Жил в Японском царстве мужичок один, последний бедняк в деревне. Трудился день и ночь, а выбраться из нужды никак не мог. То потоп, то засуха, то налоги. День поешь, а другой — чеши плешь.
Но не отчаивался мужичок. Решил батата [сладкого картофеля] посадить на своем крохотном участке, да нет клубней на рассаду. Пришлось у соседей просить в долг во имя Каннон Милосердной.
Сажает, значит, мужичок батат, вдруг заметил краем глаза, стоит кто-то рядом — красавица необыкновенная. Откуда только такие берутся?!
Опустилась девушка перед мужичком на колени и необычайно низким голосом произнесла: «Сделайте милость! Возьмите меня в жены!»
У мужичка аж челюсть отвисла от неожиданности. Кое-как пришел он в себя:
— Дамочка, опомнитесь! Я и сам-то себя прокормить не могу, куда уж мне еще жену? Вы девушка видная, на вас любой рад бы жениться. Пройдите по деревне, у нас есть и красавцы, и богатеи!
— Никто мне в белом свете не нужен, только ты!
Мужичок лишь вздохнул, махнул рукой, обернулся, чтобы не было видно навернувшихся слез, и побрел в свою лачужку. Но девушка не отставала и вошла вслед за ним. Посмотрел на нее хозяин и горько улыбнулся:
— Вот посмотри, у меня нет ни зернышка риса, чтобы накормить гостью...
— Я сейчас, обожди!
Вышла девушка в поле, махнула рукавом кимоно. Вылетели из него семена риса и в борозду упали. Махнула другим рукавом и над полем дождик пролился, семена в рост пошли, вытянулись ростки и вот уже заколосились. Часа не прошло, как девушка уже белый рис варила.
В доме девушка прибралась и снова вышла в поле. Но маленького участочка земли, конечно же, им было мало. Достала девушка из рукава лист бумаги, кисть и тушечницу и прошла по округе, составив карту земель. Отметила все пустоши и неудобья и принялась их возделывать. И всё-то у нее сразу принимается в рост, цветет и дает урожай, всё словно само собой делается.
Рядом с домом девушка тутовник посадила и вымахал он огромным деревом. Развела девушка шелкопряда, накормила червячков листьями тутовника, получила коконы, распустила на нити, спряла тонкий шелк. Глядь — а она уже за ткацким станком и выходит у нее не грубое полотно, а нисики [шелковая парча с цветными рисунками]. Сшила она мужичку шикарный кимоно и повязала дорогой пояс.
Поставила девушка вместо лачужки дом основательный под черепичной крышей. Ну а ночью узнал мужичок такие услады, о каких и не слышал.
Утром как обычно выходил мужичок на работы в поле, да тут же прибегал обратно. Снова прощался и снова прибегал.
— Муж мой, что с тобой? Почему ты не можешь в поле оставаться?
— Не могу я не видеть тебя, словно дышать не могу!
Вынула жена из рукава листок бумаги, кисть и тушечницу и нарисовала свой портрет, да настолько похожий, словно живой. Стал мужичок брать с собой этот портрет в поле. Втыкает в землю кол, вешает на него портрет и уже после этого землю обрабатывает. На портрет поглядывает и радуется.
Да только раз ветер поднялся и портрет с колышка сорвал, унес куда-то. Расстроился мужичок, да жена успокоила и новый портрет нарисовала.
А вот старый листок унесло не абы куда, а в саму столицу княжества. Попался он князю на глаза. Поднял он портрет и наглядеться не может. Собрал малый совет: «Бывают ли на свете женщины подобной красоты?»
Левый министр ответил: «Перед нами явный художественный вымысел, преувеличение. Эстетическое чувство в нас — это отзвуки божественной красоты и художник, безусловно, гениальный, сумел воплотить эту потустороннюю красоту одной лишь кистью».
На это возразил правый министр: «Красота может проявляться в земном мире в самых неожиданных местах и я допускаю, что у портрета мог быть реальный прототип. Но, как заметил мой коллега, уровень мастерства художника очень высок и будь он нашим земляком, мы бы, непременно, знали бы о нем. Отсюда я делаю предположение, что портрет создан в заморских землях. Там и нужно искать прототип».
