9 мая 2016 г. Джонатан (Джомни) Сан (Jonathan Sun, jomny sun), американский «междисциплинарный исследователь», архитектор и инженер, а по совместительству успешный комик в социальных сетях разместил в на своей странице в сервисе микроблогов Твиттер короткий опрос:
seriouse question!!!
— jomny sun (@jonnysun) 9 мая 2016 г.
🙈🙊🙉
серьезный вопрос!!!
— одна обезьяна, принимающая 3 выражения лица
— 3 разные обезьяны
Мы уже отметили тот факт, что отдельные изображения каждой из трех обезьян вошли в стандартные наборы символов и картинок-эмодзи. «Смайлики» с обезьянами активно используются в переписке, в том числе и в социальных сетях для выражения эмоций, действий или отношения. Джомни Сан, подписчики которого ожидают комичной, игровой формы сообщений, с преувеличенной серьезностью поинтересовался, как воспринимают пользователи набор из трех символов-эмодзи.
Опрос оказался интересным и привлек большое число голосующих. На него обратили внимание сперва специализированные издания, освещающие сетевые события, а после и гиганты СМИ, вроде британской газеты «The Telegraph». Пресса еще больше подстегнула интерес к опросу и он стал по-настоящему «вирусным». Были созданы специальные аккаунты для поддержки как только одной, так и трех разных обезьян. Сторонники привлекали на свою сторону авторитетных сетевых «тяжеловесов», вроде Дональда Трампа.
Любопытно, что очень долгое время соревнование шло, практически, на равных, каждая из сторон получала ровно 50% голосов. В результате, по истечении отпущенного на голосование срока, с небольшим перевесом победили сторонники версии об одной обезьяне. Всего же в опросе принял участие 211 тыс. 701 пользователь Твиттера.
Чем нам любопытен этот случай? Конечно же, в первую очередь, огромным интересом к символике трех обезьян. Во-вторых, весьма показательна разница в толковании. Даже малозначимый аспект восприятия способен разделить людей на два лагеря. И здесь дело даже не касалось непосредственных смыслов символики!
Почему же проголосовавшие выбирали свои варианты? Дело в том, что двойственность, амбивалентность заложена в самой троице обезьянок-эмодзи: с одной стороны, это цельный набор, образующий единую группу обезьян. Если их собрать вместе, это действительно отдельные обезьяны, у каждой есть свое имя (Мидзару, Кикадзару, Ивадзару), именно вместе они имеют какие-то общие толкования, вроде «неприятия зла» и т. д.
С другой стороны, каждый из символов-эмотиконов призван выражать какую-то отдельную эмоцию автора текста. Все эмодзи часто именуют «смайликами« (от англ. smile — «улыбка»), вне зависимости от конкретной эмоции. То есть, когда автор текста хочет донести до читателя улыбку, от ставит смайлик. Когда какое-то авторское отношение, действие или эмоция могут выражаться обезьянкой, автор ставит обезьянку. В этом случае каждая обезьянка — это, по сути, сам автор, закрывающий глаза, уши или рот. То есть это действительно «одна обезьяна, принимающая 3 выражения лица».
Конечно же, обсуждение комичного опроса не обошлось без множества шуток. Например, пользователь @ruinedpicnic предложил свой вариант примирения сторон:
Спасибо, Джомни, за яркую и необычную демонстрацию поведения пользователей в соцсетях!
※
4 августа 1961 г. родился будущий 44-й президент США Барак Обама (Barack Obama).
Через 53 года, 4 августа 2014 это событие вдруг приобрело чрезвычайную важность в Российской Федерации. Ко дню рождения американского президента на здании напротив американского посольства в Москве появился гигантский баннер с карикатурными изображениями Обамы в позах трех обезьян.
Ответственной за размещение баннера назвала себя некая «Инициативная группа Московских студентов». К тому же празднику были приурочены и иные мероприятия, например, запуск сайта happybirthdaykiller.com (то есть «С днем рождения, убийца»), с которого любой желающий мог скопировать «поздравление» Обаме, в котором перечислялись промахи и просчеты политики американского президента. В иллюстрациях к «поздравлениям» Барак Обама, как и на баннере у посольства изображался в детском коническом колпачке, так что можно предположить если не одного автора, то общую координацию акций вплоть до проработки макетов.
Если верить городским легендам (а не доверять им в этом случае у нас нет поводов), жилой дом на Новинском бульваре напротив американского посольства с давних времен использует КГБ/ФСБ для разведывательной деятельности, одним из следствий чего следует особая охрана и сложность допуска на крышу для монтажа баннера. А если в интернет-поисковик вбить фразу «баннер напротив американского посольства», станут ясными завидное постоянство и системность размещения гигантских полотнищ, перекрывающих окна квартир. Можно сделать очевидный вывод о санкциях самого высокого уровня на подобную «рекламную деятельность». «Новая газета» предполагала связь анонимных «баннерных» деятелей с членом пропутинской молодежной организации «Молодой гвардии Единой России».
Кем бы ни были исполнители и заказчики акции с гигантским плакатом, на наш взгляд, они преследовали единственную цель — выйти на расистское сравнение американского президента с обезьяной. Лозунг «Обама — обезьяна» широко расходился по стране и по интернет-просторам. Даже главный кремлевский пропагандист Дмитрий Киселев позволял себе комментарии, что «Обама размахивает руками, словно он в джунглях».
