Среди индийских религий особо выделяется сикхизм (от пендж. ਸਿੱਖੀ [сикхи] — «ученик»). По декларации это мировая религия, которая должна объединить всех людей, но на практике сикхами стали только жители пятиречья — Пенджаба, разделенного ныне между Индией и Пакистаном.
Создал новое учение гуру Нанак на рубеже XV и XVI в., в смутный период индийской истории. Как раз через территорию Пенджаба в Индию проник мощнейший соперник дхармических религий — ислам и неудивительно, что в результате начались процессы синкретизации различных учений.
По легенде, Нанак долго путешествовал по святым местам разных религий, был в Мекке и Багдаде, в Варанаси и на Тибете, плавал на Цейлон и т. д. Современные исследователи сомневаются в подобной широте географии, но, тем не менее, действительно соединив основы многих учений, Нанак сформулировал принципы новой монотеистической религии.
Сикхизм можно сравнить с европейской Реформацией. Гуру отказывал в действенности ритуалам и обрядам, сомневался в необходимости жрецов и иных священнослужителей, идолов и других священных изображений. Мир по Нанаку создан единым безличностным Богом, растворенным в своем творении и проявляющим себя, в том числе, и через человека. А высшая задача человека — найти Бога в себе, чтобы объединиться с Ним. Главным средством же постижения Бога является медитация на Его имени (явно не называемом и открывающемся в сердце практикующего).
Нанак стал первым гуру сикхов (не просто учителем или пророком, а воплощением Божественного света в человеческой оболочке). То есть Бог раскрыл себя через гуру, следовательно, его слова — прямое Божественное откровение. Всего у сикхов было десять гуру, после десятого книга речей гуру была официально закончена, а титул гуру «растворился» в общине.
Исследователи называют индуистские элементы сикхизма (сикхи верят в карму и возможность реинкарнации); конечно же, несомненна мусульманская, прежде всего, суфийская основа сикхского монотеизма; кроме того учение о гуру находит много параллелей с джайнами.
Сикхи декларируют равенство людей (религии, национальности и касты не имею значения) и всеобщее братство, причем в прямом смысле. Во время ритуала посвящения и принятия в общину каждый новый сикх мужского рода получает фамилию (на самом деле у нее функция отчества) Сингх (дословно «лев»), а женского — Каур («львица»). То есть даже по имени все сикхи — братья и сестры Львовичи и Львовны.
Из небольшой общины учеников, образовавшейся вокруг Нанака, сикхи стали мощным религиозно-военным орденом, выросшим сперва в государство, а позже и в империю, не выдержавшую только столкновения с более мощной — Британской империей. После разделения Индии на собственно Индию и исламский Пакистан, сикхи из Западного, пакистанского Пенджаба вытеснены в Восточный, индийский (с параллельным обратным процессом вытеснения мусульман из Индии). Теперь сикхи — не просто религиозная, но и этническая группа, это пенджабцы, говорящие на пенджаби со своей самостоятельной культурой, обычаями и традициями. Сикхов в Индии ок. 2% от общего населения, а вот среди офицеров индийской армии традиционно воинственных сикхов до 20%.
Но пора перейти к сути нашей статьи. На ютьюб-канале «Основы сикхизма» (Basics of Sikhi) появилась небольшая проповедь Гуприт Каур (Gurprit Kaur) «Не видеть зла, не слышать зла и не говорить зла».
Во время путешествия по Юго-Восточной Азии улыбчивая ведущая посетила уже знакомый нам буддийский Золотой храм в Бангкоке (Таиланд). И остановилась при подъеме по лестнице напротив трех обезьян, которые и послужили поводом к проповеди.
Гуприт Львовна привела три отрывка из священных речей первого гуру Нанака, соответствующие трем обезьянам Золотой горы. Давайте прочтем этот фрагмент целиком, чуть шире, чем процитирован в ролике:
Если кто-то принимает нечистоту, нечистота присутствует повсюду. В коровьем навозе и в древесине есть черви. Их столько, сколько зёрен пшеницы, и во всех есть жизнь. Прежде всего, жизнь есть в воде, благодаря которой всё растёт и зеленеет. Как защитить её от нечистоты? Она касается нашей собственной кухни. О, Нанак, нечистоту не смоешь таким образом; она смывается только благодаря духовной мудрости.
