Экклезиаст (Экклесиаст, Екклезиаст, Екклесиаст) — (греч. Εκκλησιαστής, калька с евр. קהלת [коhэ́лет] — созывающий собрание) книга еврейского Танаха (в составе Ктувим) и христианской Библии (часть Ветхого Завета), традиционно приписываемая царю Соломону (Шломо). Язык оригинала древнееврейский. Форма по большей части стихотворная. Основная идея — бессмысленность и суетность бытия. Палеографический анализ текста показывает более позднюю дату происхождения, чем эпоха Соломона (X в. до н. э.), однако, эксперты очень сильно расходятся в возможной дате написания. Чаще всего называется период IV—III в. до н. э. Восьмой стих первой главы можно рассматривать в качестве параллели с символикой трех обезьян.
Экклезиаст. Иллюстрация из Библии. Цюрих, XVI в.
כָּל הַדְּבָרִים יְגֵעִים לֹא יוּכַל אִישׁ לְדַבֵּר לֹא תִשְׂבַּע עַיִן לִרְאוֹת וְלֹא תִמָּלֵא אֹזֶן מִשְּׁמֹעַ.
קהלת ניקוד 1:8
πάντες οἱ λόγοι ἔγκοποι· οὐ δυνήσεται ἀνὴρ τοῦ λαλεῖν, καὶ οὐ πλησθήσεται ὀφθαλμὸς τοῦ ὁρᾶν, καὶ οὐ πληρωθήσεται οὖς ἀπὸ ἀκροάσεως.
Εκκλησιαστής 1:8
cunctae res difficiles non potest eas homo explicare sermone non saturatur oculus visu nec auris impletur auditu
Ecclesiastes 1:8
Вся́ словесá трýдна, не возмóжетъ мýжъ глагóлати: и не насы́тится óко зрѣ́ти, ни испóлнится ýхо слы́шанiя
Екклесiастъ 1:8
Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
Книга Екклезиаста, или Проповедника 1:8
«Все вещи в труде». Еврейское dabar имеет два значения: вещь и слово. То и другое значение встречается и в книге Екклезиаста. Это дает основание многим переводчикам и толкователям начало восьмого стиха переводить: все слова слабы, бессильны (передать однообразное движение вещей). Так передает греческий и славянский перевод: «Вся словеса трудно, не возможет муж глаголати: и не насытится око зрети, и не исполнится ухо слышания». Трудно сделать выбор из этих двух пониманий, так как оба они вполне отвечают контексту. Постоянное, однообразное движение вещей столь велико, что могло бы дать бесконечный материал для человеческой способности говорить, видеть и слышать.
Лопухин. Толковая Библия. Книга Екклезиаста
Непознаваема суть вещей*. Не выразить ее никакими словами.
Не может глаз ее рассмотреть. Не может ухо ее расслышать.* непознаваема суть вещей — темное место, ввиду многозначности слова давар. Досл. «Все вещи (дварим) утомительны, трудны (для понимания). Человек не может (их) обозначить речью», или: «Все слова (дварим) скучны, надоели. Человек не может сказать (ничего нового)». Первое толкование лучше согласуется с содержанием 1,5—7; второе представляется слишком банальным по мысли.
Э. Г. Юнц: «Книга Экклесиаста», журн. «Вопросы философии», вып. 8, 1991
※
• קהלת • Εκκλησιαστής • Ecclesiastes • Екклезиаст • Екклесиаст • Книга Екклесиаста • Экклесиаст •
• Ветхий Завет • Книги • Параллели с тремя обезьянами • Танах •