Как к северо-востоку от старой японской столицы Киото есть гора Хиэй, так и к северо-востоку от нынешней столицы Токио можно увидеть характерный «двугорбый» профиль горы Цукуба (筑波山), под которой расположился одноименный наукоград, центр японской аэрокосмической промышленности.
Такое совпадение не случайно: места для поселений, особенно для таких важных, как столицы, выбирались с учетом древнего китайского искусства геомантии. Мистически опасное направление именуется «кимон» (鬼門, «демоновы врата») и должно быть прикрыто камнем (а для города — горой). Геомантическим защитником от демонических энергий является обезьяна. На киотской горе Хиэй возведен защитный культовый центр — Энряку-дзи, связываемый с обезьянами. Вполне вероятно, что именно там и появилась символика трех обезьян. Токийская гора Цукуба тоже священна, ведь именно здесь «приземлились», сойдя с неба, супруги-демиурги и, вероятно, предки японцев Идзанаги и Идзанами.
На горе Цукуба расположено одноиз древнейших синтоистских святилищ страны — Цукубаяма-дзиндзя (или более уважительно Цукубасан-дзиндзя), популярное место свадеб и прошений о супружеском счастье. И в резьбе одного из строений можно разглядеть трех обезьян, которые не говорят, не видят и не слышат. Эти обезьяны не так известны, как их коллеги из Никко, про них не нашлось никакой информации, но символика и связь с географией и фэн-шуй вполне понятны.
※
Феномен японского меча в культурном плане заслуживает пристального внимания и отдельных исследований. В мире известно множество национальных школ изготовления холодного оружия и у каждой найдется и славная история, и собственные легенды. И только японские мечи вошли в мировую массовую культуру. Мальчишки по всему миру бредят катанами — мечами самураев.
Китайский мальчик Чао-По (позже он возьмет псевдоним Пол) Чен, выросший на Тайване, тоже мечтал о японских мечах и начал делать их себе сам. На его поделки неожиданно оказался хороший спрос, что, в конце концов, привело к созданию полноценного производства в материковом городе Далянь (бывший русский Дальний рядом с Порт-Артуром). Мечи стали продаваться под маркой Hanwei, а на американском рынке продукцию Пола Чена представляла компания «CAS Iberia». В конце концов Пол Чен выкупил своего американского представителя и объединил брэнды под одной маркой CAS Hanwei. И пусть мечи под этой маркой называют «репликами», они очень хорошо известны тем, кто проводит практические занятия с мечами, например иайдо. Изделия Пола Чена — полнофункциональные мечи, близкие по характеристикам к историческим прототипам.
И среди японских мечей, выпускаемых Полом Ченом, есть мечи, посвященные трем обезьянам (большой меч катана и средний — вакидзаси). В оформлении обоих мечей многократно изображены обезьяны: на навершии-касира, муфте-фути и гарде-цуба. Только в качестве мэнуки использовано изображение персиковой ветви.
※
В 2008 г. американская студия Вангард Энимэйшн выпустила полнометражный анимационный мультфильм «Space Chimps» (дословно «космические шимпанзе»). В русскоязычном прокате фильм назвали «Мартышки в космосе» (шимпанзе, конечно, не являются мартышками, но переводчики могут себе позволить не разбираться в систематике приматов). Мультфильм, честно говоря, не выдающийся, хотя зрители любого возраста могут найти в нем что-то забавное. Например, множество аллюзий на космические саги: «Космическая Одиссея 2001», «Стар Трек» и, конечно, «Планета Обезьян». Троица героев-шимпанзе отправлена в космос с целью проверки пути через «червоточину» в центре черной дыры в отдаленный уголок вселенной. Там они находят обитаемую планету, порабощенную местным негодяем, с многочисленными приключениями всех спасают, восстанавливают справедливость и улетают домой на переделанном космическом зонде, выстрелив им из жерла вулкана...
Если в комическом произведении участвуют три героя-обезьяны, можно практически со 100% уверенностью ждать сцены, когда они примут позы трех мудрых обезьян. В нашем мультфильме ждать пришлось довольно долго: до момента старта с чужой планеты. Впечатлительная героиня закрывает руками глаза, главный герой пытается избавиться от шума, а силача-капитана мутит от перегрузок. Традиция соблюдена!
