Исконно.ruИзгой-настоятель (сказка)

Японская сказка «Изгой-настоятель»

В центральной части японского острова Хонсю, в одном монастыре у старого настоятеля было много учеников-монахов. Но он благоволил только к одному из них, маленькому, но бодрому монашеку.

Возможно из-за этого монашек-фаворит стал позволять себе много вольностей. И занятиями пренебрегал, и шалости всяческие устраивал, и над товарищами подтрунивал. И всё ему сходило с рук.

Раз даже выскочил из-за угла в храме и дико заорал: «Запасайтесь, черти, гробами!» — всех перепугал, даже настоятеля, чему был несказанно рад.

Недовольство братии росло, а мягкие уговоры не действовали. И однажды чаша терпения переполнилась. Вызвал настоятель несносного хулигана:

— Я много раз пытался сдержать твое поведение, но оказался бессилен. Твое присутствие разрушительно для нашего монастыря, поэтому ты не можешь сдесь больше оставаться, тебя здесь больше ничего не держит. Отныне ты изгой. Иди, куда пожелаешь!
— А, ну ладно!

Ученик поклонился, развернулся и вышел так легко, будто его действительно ничего не держало.

Настоятель, сдерживая слезу, сказал ему вслед: «Лучше дерева — бамбуковая роща!» — но ученик даже не замедлил шаг.

Настоятель ринулся к боковым ставням, чтобы увидеть, как изгой уходит но дороге и крикнул ему: «Лучше комнаты — веранда [энгава, открытая галерея вдоль фасада традиционного японского дома]!» — но ученик лишь легко пожал плечами, скрываясь за поворотом.

Шел изгой по дороге, размышляя о странных словах настоятеля. И вдруг ливанул такой дождь, что отдельных капель не было видно.

Припустился монашек бегом и укрылся под кроной огромного дерева. Глядит, а за дорогой напротив бамбуковая роща. «Уж не про нее ли кричал учитель?» — С сомнением, но всё же перебежал изгой под листья бамбука и в этот самый миг громыхнуло так, что вся земля подпрыгнула.

Молния ударила прямо в то дерево, под которым несколько секунд назад стоял монашек. Ствол развалился пополам, горел и дымился.

«Настоятель своим советом мне жизнь спас!» — с облегчением и благодарностью подумал ученик.

Когда дождь утих, двинулся изгой дальше. Но было уже довольно поздно, надо бы ночлег искать.

Вошел монашек в какую-то деревню и попросился на ночлег. Но хозяин ему ответил холодно: «В нашей деревне есть жесткое правило: никаких постояльцев!»

Постучал изгой во второй дом, и в третий — где-то не открывают, а где-то отвечают теми же словами.

И только в последней избушке старушка с хитрым прищуром сказала: «Накормить я тебя могу, а вот разместить — увы, никак нелья. Но дальше по дороге есть пустующий храм. Там и заночевать можешь!» — и подмигнула юноше.

Монашек принял еду, поблагодарил бабушку и отправился в сторону храма. А когда храм увидел, пришлось себя успокаивать: «Ну храм как храм, ничего особенного» — хотя выглядел храм довольно мрачно.

Внутри стоял немного затхлый запах и было много паутины. Но не пауков же бояться буддисткому монаху! Только расположился изгой ко сну, как вдруг вспомнил второй совет настоятеля: «Веранда лучше комнаты!»

Вышел монашек из храма и устроился на галерее-энгаве, пусть и открытой всем ветрам, но зато под крышей.

И только изгой уснул, как ему пришлось проснуться из-за какой-то ругани. И ругань эта шла прямиком из храма.

Тихонько проковырял монашек дырочку в задвижке-сёдзи и через нее подсматривает.

В центре зала стояла девушка. И сама неестественно худая, а талия вообще как у осы. А ее распекал какой-то здоровенный мужчина... Да нет, не мужчина. Монстр. Морда у него прямоугольная, глаз всего один. Лицо будто бы поблескивает и из широкого зубастого рта сыпятся ругательства: «Опять никто не пришел? Я не могу больше поститься. Мне нужна человечина! Я скоро снова пойду в деревню за этими гадкими крестьянами!..»

Тут изгой как влетит в храм, как заорет: «Запасайтесь, черти, гробами!» — прямоугольномордый, несмотря на всю грузность, вскочил и убежал. А монашеку удалось схватить только девушку.

Связал он ее своим поясом и допрос учинил:

— Кто ты такая?
— Хосогоси. Я здесь живу.
— А тот с квадратной мордой?
— Дух центрального столба этого храма. Когда-то давным-давно настоятель этого храма где-то раздобыл деньги. Большие деньги в серебряных слитках. И спрятал их в ящике под центральным столбом, держащим крышу. С тех пор столб не столько крышу держал, сколько слитки охранял. Вот и переродился в демона.

— А ты...

Но тут вдруг пропел петух и фигура Хосогоси, потеряв форму, стала облачком и исчезла.

Потянул изгой за свой пояс, а он привязан к старой колотушке, лежащей на полу.

Подошел тогда монашек к храмовому колоколу и начал в него бить.

Сбежались все крестьяне. У кого ножи, у кого мотыги лили палки — раз колокол набат бъет, надо быть готовым ко всему. А тут из храма монашек выходит. По толпе шепоток пролетел:

— Живой! Выжил! Не может быть!
— Я знаю, что вы отправляли случайных путников к демонам. Но таким образом вы сохраняли свою деревню, поэтому вас не миню. Но я знаю, как от ваших демонов избавиться. Только вы должны мне помочь.

Надо заменить центральный столб в храме. Под ним в ящике вы найдете серебро. Заберите его оттуда и решите, как оно может деревне помочь, чтобы никого не обидеть.

А над демонами, столбом и колотушкой, я сутру отчитаю за успокоение душ.

Столб быстро заменили новым, заодно поправив крышу храма.

Старый столб и колотушку Хосогоси монашек с нужными ритуалами сжег.

И под старым столбом действительно нашли серебряные слитки. Общий сход и староста решили, как пустить их в общеполезное дело.

А заодно попросили монашека остаться настоятелем в их храме.


Исходный текст: история из антологии «Японские народные сказания» (яп. яз., 1973); русскоязычный перевод (Е. Рябова?) включен в сборник «Аокумо» [«синий паук»], 2002

См. также

QR-код сайта iskonno.ru
Исконно.ru
Исконно.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь
Библиотека
Коллекция
Словарь по ножам
Сказки
Басё
Исконно.ru iskonno.ru
     о проекте / координаты
     новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Исконно.ru в Телеграме Телеграм
Исконно.ru в Дзен Дзен
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест