Кёльн (нем. Köln) — один из старейших городов Германии и его герб имеет древнюю историю.
Герб состоит из двух неравных частей. Сверху три короны — это знак евангельских «трех королей» — волхвов, принесших дары младенцу Христу. Католическому миру из апокрифических источниов известны имена и истории «королей». Более того, именно в Кёльне, в знаменитьм Кёльнском соборе хранятся их мощи. Рисунок нижней части герба состоит из 11 каких-то «головастиков». На самом деле имеются в виду слезы девы-мученицы. Святая Урсула в IV в. отказала, вроде бы, самому Атилле, вождю гуннов (хотя даты и не сходятся, но легенда — есть легенда) и была убита со своими спутницами под стенами Кёльна. То есть герб полностью благообразный, католический и привязан к локальной символике.
И вот в современном Кёльне на Зуббельратер штрассе (Subbelrather Str. 16, Köln, Deutschland) [ посмотреть в Google Street View] на торцевой стене дома нарисовано нечто очень похожее на кёльнский герб. Но если присмотреться внимательней, мы увидим совсем другое.
На королевском месте три обезьяны в шутовских колпаках. А вместо слез Урсулы — бананы.
Постепенно три обезьяны становятся одним из символов Кёльна.
※
Америка проиграла старт космической гонки Советскому Союзу: и первый спутник, и первый орбитальный полет остались за Советами. Тогда президент Кеннеди объявил перед страной амбициозный план: в 10 лет высадиться на Луне. План чрезвычайно сложный. Был создан абсолютно новый трехместный корабль Apollo (по-русски его принято называть «Аполлон»). После отработки запуска макетов и беспилотных кораблей, после орбитальных полетов и успешного облета Луны, перед первой решающей прилуняющейся экспедицией, должна была пройти последняя «генеральная репетиция». Apollo X («X» здесь — это римская цифра 10) должен был воспроизвести все этапы полета на Луну, кроме собственно прилунения. Два астронавта в лунном модуле должны отделиться от командного отсека, подойти к поверхности Луны на расстояние всего нескольких километров, отработать все необходимые операции, осмотреть место для будущей посадки, вернуться назад, состыковаться и отправиться на родную планету.
Основной экипаж десятого «Аполлона» состоял из уже опытных астронавтов, по 2—3 раза побывавших в космосе: командир экипажа — Томас Стаффорд (Thomas P. Stafford), пилот командного модуля — Джон Янг (John W. Young), пилот лунного модуля — Юджин Сернан (Eugene A. Cernan).
3 апреля 1969 г. старт был уже скоро и в космическом центре Кеннеди проходила предполетная фотосессия. Экипаж в скафандрах позировал на фоне «лунной поверхности». Но кроме официальных снимков с того дня сохранились неформальные фото: три астронавта приняли позы трех обезьян
Полет прошел весьма успешно. Все задачи были отработаны. К сожалению, герои десятого «Аполлона» не слишком запомнились публике: чуть раньше первым покинул земную орбиту Apollo 8, чуть позже первым прилунился Apollo 11, так что лунная экспедиция оказалась несколько в тени славы иных полетов. Но именно благодаря ей 12 землян смогли оставить свои следы на пыльной поверхности другого небесного тела.
PS Любопытно, что «обезьянья» тема в связи с космическими полетами продолжилась и далее. Так в 2015 г. в виде трех обезьян на Международной Космической Станции позировал экипаж космического корабля «Союз ТМА-17М» в составе командира Олега Кононенко (Россия) и бортинженеров Челла Линдгрена (Kjell Lindgren, США) и Юи Кимии (油井 亀美也, Япония).
Обезьянничают не только космонавты, но и наземные службы. Так в 2019 г. состоялась очередная встреча бывших специалистов американского центра управления полетами. И позировали они... Правильно, в виде обезьян.
※
Где-то в середине нулевых гг. XXI века при распашке поля у села Покровка Павловского района Воронежской области из земли была извлечена весьма необычная статуэтка. Небольшая фигурка выполнена из мергеля (осадочной горной породы, промежуточной между глиной и известняком) и представляет собой антропоморфное изображение с крупной яйцевидной головой, большими миндалевидными глазами, руками, прижатыми к голове и согнутыми ногами.
Говорят, что рядом был поднят ладьевидный топор, а саму фигурку очень осторожно относят к 2,5—3 тысячам лет до н. э.
Еще раз присмотримся: правая рука прикрывает ухо, левая — рот, глаза, возможно, закрыты (зрачков не обозначено). «Не вижу, не слышу, не говорю»? И это из бронзового века? Красиво, но недоказуемо. Будь это правдой, гипотезу внеяпонского происхождения трех обезьян можно было бы считать доказанной.
Фигурка из села Покровка. Слева для масштаба монета 1 рубль |
Фигурка в руке |
※
В Германии существует традиция особого праздника Розенмонтаг (Rosenmontag — дословно «розовый понедельник»). В основе праздника христианская пасхалия (это предпоследний день перед великим постом), а под ней еще более древние, дохристианские пласты. Как бы то ни было, сейчас это пик карнавального сезона (родственного нашим масленичным гуляниям) — большое шутовское шествие. И обязательными атрибутами этого шествия стали повозки с гигантскими фигурами на злобу дня. Один из городов, славящихся ярким Розенмонтагом — Дюссельдорф.
Какие проблемы волнуют немцев в начале 2015 г.? Одна из важнейших — исламский терроризм, проявившийся в конкретном случае нападения террористов на офис редакции французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo 7 января 2015 г. В разных городах в шествиях можно было увидеть различные композиции-карикатуры, посвященные данной теме. И Дюссельдорф не был исключением: три белобородых мусульманина в чалмах приняли позы трех обезьян. На головных уборах фраза «Террор не имеет ничего общего с религией»
Фигуры в позах трех обезьян. Шествие на праздник Розенмонтаг 2015 г. в Дюссельдорфе, Германия. Фото Немецкого информационного агентства (dpa) |
Фото Немецкого информационного агентства (dpa) |
※
Что в городской среде может быть банальнее и скучнее чугунной крышки люка? А между тем в Японии нашли способ превратить эти элементы в незабываемые произведения городского искусства, настоящие изюминки дизайна. Почти в каждом муниципалитете страны разработаны люки со своим неповторимым рисунком. Чаще всего на люках изображаются какие-то местные символы. В пешеходных зонах, на тротуарах люки могут быть очень яркими, покрытыми разноцветными эмалями, но на проезжей части они остаются строгими.
За 20 лет программы благоустройства разработано несколько тысяч видов люков. И никак не удивительно, что на них нашлось место и трем обезьянам.
У г. Нагато на западе о. Хонсю есть онсэны (купальни при термальных источниках) 俵山 (Тавараяма). Местные легенды рассказывают о белой обезьяне, воплощении Будды Медицины. Дизайн крышки люка объединяет источник и легенды: три обезьяны совершают омовение в онсэне. В нижней части можно увидеть цветы азалии, которыми славится местность.
В Гёкуто (玉東町) на о. Кюсю тоже можно увидеть трех обезьян, но набор местных символов здесь больше: цветы и плоды мандарина, птичка камышовка (самая знаменитая певчая птица Японии, которую переводчики японской поэзии называют «соловьем») и в орнаменте по кругу листья дерева гинкго.
※