Нечистота ума — это жадность, а нечистота языка — ложь. Нечистота глаз — смотреть на красоты чужой жены и чужое богатство. Нечистота ушей — слушать сплетни других. О, Нанак, душа смертного идёт и связывает себя с Городом Смерти.
Вся нечистота исходит из сомнений и привязанности к двойственности. Рождение и смерть находятся под управлением воли Господа; по Его воле мы приходим и уходим. Принятие еды и питья чисто, поскольку Господь даёт всем питание. О, Нанак, гурмукхи, понимающие Господа, не запятнаны нечистотой.
В священных текстах сикхов действительно в качестве параллелей трем обезьянам названа ритуальная нечистота трех чувств, однако же, нужно отметить, что наиболее важна нечистота ума, именно она препятствует столь желанному единению с Богом. И именно от нее избавляет медитация на божественном имени. А три обезьяньих отрицания служат визуализацией этических запретов, которые должны сохранять чистоту ума.
Любопытно, что в комментариях к ролику ведутся достаточно ожесточенные дискуссии. Автор прямо назвала упомянутый Нанаком «Город Смерти» адом, куда отправляются души нечестивцев. Комментаторы разделились на два лагеря: в одном утверждали, что слова гуру нельзя толковать буквально и концепция ада, как и вообще воздаяния за грехи противна настоящему сикхизму; их оппоненты же приводили другие цитаты из священных книг, прямо говорящие о существовании посмертного суда и адов.
Кроме того, один из комментаторов оскорбился тем, что три обезьяны — символ, связываемый с Махатмой Ганди, а значит с индуизмом и, не стесняясь в выражениях, заявил, что гуру не могли иметь в виду ничего из этой чуши. (У сикхов, прямо скажем, непростые отношения с фамилией Ганди: премьер-министр Индира Ганди в широкомасштабной войсковой операции штурмовала главную сикхскую святыню — Золотой храм в Амритсаре, после этого личные телохранители (из сикхов) застрелили ее).
※
Международный аукцион eBay уже не первый раз служит для нас источником любопытных находок.
У профессионального продавца cgc66 из США среди огромного количества антикварных лотов нас привлек футляр-кошелек.
Яркий подвесной футляр (сагэмоно) на металлической цепочке с металлической застежкой продавец определил как кошелек для монет. Конечно же, он мог служить и для других целей, например, для переноски табака, но мы, вслед за продавцом, тоже будем называть предмет кошельком. Его размеры невелики: по ширине ок. 146 мм (5 и 3/4 дюйма), в высоту ок. 92 мм (3 и 5/8 дюйма) и в толщину ок. 22 мм (7/8 дюйма). Цепочка из белого металла (медный сплав или серебро) длиной примерно 108 мм.
Внешняя поверхность выполнена из ткани с рисунком дракона в облаках. Ткань для своего возраста (а продавец датирует предмет довольно широко от позднего периода Мэйдзи до Тайсё, 1880—1920 гг.) выглядит очень неплохо, заметны только потертости по углам.
Изнутри кошелек кожаный, с узором в виде цветов. Запирается футляр металлическим замочком с единственным шпеньком на собственно кошельке, входящим в ответное отверстие на клапане.
Но нас больше всего интересует лицевая сторона замочка, то фигурное украшение (маэканагу), которым замочек прикрыт.
Кошелек украшают декоративные фигуры трех обезьян. Художник выбрал строго симметричную композицию. Обезьянки изображены достаточно подробно, с тонкими деталями. В них легко можно узнать макак, причем макак именно японских (с короткими хвостами).
Данная вещица была бы просто довольно любопытным образцом применения образа трех обезьян в японском прикладном искусстве, если бы обезьянки не показались нам знакомыми. И точно! На сайте Эмиля Шуттенхельма в разделе пряжек для ремней мы видим очень похожих обезьян.
Очень близкая, практически идентичная композиция оказывается разъемной пряжкой, причем правая обезьяна (не говорю) отделяется от своих коллег по незаметному шву.
