Среди индийских религий особо выделяется сикхизм (от пендж. ਸਿੱਖੀ [сикхи] — «ученик»). По декларации это мировая религия, которая должна объединить всех людей, но на практике сикхами стали только жители пятиречья — Пенджаба, разделенного ныне между Индией и Пакистаном.
Создал новое учение гуру Нанак на рубеже XV и XVI в., в смутный период индийской истории. Как раз через территорию Пенджаба в Индию проник мощнейший соперник дхармических религий — ислам и неудивительно, что в результате начались процессы синкретизации различных учений.
По легенде, Нанак долго путешествовал по святым местам разных религий, был в Мекке и Багдаде, в Варанаси и на Тибете, плавал на Цейлон и т. д. Современные исследователи сомневаются в подобной широте географии, но, тем не менее, действительно соединив основы многих учений, Нанак сформулировал принципы новой монотеистической религии.
Сикхизм можно сравнить с европейской Реформацией. Гуру отказывал в действенности ритуалам и обрядам, сомневался в необходимости жрецов и иных священнослужителей, идолов и других священных изображений. Мир по Нанаку создан единым безличностным Богом, растворенным в своем творении и проявляющим себя, в том числе, и через человека. А высшая задача человека — найти Бога в себе, чтобы объединиться с Ним. Главным средством же постижения Бога является медитация на Его имени (явно не называемом и открывающемся в сердце практикующего).
Нанак стал первым гуру сикхов (не просто учителем или пророком, а воплощением Божественного света в человеческой оболочке). То есть Бог раскрыл себя через гуру, следовательно, его слова — прямое Божественное откровение. Всего у сикхов было десять гуру, после десятого книга речей гуру была официально закончена, а титул гуру «растворился» в общине.
Исследователи называют индуистские элементы сикхизма (сикхи верят в карму и возможность реинкарнации); конечно же, несомненна мусульманская, прежде всего, суфийская основа сикхского монотеизма; кроме того учение о гуру находит много параллелей с джайнами.
Сикхи декларируют равенство людей (религии, национальности и касты не имею значения) и всеобщее братство, причем в прямом смысле. Во время ритуала посвящения и принятия в общину каждый новый сикх мужского рода получает фамилию (на самом деле у нее функция отчества) Сингх (дословно «лев»), а женского — Каур («львица»). То есть даже по имени все сикхи — братья и сестры Львовичи и Львовны.
Из небольшой общины учеников, образовавшейся вокруг Нанака, сикхи стали мощным религиозно-военным орденом, выросшим сперва в государство, а позже и в империю, не выдержавшую только столкновения с более мощной — Британской империей. После разделения Индии на собственно Индию и исламский Пакистан, сикхи из Западного, пакистанского Пенджаба вытеснены в Восточный, индийский (с параллельным обратным процессом вытеснения мусульман из Индии). Теперь сикхи — не просто религиозная, но и этническая группа, это пенджабцы, говорящие на пенджаби со своей самостоятельной культурой, обычаями и традициями. Сикхов в Индии ок. 2% от общего населения, а вот среди офицеров индийской армии традиционно воинственных сикхов до 20%.
Но пора перейти к сути нашей статьи. На ютьюб-канале «Основы сикхизма» (Basics of Sikhi) появилась небольшая проповедь Гуприт Каур (Gurprit Kaur) «Не видеть зла, не слышать зла и не говорить зла».
Во время путешествия по Юго-Восточной Азии улыбчивая ведущая посетила уже знакомый нам буддийский Золотой храм в Бангкоке (Таиланд). И остановилась при подъеме по лестнице напротив трех обезьян, которые и послужили поводом к проповеди.
Гуприт Львовна привела три отрывка из священных речей первого гуру Нанака, соответствующие трем обезьянам Золотой горы. Давайте прочтем этот фрагмент целиком, чуть шире, чем процитирован в ролике:
Если кто-то принимает нечистоту, нечистота присутствует повсюду. В коровьем навозе и в древесине есть черви. Их столько, сколько зёрен пшеницы, и во всех есть жизнь. Прежде всего, жизнь есть в воде, благодаря которой всё растёт и зеленеет. Как защитить её от нечистоты? Она касается нашей собственной кухни. О, Нанак, нечистоту не смоешь таким образом; она смывается только благодаря духовной мудрости.
Нечистота ума — это жадность, а нечистота языка — ложь. Нечистота глаз — смотреть на красоты чужой жены и чужое богатство. Нечистота ушей — слушать сплетни других. О, Нанак, душа смертного идёт и связывает себя с Городом Смерти.
Вся нечистота исходит из сомнений и привязанности к двойственности. Рождение и смерть находятся под управлением воли Господа; по Его воле мы приходим и уходим. Принятие еды и питья чисто, поскольку Господь даёт всем питание. О, Нанак, гурмукхи, понимающие Господа, не запятнаны нечистотой.
В священных текстах сикхов действительно в качестве параллелей трем обезьянам названа ритуальная нечистота трех чувств, однако же, нужно отметить, что наиболее важна нечистота ума, именно она препятствует столь желанному единению с Богом. И именно от нее избавляет медитация на божественном имени. А три обезьяньих отрицания служат визуализацией этических запретов, которые должны сохранять чистоту ума.
Любопытно, что в комментариях к ролику ведутся достаточно ожесточенные дискуссии. Автор прямо назвала упомянутый Нанаком «Город Смерти» адом, куда отправляются души нечестивцев. Комментаторы разделились на два лагеря: в одном утверждали, что слова гуру нельзя толковать буквально и концепция ада, как и вообще воздаяния за грехи противна настоящему сикхизму; их оппоненты же приводили другие цитаты из священных книг, прямо говорящие о существовании посмертного суда и адов.
Кроме того, один из комментаторов оскорбился тем, что три обезьяны — символ, связываемый с Махатмой Ганди, а значит с индуизмом и, не стесняясь в выражениях, заявил, что гуру не могли иметь в виду ничего из этой чуши. (У сикхов, прямо скажем, непростые отношения с фамилией Ганди: премьер-министр Индира Ганди в широкомасштабной войсковой операции штурмовала главную сикхскую святыню — Золотой храм в Амритсаре, после этого личные телохранители (из сикхов) застрелили ее).