Корейская популярная музыка (K-pop) — отдельная вселенная со своими законами, центрами притяжения и звездами.
Ярким примером может служить мальчиковая группа BTS. Команда сперва называлась по-корейски 방탄소년단 [пантхан сонёндан] (в английском переложении Bangtan Boys), но с завоеванием международной популярности чаще стала подписываться романизированной аббревиатурой BTS, которой было придумано новое англоязычное раскрытие — «Beyond The Scene» («по ту сторону сцены»).
Продюсеры создавали группу явно из чисто коммерческих побуждений, сразу в расчете на то, что участники должны стать кумирами. Центром будущей команды стал молодой, но уже состоявшийся музыкант и автор песен Ким Нам Джун (김남준), предпочитающий, чтобы его называли Ар'эмом (RM от англ. Rap Monster — «монстр рэпа»). В общегосударственном конкурсе Монстру выбрали еще шестерых товарищей, сформировав коллектив из весьма привлекательных корейских юношей. Не удивительно, что у BTS появилась буквально армия поклонников (она так и называется, BTS Army).
Взлет популярности был стремительным и группа сумела прославиться за пределами Южной Кореи. Их альбом 2018 г. «Love Yourself 轉 Tear» стал №1 (!) по продажам в США (по версии Billboard 200).
На композицию из этого альбома под названием «Fake Love» (англ. «притворная любовь») был снят клип и он стал вторым за всю историю интернета по количеству просмотров в первые сутки (по веhcbb Forbes).
Лирический герой этой двуязычной англо-корейской песни ради идеалов любви врал и притворялся, скрывал свои истинные чувства и недостатки, но его тяготит эта наигранная любовь и он боится полностью потерять себя, оказавшись лишь марионеткой в руках партнера. «Я вырастил цветок, который не в состоянии распуститься» — поет Ким Нам Джун.
Почему мы выделили эту песню? Из-за оформления и хореографии. Обратите внимание на фоновую композицию. Пугающие руки в застывшем водовороте, несомненно, намекают на классическую композицию с тремя обезьянами. Они должны закрывать глаза, рот и уши призрачного, мнимого персонажа, которого на картине нет. Так воплощаются страхи лирического героя песни.
Позы трех обезьян повторяют во время танца и участники BTS не только в студийном клипе, но и в «живых» выступлениях, например на церемонии Billboard Music Awards.
Сам Монстр Рэпа подтвердил в интервью Billboard догадки о символике трех обезьян:
Мы сделали ее [композицию «не видеть, не слышать и не говорить зла»] главной частью нашей хореографии, так что вам должно быть интересно обнаружить эту старую фразу в нашей хореографии. Она будет мощнее, чем когда-либо!
Перевод Исконно.ru
※
Имя американского скульптора Роберта Ингерсолла Эйткена (Robert Ingersoll Aitken) помнят некоторые историки искусства, архитекторы и нумизматы: по его эскизам в 1915 г. были выпущены памятные монеты, приуроченные к открытию Панамского канала — восьмиугольные золотые 50 долларов — самая большая и самая дорогая (за исключением новейших инвестиционных) монета США. Но мы сейчас не о ней.
Роберт Эйткен много работал в медальерном деле, создавая как медали различных организации, так и просто памятные знаки и украшения. Вот одна из таких медалеподобных плакеток нас заинтересовала.
Эйткен часто работал в стиле классицизма (пусть и с прививкой ар-нуво), ему, к примеру, принадлежат статуи на неоклассическом здании Верховного суда США, всем своим обликом цитирующем высокую античность. К античности отсылает нас и изображение на плакетке. Три женских профиля украшены подчеркнуто античными атрибутами: лавровым венком, диадемой с узором меандра и лентой, скрепляющей волосы. Персонажи прикрывают рукой ухо, рот и глаза.
В верхней части написан девиз: «Не видеть зла, не говорить зла, не слышать зла». Внизу подпись автора: «Эйткен».
Вполне вероятно, что автор имел в виду вполне конкретные образы-персонификации. Давайте просто попробуем угадать имена этих женщин, ничего не утверждая.
