В довоенной Америке три обезьяны из Японии были весьма популярны, что нашло отражение, к примеру, в анимационных фильмах. Мы уже рассматривали мультфильмы, в которых три обезьянки стали главными героями, а теперь обратим внимание на фильм, где это только небольшой, но очень показательный эпизод.
Итак, перед нами черно-белый мультфильм [смотреть ] о маленьком поросенке Порки. Поросенок начитался на ночь античных мифов и ему снится, что он открыл агентство героя по вызову в Древней Греции. Порки необходимо справиться со злой Горгоной, которая всех превращает в статуи (и делает на этом неплохие деньги). По сюжету к Горгоне являются три эпизодических персонажа, в которых зритель может узнать популярных комиков из сериала The Three Stooges (в русскоязычном прокате «Три балбеса»). Они затевают комичную потасовку, а Горгона своим волшебным глазом превращает их в статуэтку с надписью «Три японских обезьяны» с маленькой припиской «сделано в Греции» и ставит ценник $3 (в отличие от предыдущей статуи, оцененной во много тысяч). Очевидно, в США 1930-х гг. статуэтка с тремя обезьянами была узнаваемым, массовым сувениром невысокой стоимости.
А что касается трех балбесов, они всегда изображались в позах трех обезьян
※
Голливудская киностудия St Clare Entertainment, названная в честь католической святой Клары Ассизской, запомнилась зрителям сериалами Sliders (в русскоязычном прокате «Скользящие») и Honey, I Shrunk the Kids («Дорогая, я уменьшил детей»).
У студии Санта-Клары была примечательная заставка: анимированные рисованные три мощные гориллы принимают позы трех обезьян, при этом правая горилла успевает поправить покосившийся логотип студии.
Кадр из заставки студии St Clare Entertainment |
※
В США существует, безусловно, культовый журнал, оставивший заметный след в американской культуре. Это Mad Magazine (англ. «Безумный журнал»). Появившийся в нач. 1950-х гг. как очередной сборник комиксов, он вскоре получил статус периодического сатирического издания и к 1970-м гг. достиг пика популярности, приучая нацию к здоровому скептицизму и прививая частичку цинизма и самоиронии. Позже знамя «Mad» перехватило телевидение, а теперь еще и интернет, но именно смелые публикации журнала на злободневные темы сделали такое возможным.
«Лицом» журнала стал Альфред Ньюман (Alfred E. Neuman, в ином написании Нойман) — вымышленный персонаж, рыжий лопоухий щербатый парень с асимметричным лицом и несколько идиотской улыбкой. Уже 60 лет почти на каждой обложке Альфред участвует в злободневных событиях, общается со знаменитостями или изображает их собой. Кого угодно: от Лоуренса Аравийского до Барака Обамы.
На обложке №36 (декабрь 1957 г.) перед нами сразу три Альфреда Ньюммана в позах трех обезьян. Но это не классические позы это так называемые «обезьяны наоборот», которые видят, слышат и говорят. Противоположны «трем мудрым обезьянам», вероятно, обезьяны безумные, обезьяны mad.
Обложка журнала Mad за декабрь 1957 г. (№36). Альфред Ньюман в позах трех обезьян наоборот |
※
Мы уже отмечали, что в приложении к мультфильму «Шрек 2» использовались отсылки к трем обезьянам. Оказывается, мы были недостаточно внимательны: в самом мультфильме тоже можно найти трех обезьян. Вернее, исполняющих их роль трех поросят.
По сюжету сказки главный герой, огр Шрек, дабы угодить своей возлюбленной, чудесным образом меняет облик на человеческий. И его в таком виде арестовывают стражники. Арест в прямом эфире наблюдают ничего не подозревающие сказочные друзья Шрека: Серый Волк, три поросенка, Пряничный Человечек, три слепые мышки и Пиноккио. Когда в задержанном все вдруг узнают своего знакомого, от удивления три поросенка закрывают лапками глаза, уши и рот.
※
Истории об обезьяньем приемыше Тарзане, пожалуй, одни из самых популярных в мире. И книги Эдгара Райса Берроуза послужили к этому только толчком. Настоящую известность Тарзану принес кинематограф. Именно голливудские образы благородного дикаря покорили мир. Первый, еще немой фильм появился лишь через несколько лет после выхода первой книги, а всего фильмов выпущено под 90 (!) штук. Но многим зрителям запомнился атлетический Тарзан, сыгранный Джонни (на самом деле Петером Йоханном) Вайсмюллером (Johnny Weissmuller), американским пловцом, пятикратным олимпийским чемпионом немецкого происхождения родом из Австро-Венгрии (с территории современной Румынии). И именно из уст Джонни Вайсмюллера мир впервые услышал «фирменный» крик Тарзана.
Его партнершами по сюжету стали Джейн Паркер (в исполнении ирландской красавицы Морин О’Салливан (Мaureen O'Sullivan) и Чита (в исполнении шимпанзе). На съемках фильма 1936 г. Tarzan Escapes (в русских переводах «Спасение Тарзана» или «Побег Тарзана») трех главных героев посадили в узнаваемые позы трех обезьян
Джейн (Морин О’Салливан), Тарзан (Джонни Вайсмюллер) и Чита в позах трех обезьян, 1936 г. |
※