Гражданам экс-СССР один из вариантов названия композиции с тремя обезьянами известен по песне Оскара Фельцмана и Льва Ошанина «Ничего не вижу»
...Ничего не вижу, ничего не слышу,Песня популярна в исполнениях Тамары Миансаровой, Вероники Кругловой [смотреть
Ничего не знаю, ничего никому не скажу...
Сложно сказать, подразумевал ли Лев Ошанин в стихах к этой довольно озорной песне символику трех обезьян или это просто совпадение. В воспоминаниях коллег поэта предполагается «древняя восточная символика», то есть без обезьян не обошлось.
А знали ли о трех обезьянах в Советском Союзе? Песня создана, видимо, в 1966 г. (для ансамбля «Дружба» с Эдитой Пьехой к фестивалю артистов эстрады «Весна-66»; этим же годом текст датируется в сборниках поэзии Льва Ошанина), а в 1968 г. увидел свет классический фантастический роман Ивана Ефремова «Час быка», в котором прямо упоминается (правда, в негативном ключе) символика трех обезьян. То есть для СССР того времени три обезьяны не были тайной.
Любопытно, что песня «Ничего не вижу» стала популярной не только на официальной советской эстраде, но и в советской контркультуре. Ее активно исполняли представители так называемого «сибирского андеграунда» — панкроковая группа «Гражданская оборона» или Янка Дягилева. Видимо, слова «ничего не вижу, ничего не слышу...» воспринимались «социально опасными» музыкантами в протестном ключе, как политическая сатира.
Если влияние обезьян на песню остается под вопросом, то влияние песни на обезьян несомненно. Во-первых, в русскоязычной среде очень часто любую композицию с тремя обезьянами могут назвать «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не скажу» (или «не говорю»). Так вот это «ничего» — несомненный вклад поэта Ошанина. А во-вторых, закрепилась последовательность трех обезьян: «не вижу — не слышу — не говорю». Русскоязычный человек с большей долей вероятности назовет или изобразит обезьян именно в таком порядке в отличие, например, от англоязычного, где чаще иноая последовательность: «не слышу — не вижу — не говорю». Например, когда на советском оборонном заводе в украинском Николаеве начали производить скульптурные изображения трех обезьян, они расположились в соответствии со словами Эдиты Пьехи.
※
В международный стандарт кодирования символов Юникод (Unicode), начиная с версии 6 (релиз стандарта — сентябрь 2010 г.), включены отдельные изображения трех обезьян
. Обезьяны вошли в набор «смайликов»
(emoticons) в подраздел «символы жестов» (gesture symbols). Коды символов: «не вижу», «не слышу», «не говорю» соответственно 1F648, 1F649 и 1F64A: 🙈, 🙉, 🙊.
※
Безусловно, самые известные из трех обезьян в мире вырезаны на панно, украшающем священную конюшну в святилище в Тосёгу
в Никко (Япония).
Одним из первых европейцев свои личные впечатления об этих обезьянах оставил сэр Редьярд Киплинг (Rudyard Kipling) в книге «От моря до моря» (Rudyard Kipling. 1899. From Sea to Sea — Letters of Travel). [Читать
]
Киплинг полон имперского снобизма, но при этом не чужд самоиронии, рассказывая о своем промахе: он принял хозяйственные постройки комплекса Тосёгу за кумирни (то есть непосредственно святилища). Одной из этих построек была конюшня, украшенная резными обезьянами. В настоящее время стены конюшни естественного цвета старого дерева, но при Киплинге она была покрыта красным лаком (материал напомнил писателю сердолик) — весьма любопытная подробность.
Вторая подробность касается обезьян: Киплинг, якобы со слов местного гида передает, что они не видят, не слышат и не говорят именно зло (то, чего обычно не встретишь в японских текстах). Устойчивые выражения «не слушай зла, не смотри на зло, не говори зла» независимо от японских обезьян отмечаются в немецком и английском языках[1], но вот перед нами свидетельство, что зло есть и в Японии. Можно ли ему доверять?
Оригинальное значение символики трех обезьян англичанина не волнует. Узнав, что в здании размещалась конюшня, Киплинг острит, что эти обезьяны — хорошая эмблема для конюхов, ворующих зерно (предназначенное для корма лошадям).
※
Госсекретарь США с 1997 по 2001 г. Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright, урожденная Мария Яна Корбелова) известна помимо прочего тем, что носит броши, содержащие символические послания для собеседников или аудитории. Она надевала на встречу с президентом России Владимиром Путиным в 2000 г. брошь с изображением трех обезьян
как знак отношения к ситуации в Чечне.
По российским «патриотическим» источникам известно как несколько вариантов историй о реакции на эту брошь (в грубом варианте Путин бросает фразу; «нам не страшны эти четыре обезьяны»), так и история о том, что Мадлен Олбрайт сильно пожалела о своем выборе украшения.
Подобное внимание к броши госсекретаря говорит о том, что послание в России не осталось незамеченным и след трех обезьян вполне ощутим.
※
Мохандас Карамчанд (или попросту Махатма) Ганди, идеолог независимости Индии, создатель учения «упорства к истине» (सत्याग्रह), более известного, как «ненасилие» — маленький человечек, победивший великую Британскую Империю. Ганди вел очень простую жизнь. Ограничивая себя и всячески избегая роскоши и излишеств, к концу своей жизни владел не более чем дюжиной самых необходимых вещей и умами миллионов сторонников. Удивительно, что среди вещей Ганди была ценимая им статуэтка трех обезьян
. По преданию статуэтку Ганди подарили посетители из Китая, но японский исследователь Митио Иида
документально доказал, что три обезьяны были подарены японцами.
Фарфоровая статуэтка была не единственной и по воспоминаниям современников Ганди охотно дарил резные (из камня или дерева) фигурки трех обезьян, объясняя при этом их смысл.
Именно Махатма Ганди познакомил Индию с тремя обезьянами, так что многие индийцы убеждены в том, что это исконно индийский символ. И называют их не иначе как «Gandhiji ke teen bandar» (गांधी जी के तीन बन्दर — «три обезьяны Ганди»).
В недавних новостях из Индии звучали опасения, что оригинальные фигурки обезьян, принадлежавшие Ганди, возможно, утеряны, а министерство культуры и премьер-министр Индии не могут дать ответ озабоченному активисту ни об их нахождении, ни даже о материале, из которого они сделаны.
Про материал мы можем сказать уверенно: это керамика. Более того, можно привести особую примету статуэтки: на уникальной архивной фотографии видно, что у правой обезьянки «не слышу» утрачена нижняя лапка.
※