Это уже не просто один предмет и даже не серия. Похоже, что фурнитура с тремя обезьянами по одному рисунку производилась для разных предметов.
Жаль, что мы не знаем размеров пряжки! Если грубо прикинуть размеры украшения на кошельке, пропорционально общим габаритам предмета, должно получиться что-то около 55×40 мм. Если для пряжки использовалась та же модель, на ремень останется меньше 2 (скорее, 1,5) см, а это довольно мало. Узкий брючный ремень вряд ли бывает у́же 3 см. То есть перед нами либо очень маленькая пряжка, либо для кошелька и пряжки использовали обезьян разного размера, но с одним рисунком.
PS На момент написания этих строк кошелек все еще продавался на eBay за 450 американских долларов и у вас есть возможность приобрести его.
※
Мы уже видели немало фильмов, персонажи которых принимают позы трех обезьян. В этот раз у нас еще один американский фильм, но кадра с тремя обезьянами не будет, потому что главных героев всего двое.
Это одна из наиболее типичных кинокомедий 1980-х гг. Слепой афроамериканец Уолли и глухой белый Дэйв становятся случайными свидетелями убийства и главными подозреваемыми. Вместе они скрываются и от полиции, и от преступников, восполняя недостатки друг друга.
И вспомнили мы об этой картине только из-за ее названия: See No Evil, Hear No Evil (дословно «Не видеть зла, не слышать зла»). Несложно понять, что это часть традиционного для англоязычной культуры названия композиции из трех обезьян. Не хватает только третьей обезьяны speak no evil («не говорить зла»). Интересно, что в российском прокате фильм назвали тоже частью популярной фразы: «Ничего не вижу, ничего не слышу», но в словах советского поэта-песенника Льва Ошанина она завершалась более игриво: «...Ничего никому не скажу!»
На одном из вариантов постера к фильму зрителю подсказывали визуальную аналогию с тремя обезьянами: герои закрывают друг другу руками уши и глаза.
Любопытен отказ авторов от третьей части фразы, «не говорить зла», ведь в фильме говорят очень много и довольно зло. Из-за обилия «грязного английского» институт Брайля (Braille Institute), консультировавший создателей и актера для достоверного изображения слепца, дезавуировал какую-либо связь с фильмом.
※
Мы уже отмечали тенденцию клонирования удачных зарубежных телесериалов. Если повторить (официально или не очень) историю, уже опробованную на аудитории, больше шансов добиться успеха.
Не являются исключением и полицейские сериалы. А если говорить о сериале с полицейской овчаркой, непременно вспомнится австрийско-немецкий «Комиссар Рекс» (Kommissar Rex), с 1994 г. триумфально прокатившийся по телеэкранам мира.
После завершения «Рекса» в Вене его подхватили итальянцы, перенеся действие в Рим. За итальянцами донашивали сериал словаки. И во многих странах были запущены подражания. Отечественным примером можно назвать «Возвращение Мухтара» (эксплуатирующий заодно и ностальгию по фильму 1964 г. «Ко мне, Мухтар!» с Юрием Никулиным). Но не он один. На канале НТВ с 2016 по 2018 г. показывали многосерийный фильм с коротким названием «Пёс». Прокатчики происхождение фильма старательно умалчивают. Он снят в Киеве, но украинские создатели так же старательно обходят место действия. Это абстрактная полиция в абстрактном городе. Сериал изначально делался русскоязычным с планами продавать его русскоязычным зрителям, хотя основной зритель у сериала, безусловно, украинский (телеканал ICTV).
Сюжет незамысловат. Полицейского Макса Максимова (в исполнении российского актера Никиты Панфилова) выгоняют из органов, от него уходит жена, сам он уходит в запой, но смысл в жизни вновь появляется с немецкой овчаркой по имени Пёс. Макс с Псом на правах нештатных сотрудников вновь стали раскрывать разнообразные преступления (по случаю на небольшую серию). Приключения приправлены специфическим, не сказать, чтобы высокосортным юмором — и рецепт «жвачки для глаз» готов.