※
В российской сибирской республике Бурятия изобразительное искусство представляет собой причудливый синтез европейского (в том числе русского) и восточного (прежде всего, традиционного буддистского) визуальных языков при постоянных поисках своего лица, собственной идентичности.
Творчество бурятской художницы Аллы (по паспорту Альбины) Ойдоповны Цыбиковой (1951—1998 гг.) насколько своеобразно, настолько же и характерно. Получив классическое художественное образование (отделение театрально-декорационной живописи Суриковского института в Москве), Алла вернулась в Бурятию, где, помимо театрально-оформительских работ, занималась и станковой живописью.
Одно из наиболее известных произведений Аллы Цыбиковой — триптих «У истока», причем чаще воспроизводят боковые, портретные части триптиха, оставляя сложную центральную композицию без внимания. А нам как раз интересна именно она.
В левой части девушка на фоне еще холодного забайкальского пейзажа ранней весной. В руках лилия — явная отсылка к западноевропейским ангелам, прежде всего, к сцене Благовещения. Справа задумчивая женщина с сосудом в руках. Сама художница в качестве источника называла Марию Магдалину. А в центральной части триптиха весьма сложный пейзаж с многочисленными аллегорическими фигурами, которые язык не поворачивается назвать «стаффажем» — это равноценные составляющие многогранного, полицентрического повествования: тут и мистическое древо с источником у корней, и мать с ребенком (начало жизни), всадник на светлом коне, старик в лодке (комментаторы в один голос вспоминают перевозчика Харона), а вдали меж гор под светом радуги — океан, к которому всё стремится...
А на переднем плане — три обезьяны, которые не видят, не слышат и не говорят. Сама художница описывала их так:
...Что до трех обезьян, то в них я по причине своей не очень большой грамотности в восточных делах вложила свое толкование: не слышу, не вижу, молчу — непознаваемость и безнадежность поиска смысла жизни...
Литература: Кореняко В. А. Альбина Цыбикова — Художник и друг / Вестник Евразии № 2, 2003
※
Американский дизайнер Джудит Лейбер (Judith Leiber) по праву именуется «королевой клатчей». Ее прославили косметички-минодьеры, всем своим видом выражающие роскошь, шик и гламур.
Джудит родилась в Будапеште в 1921 г. и стала первой женщиной, вступившей в будапештскую гильдию производителей сумок. Венгрию ей пришлось покинуть из-за нацистских преследований евреев, пропуск, по которому она пересекла границу, теперь хранится в музее холокоста в Вашингтоне. В 1963 г. Джудит Лейбер открыла собственное дело и теперь ее сумочки покупают различные знаменитости и супруги влиятельных людей.
Чем же привлекают такие отнюдь не дешевые косметички? Необычностью! Самые узнаваемые творения Джудит Лейбер выполнены в виде животных, плодов, цветов или сладостей (вспомните сумочку-пирожное из фильма «Секс в большом городе»). И традиционное оформление для таких ридикюлей — золото и стразы (кристаллы Сваровски).
Почему мы уделили столько внимания маленьким пафосным дамским аксессуарам? Дело в том, что Джудит Лейбер обращалась к теме трех обезьян, вернее, только одной обезьяны, заменяющей сразу трех.
Маленькая сумочка изображает собой обезьяну, закрывающую всеми своими лапками глаза, рот и уши. Мы помним, что подобная композиция предложена еще в XIX в. японским резчиком Кайгёкусаем (Масацугу) для традиционных аксессуаров — брелоков нэцкэ. И вот она снова повторена и опять для украшения аксессуара.
Но, в отличие от кайгёкусаевой обезьянки, обезьяна у Джудит Лейбер закрывается не полностью. Любопытство берет верх и она подглядывает в щелочку между пальцами одним глазом. Игривая деталь оживляет старую форму.
Сумочка предлагается в разных вариантах, но всегда блестящая, яркая и нескромно богатая.
※