

пример №227 отдельно →

Ответ Чемберлену

У одного из наиболее известных английских таблоидов — ежедневной лейбористской газеты «Daily Mirror» есть дочерняя газета, выходящая только по воскресеньям — «Sunday Mirror», но до начала 1960-х она называлась «Sunday Pictorial» (дословно «воскресная иллюстрированная»).

С началом Второй мировой войны «Sunday Pictorial» регулярно клеймит не только Гитлера, но и собственные власти. А помогает ей в этом художник-карикатурист, приехавший в Лондон аж из Австралии — Томас Артур Чаллен (Thomas Arthur Challen), более известный по своей краткой подписи «TAC».

«Три мудрые обезьяны!» Карикатура из «Sunday Pictorial», Томас Артур Чаллен, 21 января 1940 г.
«Три мудрые обезьяны!» Карикатура из «Sunday Pictorial», Томас Артур Чаллен, 21 января 1940 г.

В самом начале 1940 г. в газете опубликована карикатураПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, на которой над узнаваемым лондонским силуэтом в обезьяньем виде изображены английский премьер-министр Невилл Чемберлен (Neville Chamberlain), военный министр Лесли Хор-Белиша (Leslie Hore-Belisha) и лидер лейбористов Клемент Эттли (Clement Attlee) с соответствующими подписями: «я не слышу зла», «я не говорю зла» и «я не вижу зла».

Какие же действия (вернее, бездействия) властей зло высмеивает австралийский художник?

В 1938 г. в Судетской области Чехословакии, населенной этническими немцами, были спровоцированы беспорядки. Прогерманская и пронацистская Судето-немецкая партия обратилась за помощью к руководству Германии и эти территории были аннексированы Третьим Рейхом с молчаливого согласия Англии. Чемберлен в своей знаменитой речи «Peace for our time» («Мир для нашего времени») демонстрировал англо-германское мирное соглашение, подписанное Гитлером после «урегулирования чехословацкой проблемы.». Через шесть месяцев Чехия оказалась оккупированой полностью.

В сентябре 1939 г. вермахт вторгается в Польшу (начало Второй мировой). Великобритания, связанная с Польшей договором о взаимопомощи, объявляет войну Германии уже 3 сентября, но эту войну назовут «странной» (по-английски еще жестче: «Phoney War» — «фальшивая война»). Никаких боевых действий на суше не велось. Польша была обречена. Гитлер же, пользуясь пассивностью противников, смог захватить Данию и Норвегию и подготовиться к вторжению во Францию.

Неспособность оценить экспансионистские планы Рейха, политическое и военное бездействие и вера в возможность договора с тоталитарным диктатором развязали руки Гитлеру.

Любопытно, что в то же самое время английский еженедельник «Панч» в тех же позах трех обезьян изображал правителей стран оси. Символика трех обезьян витает в военном воздухе.

Темы: [Великобритания] [карикатура]

Обезьяны для адмирала Канариса

пример №226 отдельно →

Обезьяны для адмирала Канариса

Одна из самых противоречивых личностей в верхушке Третьего Рейха — адмирал Вильгельм Франц КанарисПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (Wilhelm Franz Canaris). Военную карьеру начал во флоте кадетом. Участвовал в Первой мировой, попал в плен, бежал. Дослужился до капитенцурзее (примерный аналог звания капитана первого ранга) и в 1935 г. назначен начальником военной разведки и контрразведки (Абвер, Abwehr). На этой должности постепенно вырос в звании до адмирала.

В чем противоречивость? Представьте себе, что уже в наше время израильтяне выдвигали Канариса (одного из главных руководителей нацистского государства!) на звание праведника народов мира (חסידי אומות העולם) с увековечиванием имени на горе́ Памяти в Иерусалиме. Несомненно участие Канариса в спасении от уничтожения евреев (объявляя евреев агентами разведки, адмирал способствовал их выезду по каналам Абвера за границы Рейха). Звания праведника Канарис не получил из-за подозрений в причастности к совершению военных преступлений.

Менее подтвержденным считается участие Канариса в заговоре против Гитлера, якобы, готовившимся аж с 1938 г. В 1943 г. несколько мятежников было арестовано среди офицеров Абвера. Как бы то ни было, в 1944 г. адмирал отстранен от командования и уволен в запас. Очередное покушение на Гитлера (взрыв в ставке «Вольфсшанце» 20 июля 1944 г.) снова бросил тень на Канариса. Но окончательные доказательства неблагонадежности адмирала появились только в начале 1945 г., когда Гестапо были обнаружены тайные дневники Канариса, в которых недвусмысленно были описаны контакты адмирала с английской разведкой. Канарис был приговорен к смертной казни и 9 апреля повешен.

Вильгельм Франц Канарис в звании корветтенкапитена. Между 1924 и 1931 гг.
Вильгельм Франц Канарис в звании корветтенкапитена. Между 1924 и 1931 гг.

Почему вдруг мы вспомнили об этом немецком деятеле? Дело в том, что имя Канариса часто связывается с символикой трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. В частности, один продавец антикварных меднолитых фигурок с тремя обезьянами по секрету рассказывал, что «точно такая же статуэтка» стояла на столе у адмирала Канариса и это «символ разведки».

