Главная достопримечательность австралийского города Сидней, его «визитная карточка» — эффектное здание оперного театра («Опера-хаус»), взметнувшее свои «паруса» над Сиднейской гаванью. Шедевру датского архитектора Йорна Утзона уже более 40 лет, оно включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но присмотритесь к фото: строгие геометричные структуралистские формы нарушаются каким-то ярким цветовым пятном. Давайте подойдем поближе!
Целую неделю в первой половине февраля 2016 г. жители и гости Сиднея могли наблюдать яркую необычную композицию: перед Опера-хаус уселись в классических позах не вижу/не слушу/не говорю разноцветные обезьяны. Дело в том, что 8 февраля по восточному лунному календарю наступает новый год, которому в «китайском зодиаке» соответствует символ обезьяны. Австралийский художник Лоренс Тэн (Laurens Tan) создал эту композицию к празднику.
Фигуры обезьян совсем не маленькие, человек теряется в их масштабе. Обезьяны восседают на карандаше, на котором написано название Сиднея по-китайски: 悉尼.
С наступлением темноты в честь нового года Опера-хаус подсвечен китайским красным цветом и обезьяны тоже начинают светиться.
Ночью обезьяны не менее эффектны, чем днем.
※
На итальянском острове Сицилия символика трех обезьян воспринимается всеми однозначно и не считается чем-то инородным и экзотическим. Все объясняется популярной пословицей:
Cu e surdu, orbu e taci, campa cent'anni 'mpaci
Тот, кто глух, слеп и нем, мирно проживет свой век
Композиция с тремя обезьянами считается на Сицилии символом омерты (кодекса чести сицилийской мафии Коза Ностра). А местная сувенирная промышленность к большому неудовольствию властей, противостоящих «романтизации мафии», освоила выпуск многочисленных изделий, воспроизводящих фигурки «не вижу, не слышу, не говорю».
※
Один из древнейших христианских праздников — Богоявление (Эпифания) — в православии больше связывается с событиями крещения Христа, а вот в католичестве это память о евангельском эпизоде поклонения волхвов (волхв — славянское слово, в западноевропейских языках это «короли» или «маги»). Праздник, приходящийся на 6 января, имеет множество традиций, одна из которых — непременный пирог волхвов. Рецепт и внешний вид пирога разнится от региона к региону, но одна деталь неизменна — запеченный в пироге сюрприз.
Традиция подобного пирога с сюрпризом восходит к дохристианским, древнеримским временам и вполне устойчива на протяжении всей европейской истории. В простейшем случае в пирог запекался обыкновенный боб. Пирог делили на всех участников, а тот, в доле которого находился боб, объявлялся «бобовым королем», главой праздника. Все присутствовавшие чествовали «короля», а он распоряжался застольем. К теме бобового короля многократно обращался (ни разу не повторяясь в композиции) фламандский живописец Якоб Йорданс, по его полотнам можно представить, как проводился праздник.
Традиция никуда не делась и поддерживатся в ряде стран, только вместо боба в настоящее время часто запекаются специальные керамические или металлические фигурки-сюрпризы. Раньше на религиозную тематику (младенец Христос, ангелы или те же волхвы) а сейчас и вообще абстрагируясь от темы праздника, например, с героями диснеевских мультфильмов.
Коллекционирование фигурок из пирога волхвов стало отдельным увлечением — фабофилией. Так вот фабофилисты знают, что среди фигурок сюрпризов не редка тема трех обезьян.
Вообще символика трех обезьян на удивление часто пересекается с темой трех волхвов. Обезьяны выступают их шутовским подобием. Мы уже отмечали подобный случай в Кёльне. В английском языке слышится созвучие трех волхвов «three wise men» (три мудреца) с тремя мудрыми обезьянами «three wise monkeys», так что шутки просто неизбежны.
※
Австралийский художник Том Кристенсен (Tom Kristensen; род. в 1962 г.) по происхождению из семьи европейцев, а по профессии специалист в садово-парковом дизайне. Но однажды он решил попробовать себя в традиционной технике цветной гравюры и теперь с успехом занимается искусством.
Художника явно притягивает Япония. Среди его работ есть серия в жанре кайдзю-манга с изображением традиционных монстров.
Давайте рассмотрим одну из гравюр, «Намадзу и сару» (сом и обезьяны). В многоцветной ксилографии (а для каждого цвета приходится вырезать свою доску) перед нами предстает гигантская рыба. Это сом о-намадзу. Он лежит где-то под морем, сдерживаемый силой богов. По японским легендам его движения вызывают землетрясения. Землетрясение рождает гигантскую волну, размывающую знак радиационной опасности, приводя к пламени пожара. Да, перед нами метафора ядерной катастрофы на японской АЭС в Фукусиме в 2011 г. Тогда волна цунами повредила систему охлаждения ядерных реакторов, персонал станции не успел предпринять необходимых мер, что привело к серии взрывов и выбросу радиоактивных материалов в окружающую среду.
Вернемся к картинке. Маленькие ученые обезьянки не выражают своими позами никакого беспокойства, видимо, именно они разместили на спине чудовища опасное содержимое и не видят, не слышат и не говорят о проблемах.
Любопытно, что связь трех обезьян с сомом, вызывающим землетрясения, отмечена и в традиционном японском искусстве. В американском музее Метрополитэн есть нэцкэ с похожей композицией.
※
С ноября 2015 г. любое передвижение большегрузных автомобилей по дорогам России стало платным. Якобы грузовики тяжелее 12 тонн наносят особый вред дорожному покрытию, поэтому их необходимо обложить специальным сбором. Для обеспечения контроля и оплаты создана система «Платон», оператором которой без какого бы то ни было конкурса стала фирма Игоря Аркадьевича Ротенберга, сына небезызвестного миллиардера Аркадия Ротенберга, близкого друга президента Путина. Естественно, значительная часть собранных средств должна на деле идти молодому и успешному предпринимателю.
Сам факт и методы введения подобного сбора всколыхнул дальнобойщиков и привел к крупномасштабной забастовке в различных регионах России. Главным лозунгом бастующих стало «Нет Платону!»
Реакция властей на забастовку разнообразна: блокирование сайтов координаторов, навешивание на дальнобойщиков ярлыков «пятой колонны», «агентов США» и «Майдана». С другой стороны, ищутся какие-то уступки. Так размер штрафов (якобы до этого экономически выверенный), уменьшен практически на порядок, прорабатывается в компенсацию к вводимому сбору частичная отмена какого-либо налога с дальнобойщиков и т. п. Чаще же всего проводится полное замалчивание ситуации. По сути ярчайшее политическое событие конца года оказалось вне поля зрения рядового телезрителя. Молчат новостные каналы, молчит президент.
В постоянном лагере протестующих в подмосковных Химках среди лозунгов можно увидеть карикатуру на основные российские телеканалы, изображенные в виде трех обезьян, не желающих замечать протестов.
※