В очень популярной тибетской схеме (часто изображается в стенописи буддистских монастырей) метафорически показана практика медитации в девяти стадиях. В самом низу пути монах с арканом и слоновьим стрекалом пытается догнать слона, влекомого прочь обезьяной. Слон пойман, приручен, обезьяна становится покорной и плетется вслед за погонщиком, на слоне появляется и после исчезает заяц. Обезьяна тоже покидает путника. Все животные по мере пути перерождаются, теряя черную окраску и становясь белыми. В конце пути слон отдыхает, а монах взмывает в небеса.
Как можно догадаться, приручаемый слон — олицетворение ума. Обезьяна же — возбуждение, отвлечение, приводящее к рассеянности, потере концентрации. Эпизодичный заяц — притупленность ума, которая проходит на высших стадия.
Возвращается же монах триумфатором: по радугам, верхом на белом слоне и во всеоружии — с разящим огненным мечом. Такому никакая обезьяна на страшна.
Символика «обезьяна — это ум», «обезьяна — это желание» (жадность, ненасытность) вообще характерна для Востока (и Индии, и Китая). В Китае устойчивая фраза «心猿» — сердце (как вместилище разума) [подобное] обезьяне или «обезьяна ума» означает неуравновешенность, беспокоство и буйность
И здесь мы вплотную подходим к символике трех обезьян. Посмотрим еще раз на картинку: на пути монаха показаны пять чувств: осязание (ткань), вкус (плод), запах (раковина с благовониями), звук (медные тарелочки) и зрение (зеркало). Очевидно, «обезьяна ума» отвлекается на эти чувства, мешая ясности концентрации.
Так может быть три обезьяны, закрывающие глаза, уши и рот, суть символ подчинения ума, концентрации и духовного преображения, такой же белый слон и огненный меч, как у монаха на картинке?