«Андроид» — самая популярная в мире операционная система для телефонов и планшетов. Широчайшее распространение стало результатом многих причин, две немаловажных из которых: наличие множества программ от разных разработчиков и возможность гибкой настройки «под себя».
«Андроид» позволяет использовать так называемые «живые обои» (live wallpapers) — движущиеся фоновые картинки, реагирующие на действия пользователя. Израильский разработчик Руслан Соколовски (Ruslan Sokolovsky) из города Бат-Ям предлагает несколько разных трехмерных «живых обоев», самый запоминаемый из которых, на наш взгляд, посвящен трем обезьянам.
На экране в ярком тропическом лесу поселяются три шимпанзе, время от времени меняющие свои позы.
Приложение платное, но с минимальной заявленной ценой (для пользователей из разных стран сумма будет разной).
※
В конце нулевых — начале десятых годов XXI в. российский предуральский город Пермь вдруг стал влиятельным культурным центром, настоящим ярким оазисом среди серой и унылой страны. Имя города, до того известное в мире только по геологическому периоду, когда вымерли трилобиты, вдруг снова зазвучало на международной сцене.
А вместе с крупными выставками и громкими театральными постановками в Перми расцвело и «городское искусство» — стрит-арт, меняющий городскую среду и сращивающий урбанистические территории с произведениями искусства.
Вдоль пермской Сибирской улицы у фонарных столбов стояли серые однотипные электрические шкафы. В 2012 г. группа «Креафиш» во главе с художником Александром Жунёвым в рамках стрит-арт фестиваля «Экология пространства» решила преобразовать обыденные элементы среды в арт-объекты. Так был создан триптих «Не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла», повторяющий традиционную композицию из трех обезьян .
Изображения выполнены в трафаретной технике по фотопортретам участников команды «Креафиш». При работе над созданием композиции проводился мастер-класс.
Нам здесь интересен и факт выбора «обезьяньей» темы, и авторы в роли обезьян. А еще любопытны комментарии зрителей, мягко говоря, неоднозначно трактующих символику.
※
Бастера Китона (Buster Keaton), звезду первой величины эпохи немого кино называли «комиком без улыбки» и «каменнолицым». Найденная Китоном маска отличала его от других комических актеров: в любой нелепой и абсурдной ситуации, выполняя головокружительные трюки, он сохранял невозмутимое выражение. Для героя Бастера Китона ситуация на экране не была комичной, он жил в ней, давая зрителю сопереживать своим неудачам и падениям.
Слава Китона с приходом звукового кино постепенно сошла на нет и вернулась только к концу 1950-х, когда ему за вклад в киноискусство дали «Оскар». И на сегодняшний день многочисленные фильмы Бастера Китона остаются одними из наиболее востребованных из дозвуковой эпохи. Практичеки любая комедия с его участием может удержать внимание современного зрителя, что само по себе редкость.
Редкая пространная публикация или подборка видео о Бастере Китоне обходится без одного эффектного кадра. В 1910—20-х гг. фотограф Артур Райс (Arthur Rice) сделал множество ставших впоследствии культовыми портретов голливудских звезд. Бастера Китона он снимал много раз. Как фильмы Китона строятся на каскадах трюков и спецэффектов, так и в некоторых фотопортретах автор пытался применить «трюковые» техники: многократную экспозицию или фотомонтаж. В начале XX в. не было «Фотошопа» и эффектный кадр мог механически собираться из нескольких. Вот перед нами три одинаковых Бастера Китона, сидящих в ряд по-турецки на светлой скамейке, приняв позы трех обезьян. Если присмотреться, можно заметить вертикальные швы, соединяющие соседние кадры. Но даже этим фотография хороша. С помощью трюка комик с фирменной невозмутимостью «обезьянничает» для зрителя. Замечательное решение для нестандартного портрета!
Этот, безусловно, популярный и знаковый снимок можно было бы обойти нашим вниманием, если бы он был единственным. Но известна и другая фотография Китона в похожей композиции.
Про фотографию мало что известно. Это три комика: Шнитц Эдвардс (Snitz Edwards), Бастер Китон и Т. Рой Барнс (T. Roy Barnes). В таком составе снималась комедия 1925 г. «Семь шансов» («Seven Chances»), в которой нерешительному герою Китона для получения крупной денежной суммы нужно срочно жениться до определенного срока. В фильме такого кадра, вроде бы, нет, так что, скорее всего, это памятное фото со съемочной площадки.
Мы можем сделать вывод, что и профессиональный фотограф, и три признанных кинозвезды в Америке начала XX в. считают трех обезьян яркой фигурой, способной раскрыть комичное в актерах.
※
В собрании Художественного музея Индианаполиса (Indianapolis Museum of Art или IMA, Индианаполис, Индиана, США), в разделе азиатского искусства находится живописное произведение на шелке с изображением трех обезьян.
Авторская подпись и печать гласит «Сосэцу». Фамилия у этого художника прославленная: Мори.
Сосэцу Мори происходит из художественной династии. Его дед, Сосэн Мори был, пожалуй, самым знаменитым «обезьяньим» художником Японии. Говорят, что Сосэн утверждал, будто в числе его предков была обезьяна. Сосэн добивался особой реалистичности в изображении обезьян. Ради этого ему даже пришлось сменить художественную школу (поступок сродни предательству), чтобы обогатить свой художественный арсенал новыми техниками. Городской житель, Сосэн перебрался в горы и три года вел жизнь горного отшельника, чтобы наблюдать любимых обезьян. В результате он стал признанным мастером, а его «обезьяньи» работы назывались «божественными».
Отец автора, Тэцудзан Мори был учеником великого Маруямы Окё, еще одного любителя обезьян и изобретателя оригинальной композиции, в которой одна обезьяна заменяет трех.
Так что Сосэцу Мори было просто суждено обратиться к обезьяньей тематике. С точки зрения композиции его решение вполне традиционно: одна обезьяна несколько противопоставлена группе из двух. Технически Сосэцу изображает мех животных чрезвычайно мягкими растушевками, как бы оставляя его вне поля резкости, добавляя картине глубину. Взгляд приковывается к наиболее четким деталям: лицам и лапам обезьян.
※
Хуахин (หัวหิน) на берегу Сиамкого залива — один из старейших и популярнейших курортов Королевства Таиланд. Мало того, это еще и королевский курорт — именно здесь находится выездная резиденция тайского короля. Не случайно в Хуахине построено множество отелей, каждый из которых пытается выделиться перед конкурентами, найти какую-то изюминку.
Кажется, отелю Rest Detail Hotel Hua Hin это удалось. Его тремя «изюминками» стали три обезьяны, которые не видят, не слышат и не говорят.
Три обезьяны присутствуют на логотипе отеля и встречают гостей в самых разнообразных местах: вышитыми на полотенцах и тапочках, изображенными на фирменных пирожных и бутылочках воды, сувенирах и одежде в местном магазинчике и т. д. Вся печатная продукция, информационные схемы и прочая визуальная составляющая фирменного стиля отеля связана с обезьянами.
Объемными маскотами (персонажами-талисманами) отеля служат три плюшевых обезьянки, а в оформлении внешнего вида бассейна гости могут увидеть основательные бюсты персонажей с отельного логотипа.
Если верить отзывам посетителей, отель им нравится. По крайней мере, никто не возражает против обезьяньего засилия.
※