— А может человек в животное превратиться?
— Буддисты говорят, что может. Вот ежели кто ведет себя неважно, в деда игрушками кидается, тот в следующей жизни, возможно, и превратится в какое-нибудь мохнатое животное.
— Ну в следующей жизни — это не интересно! В кино показывали, как у одного дядьки ночью зубы выросли и он волком стал.
— Были и такие случаи, только я не про волка, а про оленя сейчас расскажу.
В незапамятные времена в японской земле Ямато [историческая провинция на о. Хонсю, ныне префектура Нара], в местечке Рюмон [«Драконьи врата»] поселился монах-отшельник. Все его звали «отшельник из Рюмон» или просто «Рюмон».
И был у того Рюмона друг-охотник. Охотился он на оленей, во множестве живущих в тех краях и в наше время.
Конечно же, Рюмону занятие его друга очень не нравилось, ведь любое убийство — это грех. Но охотник не терпел возражений. Он был настоящим мастером оленьей охоты.
А предпочитал охотник выходить на оленя ночью. Ночью олени активны, выходят из дневных укрытий и кормиться идут. И при этом не так осторожны. Можно к ним не подкрадываться, а наоборот у тропы спрятаться и подождать, пока олени сами мимо пройдут на свою погибель.
И вот как-то раз поджидал охотник в засаде. Глядь, в темноте сверкнули глаза. «Олень!» — обрадовался охотник и вложил стрелу на тетиву лука. Подошел олень на дистанцию выстрела, охотник стрелу натянул, но что-то его смутило.
Пригляделся охотник, а глаза у оленя не по-оленьему на голове расположены. У оленей они в разные стороны развернуты, чтобы всё вокруг видно было. А у этого они прямо вперед смотрят. И расстояние между глазами не оленье.
Ослабил охотник тетиву и наблюдает, как олень всё ближе подходит. Вот уже и шерсть рассмотреть можно, обычная, оленья. Охотник снова натянул лук, а олень подошел еще ближе... И оказался Рюмоном!
Отшельник на себя шкуру оленью натянул и только глазами моргает.
— Чтоб тебя! А если бы я тебя с оленем перепутал и выстрелил?
— Как жаль, что не выстрелил! Если бы ты меня убил, может быть до тебя бы дошли мои доводы!
Осознал тут охотник, что Рюмон на верную смерть добровольно вышел, прослезился и на колени упал. Обрезал он тетиву лука, стрелы свои поломал, голову обрил и пошел в ученики к Рюмону.
А когда Рюмон помер, охотника тоже Рюмоном стали звать.
А олени с тех пор и днем прятаться перестали и если путника встретят, то поклонятся ему.
Исходный текст: «Удзи сюи моногатари» [«Рассказы, собранные в Удзи»], свиток I, история 7