С венком победителя вполне может быть Слава, то есть античная Фама. Она призывает не слушать, очевидно, дабы не поддаваться гордости и высокомерию.
Профиль дамы в диадеме американцы узнают по монетам. Возможно это Свобода, римская Либертас. Она предпочитает опустить глаза и прикрыть рот рукой. Уж не самоограничение ли это, не знак ли границ свободы, закрепленных еще Декларацией прав времен французской революции:
...осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же самыми правами. Эти пределы могут быть установлены лишь Законом...
А о Законе нам поведает третья дама, ведь она может оказаться Справедливостью (античная Юстиция, она же Фемида). Ее-то всегда традиционно изображают с повязкой на глазах, так как она должна принимать взвешенные решения беспристрастно, не взирая на авторитеты. У автора сохранилась повязка, правда она переехала на лоб, а глаза закрыты рукой, чтобы больше соответствовать классической композиции с тремя обезьянами.
На обороте плакетки размещено кольцо для подвеса (перед нами явно настенное украшение) и мелкая строка копирайта по кругу: «COPYRIGHT 1909 BY A.B.TEBBS. PAT.APPD.FOR.»
Начало производства плакетки явно датировано: 1909 г. С тех времен их выпущено немало в разных размерах и материалах. На крупных интернет-аукционах у вас всегда есть хорошая возможность встретить подобный экземпляр. Не можем однозначно утверждать про настоящее время, но еще в 2016 г. производились «музейные реплики» плакетки Роберта Эйткена, продаваемые в качестве сувениров. Это больше века популярности!
Нам этот случай интересен продолжительной популярностью образа, навеянного тремя обезьянами и его смешением с античными мотивами.
※
В Индии есть много курортных регионов. Часть из них всемирно известна, а часть популярна только у местного населения. Среди таких Махабалешвар (Mahabaleshwar) километрах в 300 от Мумбаи (бывшего Бомбея).
Это горный курорт на довольно обширном плато в Западных Гатах, у истоков реки Кришны. Здесь редкая для страны зона вечнозеленых лесов, богатая природа, достаточно комфортный климат (за исключением сезона дождей) и потрясающие пейзажи. Ну и Махабалешвар служит клубничной столицей Индии, здесь выращивают почти всю клубнику для такой многонаселенной страны.
Хотя сейчас в Махабалешваре отдыхают преимущественно индийцы, открыли рекреационный потенциал этих мест англичане во времена британского владычества. С тех времен отдых здесь включает сосещение ряда естественных смотровых площадок, «пойнтов». Одна из самых популярных — Артур-пойнт с впечатляющим пейзажем прилагающейся трагической историей из британского периода. Но нас интересует не она.
По догоге к Артур-пойнт есть промежуточная смотровая площадка и она называется «Пункт трех обезьян» (3 Monkey Point). Место так называется из-за холма чуть ниже собственно обзорной площадки, вернее из-за скального образования на его верхушке.
Довольно причудливая фигура, образованная выветриванием в одном из ракурсов напоминает индийцам трех обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят. Как мы уже знаем, в Индии три обезьяны (не без причины) называются не иначе как «обезьянами Ганди» и индийцы толпами приходят посмотреть на естественное, природное воплощение этического символа, столь ценимого национальным героем.
Эта достопримечательность для нас весьма интересно и это первое природное образование в нашей коллекции.
Но не все так однозначно. Просматривая более старые фотографии скалы, хоть и в другом ракурсе, вдруг понимаешь, что форма скал различается. Новые фотографии более эффектны, в них большие объемы камня куда-то делись, оставив тонкие изящные детали, действительно более похожие на обезьяньи фигуры, хотя подписи к старым снимкам тоже называют скальное образование «тремя обезьянами».
Похоже, индийцы все же немного схитрили и чуть-чуть доработали природные формы, чтобы фигуры обезьян Ганди в них узнавали не только большие фантазеры, но и рядовые посетители.
Три-Манки-пойнт в Махабалешваре наглядно показывает популярность символики трех обезьян в Индии.
