Способы изображения трех обезьян весьма различны и постоянно расширяются. Среди множества образов можно выделить несколько «центров притяжения» — достаточно устойчивых композиций.
Полная классификация всех возможных изображений вряд ли достижима и не является моей целью. Я хочу только выделить несколько наиболее крупных групп.
Подобной системы классификации мне нигде не встречалось, поэтому считайте ее первым несовершенным опытом.
В классификации не учтены цвет фигур, их одежды, анатомические и биологические особенности персонажей и т. п. признаки и атрибуты.
Почти любую группу композиций можно дополнительно разбить на основе поз перонажей (стоя, сидя, лежа, смешанно и т. д.).
Порядок следования обезьян не закреплен каноном и практически не учитывается (за исключением «классических» композиций, вроде обезьян из Никко).