Британтского рок-певца Дэвида Боуи (David Bowie, 1947—2016) нельзя назвать самым успешным или самым знаменитым, но, безусловно, он один из самых (если не самый) влиятельный музыкант своего времени. Он столько экспериментировал, сменил столько жанров, стилей и масок, что оставил богатое наследие чуть ли не во всех направлениях музыки.
Выступал Боуи с 1962 г., но настоящая известность пришла к нему только с песней «Space Oddity» в 1969. Но нам сейчас интересно более позднее время, 1977 г.
Дэвид Боуи стал суперзвездой, выпустил уже несколько «величайших» альбомов и даже попробовал профессию киноактера, довольно успешно снявшись в главной роли в фантастическом фильме «Человек, который упал на Землю» (The Man Who Fell to Earth).
Но оставим на время британского певца. Второй наш герой — японский фотограф Масаёси Сукита (鋤田正義, Masayoshi Sukita). Его отец погиб во время Второй мировой где-то в Китае, но мальчик помнил, как до войны папа занимался фотографией, поэтому решил тоже стать фотографом. Сперва работал в рекламной студии в Осаке, потом перебраляся в Токио, стал фрилансером, все чаще работал в индустрии моды, часто путешествовал в США, в Нью-Йорк, где в тусовке Энди Уорхола вращалось множество звезд культуры и искусства. Там Масаёси Сукита делал портреты Джимми Хендрикса и Марка Болана (лидера группы T. Rex). Так Сукита стал фотографом рок-звезд. Но наибольшую известность ему принесло сотрудничество с Дэвидом Боуи, продолжавшееся более 40 лет.
Первая фотосессия Боуи у Сукиты состоялась в 1972 г. В следующем, 1973 г. фотограф пригласил певца в Японию и с тех пор каждый раз сопровождал Боуи во время визитов в Страну Восходящего Солнца.
Итак, апрель 1977 г. Боуи вместе с американским исполнителем Игги Попом выпустили совместный альбом «The Idiot» и для его продвижения музыканты отправились в турне, заехав и в Японию.
Масаёси Сукита делает фотоснимки рок-звезд в аэропорту, на пресс-конференции, в отеле. Но основная фотосессия проходит на съемной фотостудии в токийском квартале Харадзюку. Снимаются по очереди. Сперва Боуи, потом Игги Поп.
Как видно по фотосету, Боуи принимал различные, в том числе довольно странные позы. После фотосессии фотограф отобрал лучшие, на его взгляд, снимки и только их предоставил певцу.
Когда в том же 1977 г. Боуи выпустил самостоятельный альбом, знаменитый «Heroes», для его обложки выбрали странный портрет из токийской фотосессии певца и этот снимок стал самой знаменитой работой Масаёси Сукиты. Но нас сейчас интересуют три других снимка из этой фотосессии.
Дэвид Боуи последовательно повторяет позы трех обезьян, закрывая глаза, уши и рот. Вероятно, в поисках необычных образов фотохудожник и его модель обратились к местной, японской экзотике.
Хотя, если вспомнить фотосессии участников Битлз, обезьянничать можно и без связи с Японией.
※