Самолет разработан клоунами под надзором обезьян.
...designed by clowns who in turn are supervised by monkeys.
Анонимный работник корпорации Boeing
Корпорация «Боинг» решила разработать новое, уже четвертое поколение своей популярной модели пассажирского самолета Boeing 737, поставив во главу угла экономичность. Этому должны были помочь новые, более крупные двигатели. Но на старом планере новые моторы меняли развесовку и моменты приложения сил. Компенсировать негативные последствия поручили электронике, которая, как оказалось впоследствии, в некоторых режимах может опрокидывать самолет.
При этом пилоты оказались не готовыми к особеностям новых лайнеров: «Боинг», решив сэкономить, добился совершенно формальных условий переподготовки летчиков со старой модели на новую, без дорогих полноформатных тренажеров.
В результате один за другим в одинаковых условиях упали два самолета: 29 октября 2018 г. в Индонезии и 10 марта 2019 г. в Эфиопии. Клиенты стали отказываться от покупки новых самолетов, государства запретили их полеты. В настоящее время эксплуатация, производство и поставки полностью приостановлены. Производитель несет огромные финансовые и репутационные потери.
В ходе громких расследований были опубликованы выдержки из внутренней переписки работников «Боинга», из которых ясно, что недостатки самолета и системные проблемы производства были известны заранее, еще до трагедий.
Самый цитируемый в СМИ фрагмент в качестве оскорбительной метафоры упоминает, очевидно, цирковых обезьян. Можно предположить, что называя разработчиков самолета «клоунами», неизвестный работник имеет в виду не просто сценическое амплуа дурака. В онлайн-словаре англоязычного сленга Urban Dictionary мы находим простое до примитивности определение: «некто, думающий о собственной важности, но всё портящий» (Someone who thinks they are important but messes everything up).
Обезьяны же продолжают цирковую тему. И заметим, что в английском языке есть два слова для обозначения обезьян: человекообразные (apes) и все прочие (monkeys). Так вот автор выбрал менее интеллектуальных обезьян, которых в некоторых переводах (например, у русской службы BBC) назвали, чтобы лучше передать отношение, «мартышками».
Скорее всего, «мартышки» — не руководство «Боинга», а контролирующая организация (возможно, Федеральная авиационная администрация США, FAA), предоставившая производителю слишком много полномочий, фактически чуть ли не разрешив «Боингу» сертифицировать свой собственный продукт.
И вспомним, что метафора с цирковыми обезьянами близка и полякам.
В виде картинки: