Три обезьяны в культуре и искусстве, страница 32
9 мая 2016 г. Джонатан (Джомни) Сан (Jonathan Sun, jomny sun), американский «междисциплинарный исследователь», архитектор и инженер, а по совместительству успешный комик в социальных сетях разместил в на своей странице в сервисе микроблогов Твиттер короткий опрос:
seriouse question!!!
— jomny sun (@jonnysun) 9 мая 2016 г.
🙈🙊🙉
серьезный вопрос!!!
— одна обезьяна, принимающая 3 выражения лица
— 3 разные обезьяны
Мы уже отметили тот факт, что отдельные изображения каждой из трех обезьян вошли в стандартные наборы символов и картинок-эмодзи. «Смайлики» с обезьянами активно используются в переписке, в том числе и в социальных сетях для выражения эмоций, действий или отношения. Джомни Сан, подписчики которого ожидают комичной, игровой формы сообщений, с преувеличенной серьезностью поинтересовался, как воспринимают пользователи набор из трех символов-эмодзи.
Опрос оказался интересным и привлек большое число голосующих. На него обратили внимание сперва специализированные издания, освещающие сетевые события, а после и гиганты СМИ, вроде британской газеты «The Telegraph». Пресса еще больше подстегнула интерес к опросу и он стал по-настоящему «вирусным». Были созданы специальные аккаунты для поддержки как только одной, так и трех разных обезьян. Сторонники привлекали на свою сторону авторитетных сетевых «тяжеловесов», вроде Дональда Трампа.
Любопытно, что очень долгое время соревнование шло, практически, на равных, каждая из сторон получала ровно 50% голосов. В результате, по истечении отпущенного на голосование срока, с небольшим перевесом победили сторонники версии об одной обезьяне. Всего же в опросе принял участие 211 тыс. 701 пользователь Твиттера.
Чем нам любопытен этот случай? Конечно же, в первую очередь, огромным интересом к символике трех обезьян. Во-вторых, весьма показательна разница в толковании. Даже малозначимый аспект восприятия способен разделить людей на два лагеря. И здесь дело даже не касалось непосредственных смыслов символики!
Почему же проголосовавшие выбирали свои варианты? Дело в том, что двойственность, амбивалентность заложена в самой троице обезьянок-эмодзи: с одной стороны, это цельный набор, образующий единую группу обезьян. Если их собрать вместе, это действительно отдельные обезьяны, у каждой есть свое имя (Мидзару, Кикадзару, Ивадзару), именно вместе они имеют какие-то общие толкования, вроде «неприятия зла» и т. д.
С другой стороны, каждый из символов-эмотиконов призван выражать какую-то отдельную эмоцию автора текста. Все эмодзи часто именуют «смайликами« (от англ. smile — «улыбка»), вне зависимости от конкретной эмоции. То есть, когда автор текста хочет донести до читателя улыбку, от ставит смайлик. Когда какое-то авторское отношение, действие или эмоция могут выражаться обезьянкой, автор ставит обезьянку. В этом случае каждая обезьянка — это, по сути, сам автор, закрывающий глаза, уши или рот. То есть это действительно «одна обезьяна, принимающая 3 выражения лица».
Конечно же, обсуждение комичного опроса не обошлось без множества шуток. Например, пользователь @ruinedpicnic предложил свой вариант примирения сторон:
Спасибо, Джомни, за яркую и необычную демонстрацию поведения пользователей в соцсетях!


4 августа 1961 г. родился будущий 44-й президент США Барак Обама (Barack Obama).
Через 53 года, 4 августа 2014 это событие вдруг приобрело чрезвычайную важность в Российской Федерации. Ко дню рождения американского президента на здании напротив американского посольства в Москве появился гигантский баннер с карикатурными изображениями Обамы в позах трех обезьян
.

Ответственной за размещение баннера назвала себя некая «Инициативная группа Московских студентов». К тому же празднику были приурочены и иные мероприятия, например, запуск сайта happybirthdaykiller.com (то есть «С днем рождения, убийца»), с которого любой желающий мог скопировать «поздравление» Обаме, в котором перечислялись промахи и просчеты политики американского президента. В иллюстрациях к «поздравлениям» Барак Обама, как и на баннере у посольства изображался в детском коническом колпачке, так что можно предположить если не одного автора, то общую координацию акций вплоть до проработки макетов.
Если верить городским легендам (а не доверять им в этом случае у нас нет поводов), жилой дом на Новинском бульваре напротив американского посольства с давних времен использует КГБ/ФСБ для разведывательной деятельности, одним из следствий чего следует особая охрана и сложность допуска на крышу для монтажа баннера. А если в интернет-поисковик вбить фразу «баннер напротив американского посольства», станут ясными завидное постоянство и системность размещения гигантских полотнищ, перекрывающих окна квартир. Можно сделать очевидный вывод о санкциях самого высокого уровня на подобную «рекламную деятельность». «Новая газета» предполагала связь анонимных «баннерных» деятелей с членом пропутинской молодежной организации «Молодой гвардии Единой России».
Кем бы ни были исполнители и заказчики акции с гигантским плакатом, на наш взгляд, они преследовали единственную цель — выйти на расистское сравнение американского президента с обезьяной. Лозунг «Обама — обезьяна» широко расходился по стране и по интернет-просторам. Даже главный кремлевский пропагандист Дмитрий Киселев позволял себе комментарии, что «Обама размахивает руками, словно он в джунглях».
Чтобы вписаться в общий хор, авторам было необходимо изобразить Обаму обезьяной и тут подвернулся образ трех мудрых обезьян. Сказать, что выбор удачен, здесь нельзя: не каждый зритель прочтет в картинке именно обезьян, а если и прочтет, может быть вспомнит о мудрости и положительных коннотациях. Вероятно, авторы сами поняли недореализованность заказа, поэтому на следующий день на стену у американского посольства проецировался лазером анимированный портрет Обамы с заталкиваемым за щеку бананом — более доступная для целевой аудитории отсылка к обезьянам, совмещенная с сексуальым подтекстом.
О баннерной акции «молодых людей» дружно написали российские СМИ, в сети она набрала достаточное число ожидаемых комментариев от простого одобрения до фраз вроде «На месте плаката должна висеть сама обезьяна».
За 2014 г. уровень доверия к Бараку Обаме у россиян упал на 15%.
Почему мы обратили внимание на этот случай? В политической карикатуре символика трех обезьян используется очень часто, в том числе с вызывающе-провокативными целями, но скатывания в чистое расистское оскорбление, наверное, вспомнить больше нельзя. Пропутинские «молодые люди» открыли новые оттенки смысла.