Чтобы вписаться в общий хор, авторам было необходимо изобразить Обаму обезьяной и тут подвернулся образ трех мудрых обезьян. Сказать, что выбор удачен, здесь нельзя: не каждый зритель прочтет в картинке именно обезьян, а если и прочтет, может быть вспомнит о мудрости и положительных коннотациях. Вероятно, авторы сами поняли недореализованность заказа, поэтому на следующий день на стену у американского посольства проецировался лазером анимированный портрет Обамы с заталкиваемым за щеку бананом — более доступная для целевой аудитории отсылка к обезьянам, совмещенная с сексуальым подтекстом.
О баннерной акции «молодых людей» дружно написали российские СМИ, в сети она набрала достаточное число ожидаемых комментариев от простого одобрения до фраз вроде «На месте плаката должна висеть сама обезьяна».
За 2014 г. уровень доверия к Бараку Обаме у россиян упал на 15%.
Почему мы обратили внимание на этот случай? В политической карикатуре символика трех обезьян используется очень часто, в том числе с вызывающе-провокативными целями, но скатывания в чистое расистское оскорбление, наверное, вспомнить больше нельзя. Пропутинские «молодые люди» открыли новые оттенки смысла.
※
В январе 2017 г. встреча трех актеров обернулась всплеском активности в соцсетях. Исполнители ролей в боевиках Хью Джекман (Hugh Jackman), Пирс Броснан (Pierce Brosnan) и Райан Рейнольдс (Ryan Reynolds) на групповом фото, выложенном Рейнольдсом в Instagram, приняли позы трех обезьян.
Снимок получил сотни тысяч «лайков» и моментально разошелся по социальным сетям в сопровождении хэштега «#wolverinebonddeadpool», то есть «Росомаха, Бонд и Дэдпул» — самые популярные роли этих актеров.
Конечно, интерес фанатов подстегивал и сам факт встречи, не затевается ли какой-нибудь новый боевик о супергероях по комиксам «Марвел», но и сама звездная троица в обезьяньих позах оказалась достаточно «вирусной», чтобы вызвать волны перепостов и комментариев.
※
В архитектуре разных регионов мира на крышах домов можно увидеть различные украшения. Русское название элемента кровли, верхнего гребня двускатной крыши «конёк» говорит нам о том, что почти обязательной была фигура коня. В Европе часты петушки на шпилях или «говорящие» украшения, посвященные тому, чем занимаются владельцы здания, например, на крыше верфи можно ожидать кораблик. Моду на украшения диктовали и архитектурные стили: в готику крыши венчали цветки крестоцвета а барокко приносит причудливых единорогов, драконов или орлов.
В настоящее время фигурки на крышах можно встретить у частных коттеджей с традиционной двускатной кровлей. Популярны коты, совы, драконы, шагающие по коньку лунатики в ночном колпаке или летящие над крышей ведьмы.
В немецком интернет-магазине «Colordach», зарегистрированном в Эспенау (район Кассель, земля Гессен), можно заказать украшения конька крыши (Dachschmuck) для стандартных черепичных кровель, а среди традиционных фигур встречаются три обезьяны «не вижу, не слышу, не говорю».
Керамические фигурки достаточно крупные (45 см), общим весом (с упаковкой) 36 кг.
Весьма любопытно, что три обезьяны свободно влились в традиционную немецкую символику, пусть и в несколько китчевом проявлении.
※
В американском штате Иллинойс в слившихся соседних городках Урбана (Urbana) и Шампейн (Champaign) расположился крупнейший кампус Иллинойсского университета, а при нем работает основанный в 1911 и открытый для широкой публики в 2002 г. этнографический музей, названный в честь благотворителей Уильяма и Кларисы Спёрлок. Чаще всего его называют просто «Музей Спёрлок» (Spurlock Museum).
Собрание музея насчитывает более 50 тыс. экспонатов, посвященных истории человеческой культуры, поступивших из коллекций университета и частных собраний. И первой по значимости среди даров музею называют коллекцию резной японской и китайской скульптуры, переданную в 1999 г. Фредом Фройдом (Fred A. Freund).
В постоянной экспозиции музея сразу несколько скульптурных композиции из коллекции Фройда посвящены обезьянам, а одна, весьма примечательная скульптура-окимоно — трем обезьянам..
Несмотря на малые размеры (высота 9,4 см, ширина 6,5 см, глубина 5,0 см, вес 84 г), композиция монументальна и величественна. Возвышающаяся в полный рост над двумя сидящими фигурами и опирающаяся на них обезьяна, немного склонив голову, как бы в сочувствии, прикрывает сидящим рот и глаза, а они, в свою очередь, тянутся вверх, чтобы прикрыть уши у стоящей фигуры. Между собой нижние обезьяны тоже взаимодействуют: левая прикрывает правой ухо. Только правая фигурка одета: на ней кимоно с коротким рукавом.
Вся композиция очень цельная: фигуры образует собой устремленную вверх коническую форму, прочно стоящую на широком основании. Несмотря на общую симметричность и статичность композиции, в деталях чувствуется напряжение и движение: небольшие повороты и наклоны, перехватывание одной лапки другой оживляют форму.
※