※
В 2016 г. популярный российский карикатурист Сергей Ёлкин в очередной раз изобразил пресс-секретаря президента Путина. Дмитрий Песков был повторен трижды в позах классических трех обезьян, закрывая руками глаза, уши и рот.
Поводом для карикатуры послужило конкретное заявление этого должностного лица от имени президента, но комментаторы показали системность проблемы простой выборкой официальных пресс-релизов.
С тех времен эта карикатура использовалась и, видимо, еще будет использоваться многократно. На нашей пямяти она встречалась в публикациях, посвященных замалчиванию или отрицанию Кремлем фактов преследования правозащитников, мельдониевому скандалу вокруг олимпиады, действиям российских военных в Сирии и т. д.
Действительно власти намного удобнее не замечать проблему и выставлять под вопросы прессы (и карандаш карикатуристов) профессионального безответственного ответчика.
Даже сама по себе эта карикатура послужила поводом для нескольких публикаций политических обозревателей, радующихся, что пресс-секретаря «превратили в буддийский символ»
Для нас, если абстрагироваться от конкретной тематики, интерпретация символики в рассматриваемой карикатуре, приравнивающая трех обезьян к позиции страуса, закапывающего голову в песок перед проблемами, весьма банальна. Таких решений тысячи в любых уголках земли и по любому поводу. Но широта охвата, резонанс и популярность картинки демонстрируют привлекательность и, видимо, некоторую экзотичность трех обезьян для русскоязычной аудитории.
※
Все бумажные деньги США последних серий, находящиеся в активном обороте, построены по общему шаблону: на лицевой стороне портрет президента (или иного американского исторического деятеля), а на оборотной — здание или сооружение.
Исключением служит банкнота номиналом в два доллара. На аверсе там тоже президент — Томас Джефферсон, но на реверсе размещено монохромное воспроизведение сложной многофигурной картины, посвященной презентации текста декларации независимости США американскому конгрессу 28 июня 1776 г.
Двухдолларовые купюры редко использовались американцами и со временем их производство было полностью остановлено, но в годовщину принятия декларации независимости, в 1976 г. был напечатан новый тираж. Многие американские граждане увидели два доллара одной бумажкой впервые и купюры быстро осели в коллекциях. С тех пор двухдолларовая банкнота находится в несколько особенном положении: редкая в обороте и часто используемая в качестве своеобразных сувениров и даже «денежных амулетов».
Американская частная компания Merrick Mint нашла необычный товар для продажи — это деньги! Да, нам встречалось предложение о продаже двух долларов США почти за 14 долларов (семь номиналов (!), а на российских интернет-аукционах — и за эквивалент более 50 номиналов).
Что же предлагается покупателям? Самая обычная банкнота в идеальном состоянии. Лицевая сторона ничем не отличается от любой другой купюры. Но на обороте вместо полусотни конгрессменов во главе с Джефферсоном всего три японских обезьяны.
Художники компании аккуратно вписали в существующую на банкноте гильошевую рамку цветную фотографию панно с тремя обезьянами из святилища Тосёгу (Никко, Япония). Заменены и тексты на лентах и плашках. Надписи с номиналом «два доллара» лишь перекрашены в золотые тона, а вот вместо названия государства «Соединенные Штаты Америки» появилась фраза «Не слушай зла, не говори зла, не смотри на зло», а подпись под картиной «Декларация независимости, 1776» превратилась в «Никко, Япония».
К банкноте прилагается сертификат, подтверждающий, что это настоящие американские деньги, они продолжают оставаться платежеспособным средством. Художники только «улучшили» (enhance) купюру с применением продвинутых технологий, превратив в коллекционное произведение искусства.
Сертификат дополнен кратким описанием композиции (на основе текста статьи из англоязычной Википедии).
Конечно, продавать деньги за деньги — это очень по-американски.
Нас здесь интересует выбор тематики. Моральные нормы, выражаемые тремя заокеанскими обезьянами, без тени смущения вытесняют одно из главных событий местной истории, а обезьяний девиз как-то не слишком патриотично закрывает название государства.
※