В январе 2017 г. встреча трех актеров обернулась всплеском активности в соцсетях. Исполнители ролей в боевиках Хью Джекман (Hugh Jackman), Пирс Броснан (Pierce Brosnan) и Райан Рейнольдс (Ryan Reynolds) на групповом фото, выложенном Рейнольдсом в Instagram, приняли позы трех обезьян
.
Снимок получил сотни тысяч «лайков» и моментально разошелся по социальным сетям в сопровождении хэштега «#wolverinebonddeadpool», то есть «Росомаха, Бонд и Дэдпул» — самые популярные роли этих актеров.

Конечно, интерес фанатов подстегивал и сам факт встречи, не затевается ли какой-нибудь новый боевик о супергероях по комиксам «Марвел», но и сама звездная троица в обезьяньих позах оказалась достаточно «вирусной», чтобы вызвать волны перепостов и комментариев.

В архитектуре разных регионов мира на крышах домов можно увидеть различные украшения. Русское название элемента кровли, верхнего гребня двускатной крыши «конёк» говорит нам о том, что почти обязательной была фигура коня. В Европе часты петушки на шпилях или «говорящие» украшения, посвященные тому, чем занимаются владельцы здания, например, на крыше верфи можно ожидать кораблик. Моду на украшения диктовали и архитектурные стили: в готику крыши венчали цветки крестоцвета а барокко приносит причудливых единорогов, драконов или орлов.
В настоящее время фигурки на крышах можно встретить у частных коттеджей с традиционной двускатной кровлей. Популярны коты, совы, драконы, шагающие по коньку лунатики в ночном колпаке или летящие над крышей ведьмы.
В немецком интернет-магазине «Colordach», зарегистрированном в Эспенау (район Кассель, земля Гессен), можно заказать украшения конька крыши (Dachschmuck) для стандартных черепичных кровель, а среди традиционных фигур встречаются три обезьяны «не вижу, не слышу, не говорю»
.

Керамические фигурки достаточно крупные (45 см), общим весом (с упаковкой) 36 кг.
Весьма любопытно, что три обезьяны свободно влились в традиционную немецкую символику, пусть и в несколько китчевом проявлении.

В американском штате Иллинойс в слившихся соседних городках Урбана (Urbana) и Шампейн (Champaign) расположился крупнейший кампус Иллинойсского университета, а при нем работает основанный в 1911 и открытый для широкой публики в 2002 г. этнографический музей, названный в честь благотворителей Уильяма и Кларисы Спёрлок. Чаще всего его называют просто «Музей Спёрлок» (Spurlock Museum).
Собрание музея насчитывает более 50 тыс. экспонатов, посвященных истории человеческой культуры, поступивших из коллекций университета и частных собраний. И первой по значимости среди даров музею называют коллекцию резной японской и китайской скульптуры, переданную в 1999 г. Фредом Фройдом (Fred A. Freund).
В постоянной экспозиции музея сразу несколько скульптурных композиции из коллекции Фройда посвящены обезьянам, а одна, весьма примечательная скульптура-окимоно
— трем обезьянам.
.

Несмотря на малые размеры (высота 9,4 см, ширина 6,5 см, глубина 5,0 см, вес 84 г), композиция монументальна и величественна. Возвышающаяся в полный рост над двумя сидящими фигурами и опирающаяся на них обезьяна, немного склонив голову, как бы в сочувствии, прикрывает сидящим рот и глаза, а они, в свою очередь, тянутся вверх, чтобы прикрыть уши у стоящей фигуры. Между собой нижние обезьяны тоже взаимодействуют: левая прикрывает правой ухо. Только правая фигурка одета: на ней кимоно с коротким рукавом.
Вся композиция очень цельная: фигуры образует собой устремленную вверх коническую форму, прочно стоящую на широком основании. Несмотря на общую симметричность и статичность композиции, в деталях чувствуется напряжение и движение: небольшие повороты и наклоны, перехватывание одной лапки другой оживляют форму.