Но присутствовавший на каждом малом совете министр-администратор взглянул на листок и заключил: «Не надо нигде искать. Здесь недалеко есть одна деревня, в ней появилась неизвестная гражданка, вышедшая замуж за местного бедняка. Это она нарисована!»
Князь тут же захотел увидеть красавицу. Левый министр предложил просто вызвать мужика с его женой во дворец, ведь князь волен приказывать подданным. Правый осторожно предложил найти для этого какой-нибудь формальный повод, ведь лишнее внимание к новым указам никому не нужно. Ну а министр-администратор дал совет: «Воспользуйтесь уже существующими указами. Чуть не любой можно использовать. Вот, к примеру, вы ратовали за развитие физкультуры и спорта и постановили призывать борцов сумо от каждой местности ко дворцу. Вот пусть ваш бедняк сумоистов и выставит. У нас есть кем ему ответить. А когда его борцы проиграют, он будет нам должен, тогда мы можем озвучить наши интересы, ежели они появятся».
Послал князь важного посыльного к мужичку и объявил посыльный, что-де семья гражданина такого-то такого-то обязана явиться ко дворцу в сопровождении двух борцов сумо, дабы побороться за внушительную денежную сумму.
Мужичок как услышал, начал на себе волосы рвать, а жена успокоила: «Есть у меня на примете верные борцы!»
В урочный день явились два борца: седые старики. Одному семьдесят лет от роду, а второму — восемьдесят. Мужичок на них посмотрел и голову повесил. Но что было делать? Надо идти с тем, что есть.
Отправились мужичок со своей женой и борцами-стариками во дворец. Князь как на жену мужичкову взглянул, тут же шепчет: «Хороша!» — а сам объявляет: «Проигравшая в нашем чемпионате команда выплачивает победителям вознаграждение в пятьсот рё [ок. 7,5 кг золотом]. Начинайте!»
Со стороны князя вышли два чемпиона. Высокие, толстые, грозные. Даже смотреть на них страшно!Первым вышел 70-летний старик. Сумоист-чемпион рассмеялся и попытался вытолкать деда из круга, но тот стоит на месте, словно столб деревянный. Но вдруг старик обхватил сумоиста, поднял над головой и с размаху опустил вниз, вогнав в землю на целый сяку [ок. 30 см]. Техническую победу присудили старику из-за невозможности противником продолжать бой.
Вторым вышел 80-летний борец. С тем же успехом, только вогнал он соперника в землю на два сяку [60 см].
Как ни кручинился князь, пришлось ему выдать под счет 500 чемпионских рё.
Вернулся мужичок домой радостный, выдал каждому из стариков по сто рё и горячо поблагодарил.
Хотел с женой отметить, а та вдруг сказала:
— Труд мой завершен. Теперь я могу покинуть тебя. Давай прощаться!
— Что ты?! Никуда я тебя не отпущу!
Крепко-крепко схватил мужичок жену за руку, плачет и кричит: «Нет-нет-нет!» — и не заметил, как жена исчезла. Только рука одна и осталась.
Мужичок словно замкнулся в себе: не ест, не спит, сидит и смотрит в одну точку. Но раз слышит, стучит кто-то:
— Хозяева! Дайте водички попить!
— Да, конечно-конечно...
Вынес мужичок воды прохожим, а те новостями делятся: «Паломники мы, храмы обходим, вот и в ваш заходили. А вы не слышали, какое чудо приключилось? У двух привратных статуй гневных божеств-хранителей нио откуда-то на шее взялись кошельки и в каждом по сто рё. А у статуи богини Каннон в алтаре пропала рука!»
Мужичка как током ударило: «Так ведь жена моя — это и есть милостивая бодхисаттва Каннон. А я, получается, теперь святотатец!»
Схватил он руку и побежал в храм. Положил перед статуей Каннон, горячо молился и плакал. Но смотрит, а Каннон ему улыбается и рука ее уже на своем месте, как будто и не пропадала.
Исходный текст: Японские народные сказки. (сер. Библиотека всемирной литературы) /Изд."Эксмо". Пер. с яп. Маркова В. М. 2019. ISBN: 978-5-04-094164-3