Бастера Китона (Buster Keaton), звезду первой величины эпохи немого кино называли «комиком без улыбки» и «каменнолицым». Найденная Китоном маска отличала его от других комических актеров: в любой нелепой и абсурдной ситуации, выполняя головокружительные трюки, он сохранял невозмутимое выражение. Для героя Бастера Китона ситуация на экране не была комичной, он жил в ней, давая зрителю сопереживать своим неудачам и падениям.
Слава Китона с приходом звукового кино постепенно сошла на нет и вернулась только к концу 1950-х, когда ему за вклад в киноискусство дали «Оскар». И на сегодняшний день многочисленные фильмы Бастера Китона остаются одними из наиболее востребованных из дозвуковой эпохи. Практичеки любая комедия с его участием может удержать внимание современного зрителя, что само по себе редкость.
Редкая пространная публикация или подборка видео о Бастере Китоне обходится без одного эффектного кадра. В 1910—20-х гг. фотограф Артур Райс (Arthur Rice) сделал множество ставших впоследствии культовыми портретов голливудских звезд. Бастера Китона он снимал много раз. Как фильмы Китона строятся на каскадах трюков и спецэффектов, так и в некоторых фотопортретах автор пытался применить «трюковые» техники: многократную экспозицию или фотомонтаж. В начале XX в. не было «Фотошопа» и эффектный кадр мог механически собираться из нескольких. Вот перед нами три одинаковых Бастера Китона, сидящих в ряд по-турецки на светлой скамейке, приняв позы трех обезьян. Если присмотреться, можно заметить вертикальные швы, соединяющие соседние кадры. Но даже этим фотография хороша. С помощью трюка комик с фирменной невозмутимостью «обезьянничает» для зрителя. Замечательное решение для нестандартного портрета!
Этот, безусловно, популярный и знаковый снимок можно было бы обойти нашим вниманием, если бы он был единственным. Но известна и другая фотография Китона в похожей композиции.
Про фотографию мало что известно. Это три комика: Шнитц Эдвардс (Snitz Edwards), Бастер Китон и Т. Рой Барнс (T. Roy Barnes). В таком составе снималась комедия 1925 г. «Семь шансов» («Seven Chances»), в которой нерешительному герою Китона для получения крупной денежной суммы нужно срочно жениться до определенного срока. В фильме такого кадра, вроде бы, нет, так что, скорее всего, это памятное фото со съемочной площадки.
Мы можем сделать вывод, что и профессиональный фотограф, и три признанных кинозвезды в Америке начала XX в. считают трех обезьян яркой фигурой, способной раскрыть комичное в актерах.
※