Нам интересна 19-я серия четвертого сезона. Она начинается со сцены квартирной кражи. Двое преступников ночью обносят квартиру, наполненную антиквариатом, но таинственная фигура, вышедшая из сумрака, сворачивает им шеи. Делом с двумя трупами заняты Макс, Пёс и коллеги. Ценности оказались в сохранности, пропала только дешевая фигурка обезьянки, приобретенная в антикварном салоне.
Макс, считая, что обезьянка может иметь какую-то значимость, допрашивает продавшего фигурку антиквара. Оказывается, всего обезьянок было три: не вижу, не слышу и не говорю и они разошлись по разным покупателям. К одному из покупателей они не успевают — тот тоже оказывается с переломленной шеей. А вот третьего успели предупредить — но тоже тщетно.
Надавив еще раз на антиквара, главный герой узнает, что тот занимался скупкой краденого, а обезьянки были украдены в аэропорту у пассажира, вернувшегося из Индии. Чемодан из-под обезьянок оказался предусмотрительно сохраненным, а с ним и адрес пассажира. Отправившись по указанному адресу, Макс застает таинственного убийцу с тремя обезьянками.
Мы слышим жалостливую историю убийцы. Его жена была безнадежно больна и врачи не могли помочь. В Индии он нашел шамана (?), а тот дал ему трех обезьян, которые могут исцелить от любой болезни. Но в аэропорту чемодан с обезьянами пропадает. А пока грустный антагонист собирал обезьян, ломая шеи налево и направо, его жена умерла.
Длительная сцена рукопашной битвы добра со злом и развязка нам уже не интересны.
Мы предпочитаем отметить, что символика трех обезьян продолжает завоевывать постсоветское пространство. И в массовом сознании (а сериал рассчитан на массового зрителя) она связана с экзотикой и мистикой, Индией и шаманизмом.
А сериал действительно массовый. И если в России он был не так заметен, на родине его одномоментно смотрел каждый пятый украинец, а общая аудитория в стране составила 29 млн чел. — огромный успех!
И еще отметим, что очень близкие к киношным по размеру и форме обезьянки нам знакомы, только в нашей коллекции они зеркальные (хотя существуют и цветные варианты). Скорее всего, реквизиторы перекрасили в черный первые попавшиеся фигурки.
※
Японского художника Сакамото Томоёси (坂本 友由), выпускника Токийского Университета искусств, уверенно причисляют к стилю «нео-нихонга», то есть он один из тех, кто создает новое японское искусство.
Его обычные герои — токийские девушки. Они часто чисты и невинны, иногда активны и вызывающи, но почти всегда в работе присутствует боль и скорбь. Картины могут вызвать неприязнь или какое-то жуткое ощущение, но приковывают к себе внимание.
Одна из самых известных работ Томоёси посвящена сразу трем девушкам.
Три девушки очень спокойно и буднично заняты утренним нанесением макияжа, попутно зашивая друг другу глаза, рот и уши.
Картина совсем не маленькая, как может показаться в начале. Зритель может изучать крупное изображение в подробностях.
Есть у автора и вариант с одной девушкой, лишающей себя чувств.
Зрители без труда узнают отсылку к классической схеме трех обезьян. Нам же эти картины напомнили еще одну символику.
В обширном буддийском пантеоне нам вспомнилась богиня (дэва) Маричи (मरीचि, на Тибете Одсер-Чен-ма, у китайцев Молиши, у японцев Мариси-тэн). Изначально, возможно, богиня рассвета и солнечных лучей, позже наделялась и другой символикой, собирая в себе черты нескольких, в том числе и небуддийских персонажей.
Нам интересна Маричи как одно из охранных божеств. Многие охранники учения изображаются многорукими, держащими различное устрашающее оружие. У Маричи в его число входят игла (в правой руке метода) и нить (в левой руке мудрости). Тибетские справочники дополняют, что медной иглой и красной нитью богиня Мерцающего Огня зашивает глаза и рты вредоносных духов.
Вряд ли художник имел в виду это божество, но такие совпадения не случайны. Многорукая богиня лишает злые силы возможности действовать, отнимая у них способность различать. Не этим же ли заняты и девушки Сакамото Томоёси?
※