Мультиязычный новостной портал о Кавказе JAMnews публикует цикл писем от осужденного в Армении на пожизненное заключение Юрия Саркисяна.
Это ставшие давно привычными истории об ужасах в постсоветских застенках, однако, форма не самая обычная: в попытках докричаться до читателя автор ссылается на Библию или на синхронные Пятикнижию древнеегипетские документы, цитирует (однако умалчивая источник) «поучения отцов» (пиркей авот) иудаизма или вспоминает символику трех обезьян.
Главная мысль письма, опубликованного 31 января 2018 г.: человеку нужно слышать человека с другой стороны решетки. Понятно, что три обезьяны здесь воспринимаются эквивалентом «позиции страуса»: проще засунуть голову в песок, чем признать проблему. Люди на свободе не хотят видеть, слышать и говорить о страданиях осужденных, теряя тем самым человечность и превращаясь в обезьян.
Визуально главный образ письма воплощен в иллюстрации Анастасии Логвиненко.
Чем же нас привлек этот текст? Необычной аналогией, предложенной автором к символике трех обезьян, понимаемой в ключе безразличия.
В ветхозаветной книге Исход (Шемот) среди «десяти египетских казней», которым египтяне подверглись после отказа выпустить из рабства евреев, описана казнь предпоследняя — «тьма египетская».
Моисей простёр руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их.
(Исх. 10:22-23), Синодальный перевод
Для автора письма важно здесь, что люди не видели людей. Именно с добровольной тьмой египетской, моральной слепотой сравнивает Юрий Саркисян позицию трех обезьян. Можно предположить, что автор ждет своего исхода, но где же тот Моисей с голосом Луи Армстронга: «Let my people go!..»