Французская художница Франсин Ван Хов (Francine Van Hove, род. в 1942 г.) — признанный мастер света и обнаженного женского тела.
Ее натурщицы горячо любимы не только в собраниях галерей и частных коллекций, но и в социальных сетях. И, между прочим, в своем творчестве она обращалась к теме трех обезьян.
Полотно Les Trois singes («Три обезьяны») раскрывает тему необычно: роли всех трех обезьян исполняет одна девушка, этот прием не нов, но лишь один раз она дана в живописной технике, два других ее портрета — графические эскизы, будто бы висящие на стене. Мы видим портреты в портрете и только вместе они образуют законченную композицию.
Ссылки
※
Футболисты по-разному выражают радость при забитых мячах. 22 октября 2014 г. в Стамбуле (Турция) проходил очередной матч Лиги чемпионов УЕФА. Встречались турецкий «Галатасарай» (Стамбул) и немецкая «Боруссия» (Дортмунд). Немцы уже забили два безответных гола, красивый третий гол записал на свой счет Марко Ройс (Marco Reus). И тут Марко удивил болельщиков, прижав обе руки себе ко рту.
Многие вспомнили, что и в предыдущих матчах этот футболист принимал необычные позы после забитых голов. Когда три фото поставили рядом, послание Марко Ройса было прочитано: это были классические три обезьяны, просто разнесенные во времени.
※
Среди множества компьютерных игр особняком стои́т класс так называемых «zero player games», в которых игрок не имеет (или почти не имеет) способов вмешаться в игровой процесс. Игра идет своим чередом, а игрок всего лишь наблюдает за развитием событий. Среди подобных русскоязычных игр, вероятнее всего, наиболее популярен Годвилль (Godville). Игра полностью текстовая, в ней отсутствует графика. Сюжет традиционен: герой, наделенный собственной волей, путешествует по фантастическому миру, уничтожает монстров, выполняет задания, ищет сокровища и т. п. Игра привлекает остроумными текстами, нагромождением шуток и каламбуров, абсурдных фраз и отсылок к различным культурным мемам.
Среди всевозможных заданий-квестов, которые может получить герой есть такой:
Научить трёх обезьян целостному восприятию действительности
На самом деле с точки зрения виртуального героя все задания по сути одинаковы, они успешно завершаются через определенный промежуток игрового времени, а суть заданий предназначена для игроков-людей. Любопытно, что авторы фразы с заданием предпочли не уточнять, каких именно трех обезьян имеют в виду. Игрок должен находиться в контексте фразы. Он должен иметь представление об обезьянах, которые не видят, не слышат и не говорят (имеют, по мнению авторов, ограничения в восприятии действительности). То есть культурная база аудитории игры Годвилль должна непременно включать в себя символику трех обезьян.
Ссылки
※
В собрании Метрополитен-музея (Нью-Йорк, США) есть очень необычная по сюжету нэцкэ. Это классические три обезьяны, только восседают они на спине какой-то крупной рыбы. Какого-либо описания сюжета не приводится, так что давайте попробуем реконструировать.
Рыба хорошо узнаваема. Это сом, по-японски «намадзу», вернее, «о-намадзу» (大鯰, большой сом). Он довольно часто встречается в японском искусстве. По преданию большой сом лежит где-то в море у острова Хонсю, сдерживаемый силой богов. Но сто́ит ему пошевелиться, и в Японии происходит землетрясение.
Очень часто сом о-намадзу изображается с тыквой-горлянкой. В японском языке есть даже устойчивое выражение 瓢箪鯰 [хётан намадзу] — поймать сома тыквой горлянкой, то есть сделать нечто невозможное. И вот в таких композициях нередко усмиряет сома при помощи горлянки именно обезьяна.
Еще один сюжет с гигантским сомом показывает, как о-намадзу под угрозой землетрясения заставляет преступников раскаиваться, а богачей делать пожертвования беднякам. То есть сом видится воплощением наказания, кары за прегрешения. Так может быть три обезьяны — это способ сдерживания кары? Поступай, как они и несчастья тебя минуют?
Обычно о-намадзу изображается, сдерживаемым крупным камнем 要石 [канамэ иси] (краеугольный камень). В нашей нэцкэ обезьяны заменяют собой такой камень. Видимо, три действия и являются тем краеугольным камнем, что сохраняет мир от разрушения.
Ну и чтобы сразу завершить рассмотрение коллекции нэцкэ из музея искусств Метрополитен, обратим внимание на еще один экспонат — подвесную коробочку-инро. Инро замечательный, золото с серебром, но нас пока интересует только брелок-нэцкэ. Это одна из классических композиций с тремя обезьянами, в которой персонажи образуют компактную группу, прижавшись друг к другу спинами.
※
С приходом XX в. фотография начинает вытеснять гравюру. Но тема красавиц остается неизменной. Массовые почтовые открытки часто сюжетом по сути являются такими же бидзин-га, как ксилография художников прошедших времен.
И совсем не удивительно, что фотографии красавиц на открытках предстают не только портретами или жанровыми сценками, но и нагружаются тайными или явными символическими посланиями: смена техники еще не означает отмену традиций.
До сих пор у коллекционеров или на торговых площадках в интернете тема «трех гейш в позах обезьян» на довоенных открытках представлена довольно широко.
※