Это очень странное утверждение (как композиция «не видеть, не слышать, не говорить» может быть привлекательной для разведчика?) заставило нас обратиться к источникам. И тут всё встало на свои места.

Оказывается, у Вильгельма Франца Канариса в качестве пресс-папьеПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (если верить биографу Карлу Хайнцу Абсхагену) использовалась другая статуэтка:

...На письменном столе, как напоминание о морской карьере начальника, стояла миниатюрная модель крейсера «Дрезден», на котором он участвовал в морских сражениях у Коронеля и у Фолклендских островов. Рядом — пресс-папье с тремя бронзовыми обезьянами на верхней мраморной пластинке. Одна обезьяна напряженно прислушивалась, приложив ладонь к уху, другая внимательно смотрела вдаль, а третья прикрывала рукой рот; эти обезьяны символизировали девиз абвера: его сотрудники должны все слышать и видеть, но не болтать...
Карл Хайнц Абсхаген. Канарис. Руководитель военной разведки вермахта. 1935—1945. Серия: За линией фронта. Биографии. Изд.: Центрполиграф, 2006. ISBN: 5-9524-2258-6. Глава 6.

Абсхагену (Karl Heinz Abshagen) есть основание не доверять полностью: он явно идеализирует своего героя (первая публикация в 1949 «Canaris. Patriot und Weltbürger» («Канарис. Патриот и гражданин мира») Stuttgart 1949) и мелкие незначительные детали могут быть лишь художественным вымыслом в попытке «очеловечить» исторический образ.

Однако описанный вариант композиции с обезьянами реален и вполне подходит для разведки. Это воплощение латинского девиза «Audi, vide, tace»Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам («услышь, увидь, молчи»), используемого как тайными обществами, вроде масоновПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, так и государственными конторами в сфере безопасности. Например, его можно прочесть на эмблеме чешского аналога ФСБ (Bezpečnostní Informační Služba).

Такие обезьянки встречаются реже классического варианта, но и они достаточно распространены.

Статуэтка трех обезьян услышь, увидь, молчи Статуэтка трех обезьян услышь, увидь, молчи

Девиз «Audi, vide, tace» появился, очевидно, раньше, чем символика трех обезьян добралась до западного мира, так что мы имеем дело со сращением и переосмысливанием символик.

Темы: [Германия] [личности, связываемые с тремя обезьянами] [разведка]

Украшая Чикаго

пример №225 отдельно →

Украшая Чикаго

В Чикаго (штат Иллинойс, США) рядом с международным аэропортом Мидуэй, на улице Саус-Пуласки-роуд многие проезжающие мимо обращают внимание на оформление дома №5516 (5516 S Pulaski Rd, Chicago, IL 60629). Простой кирпичный фасад украшают три серых панно с обезьянами, которые не видят, не слышат и не говорятПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Дом №5516 по улице Саус-Пуласки-роуд, Чикаго, Иллинойс, США
Дом №5516 по улице Саус-Пуласки-роуд, Чикаго, Иллинойс, США

Это не гипс или цемент. Панно выполнены в технике резьбы из известняка.

Панно с тремя обезьянами с дома на Саус-Пуласки-роуд
Панно с тремя обезьянами с дома на Саус-Пуласки-роуд

Дом построен в 1955 г. и не сохранилось ни истории, почему были выбраны обезьяны, ни имени художника, однако чикагская телекоммуникационная компания WTTW в программе Джеффри Бэра (Geoffrey Baer) «Спросите Джефри» (Ask Geoffrey) провела маленькое исследование и нашла братьев этих обезьян.

В другой части Чикаго (№4035 N. Sawyer Ave) есть дом, построенный в 1959 г., украшенный похожими панно.

Дом №4035 по улице Норт-Сойер-авеню, Чикаго, Иллинойс, США
Дом №4035 по улице Норт-Сойер-авеню, Чикаго, Иллинойс, США

Более того, где-то в пригороде, на Ривер-Форест дом 1957-го г. постройки украшен более крупными по масштабу панно, повторяющими обезьян из города с чуть отличающимся фоном.

Панно с обезьяной «Не слышать зла» из пригорода Чикаго. Известняк. 1957 г.
Панно с обезьяной «Не слышать зла» из пригорода Чикаго. Известняк. 1957 г.

Вот про последнее здание сохранилась статья в газете «Chicago Tribune», которая поинтересовалась у застройщика поводом изображения трех обезьян. Застройщик ответил, что никакого особого повода нет, добавив:

Сам факт, что они [три обезьяны] вызвали этот разговор и интерес означает, что идея выполняет то, ради чего задумывалась.
Перевод Исконно.ru

Тогда газета сама предположила в обезьянах символику хороших добрососедских отношений.

То есть перед нами не отдельное чудачество, а серия украшений жилых домов. Безусловно, у заказчика и автора были личные мотивы и симпатии при выборе тематики панно, но, видимо, главной целью была коммерческая. Как минимум во 2-й пол. 1950-х гг. в США три обезьяны могли сделать здание более привлекательным.

Темы: [архитектура] [декоративно-прикладное искусство] [США]

  стр. 17 из 62  
QR-код сайта iskonno.ru
Исконно.ru
Исконно.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь
Библиотека
Коллекция
Словарь по ножам
Сказки
Басё
Исконно.ru iskonno.ru
   о проекте / координаты
   новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Исконно.ru в Дзен Дзен
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест