Один из древнейших христианских праздников — Богоявление (Эпифания) — в православии больше связывается с событиями крещения Христа, а вот в католичестве это память о евангельском эпизоде поклонения волхвов (волхв — славянское слово, в западноевропейских языках это «короли» или «маги»). Праздник, приходящийся на 6 января, имеет множество традиций, одна из которых — непременный пирог волхвов. Рецепт и внешний вид пирога разнится от региона к региону, но одна деталь неизменна — запеченный в пироге сюрприз.
Традиция подобного пирога с сюрпризом восходит к дохристианским, древнеримским временам и вполне устойчива на протяжении всей европейской истории. В простейшем случае в пирог запекался обыкновенный боб. Пирог делили на всех участников, а тот, в доле которого находился боб, объявлялся «бобовым королем», главой праздника. Все присутствовавшие чествовали «короля», а он распоряжался застольем. К теме бобового короля многократно обращался (ни разу не повторяясь в композиции) фламандский живописец Якоб Йорданс, по его полотнам можно представить, как проводился праздник.
Традиция никуда не делась и поддерживатся в ряде стран, только вместо боба в настоящее время часто запекаются специальные керамические или металлические фигурки-сюрпризы. Раньше на религиозную тематику (младенец Христос, ангелы или те же волхвы) а сейчас и вообще абстрагируясь от темы праздника, например, с героями диснеевских мультфильмов.
Коллекционирование фигурок из пирога волхвов стало отдельным увлечением — фабофилией. Так вот фабофилисты знают, что среди фигурок сюрпризов не редка тема трех обезьян.
Вообще символика трех обезьян на удивление часто пересекается с темой трех волхвов. Обезьяны выступают их шутовским подобием. Мы уже отмечали подобный случай в Кёльне. В английском языке слышится созвучие трех волхвов «three wise men» (три мудреца) с тремя мудрыми обезьянами «three wise monkeys», так что шутки просто неизбежны.