Мы уже отмечали тенденцию клонирования удачных зарубежных телесериалов. Если повторить (официально или не очень) историю, уже опробованную на аудитории, больше шансов добиться успеха.
Не являются исключением и полицейские сериалы. А если говорить о сериале с полицейской овчаркой, непременно вспомнится австрийско-немецкий «Комиссар Рекс» (Kommissar Rex), с 1994 г. триумфально прокатившийся по телеэкранам мира.
После завершения «Рекса» в Вене его подхватили итальянцы, перенеся действие в Рим. За итальянцами донашивали сериал словаки. И во многих странах были запущены подражания. Отечественным примером можно назвать «Возвращение Мухтара» (эксплуатирующий заодно и ностальгию по фильму 1964 г. «Ко мне, Мухтар!» с Юрием Никулиным). Но не он один. На канале НТВ с 2016 по 2018 г. показывали многосерийный фильм с коротким названием «Пёс». Прокатчики происхождение фильма старательно умалчивают. Он снят в Киеве, но украинские создатели так же старательно обходят место действия. Это абстрактная полиция в абстрактном городе. Сериал изначально делался русскоязычным с планами продавать его русскоязычным зрителям, хотя основной зритель у сериала, безусловно, украинский (телеканал ICTV).
Сюжет незамысловат. Полицейского Макса Максимова (в исполнении российского актера Никиты Панфилова) выгоняют из органов, от него уходит жена, сам он уходит в запой, но смысл в жизни вновь появляется с немецкой овчаркой по имени Пёс. Макс с Псом на правах нештатных сотрудников вновь стали раскрывать разнообразные преступления (по случаю на небольшую серию). Приключения приправлены специфическим, не сказать, чтобы высокосортным юмором — и рецепт «жвачки для глаз» готов.
Нам интересна 19-я серия четвертого сезона. Она начинается со сцены квартирной кражи. Двое преступников ночью обносят квартиру, наполненную антиквариатом, но таинственная фигура, вышедшая из сумрака, сворачивает им шеи. Делом с двумя трупами заняты Макс, Пёс и коллеги. Ценности оказались в сохранности, пропала только дешевая фигурка обезьянки, приобретенная в антикварном салоне.
Макс, считая, что обезьянка может иметь какую-то значимость, допрашивает продавшего фигурку антиквара. Оказывается, всего обезьянок было три: не вижу, не слышу и не говорю и они разошлись по разным покупателям. К одному из покупателей они не успевают — тот тоже оказывается с переломленной шеей. А вот третьего успели предупредить — но тоже тщетно.
Надавив еще раз на антиквара, главный герой узнает, что тот занимался скупкой краденого, а обезьянки были украдены в аэропорту у пассажира, вернувшегося из Индии. Чемодан из-под обезьянок оказался предусмотрительно сохраненным, а с ним и адрес пассажира. Отправившись по указанному адресу, Макс застает таинственного убийцу с тремя обезьянками.
Мы слышим жалостливую историю убийцы. Его жена была безнадежно больна и врачи не могли помочь. В Индии он нашел шамана (?), а тот дал ему трех обезьян, которые могут исцелить от любой болезни. Но в аэропорту чемодан с обезьянами пропадает. А пока грустный антагонист собирал обезьян, ломая шеи налево и направо, его жена умерла.
Длительная сцена рукопашной битвы добра со злом и развязка нам уже не интересны.
Мы предпочитаем отметить, что символика трех обезьян продолжает завоевывать постсоветское пространство. И в массовом сознании (а сериал рассчитан на массового зрителя) она связана с экзотикой и мистикой, Индией и шаманизмом.
А сериал действительно массовый. И если в России он был не так заметен, на родине его одномоментно смотрел каждый пятый украинец, а общая аудитория в стране составила 29 млн чел. — огромный успех!
И еще отметим, что очень близкие к киношным по размеру и форме обезьянки нам знакомы, только в нашей коллекции они зеркальные (хотя существуют и цветные варианты). Скорее всего, реквизиторы перекрасили в черный первые попавшиеся фигурки.
※