Однажды давным-давно российский национальный интернет-поисковик Яндекс решил пошутить и создал вариант поиска, в котором нет места вопросам, только одна кнопка «Найти», по которой выдавался результат какого-то случайного запроса. Назвали это безобразие «Дзен».
Много позже Яндекс, пристально следящий за своими посетителями, гостями сайтов, использующих сервисы Яндекса и пользователями программного обеспечения, предоставленного Яндексом (то есть, практически, за всеми в Рунете), настолько изучил каждого из своих подопытных, что смог предсказывать, к примеру, их интересы. А по интересам можно рекомендовать публикации из сети. Так родился сервис персонализированных рекомендаций, который тоже назвали «Дзеном» и который вытеснил бесполезную шутку с поиском с адреса zen.yandex.ru
На свой «Дзен», судя по всему, Яндекс возлагает большие (и, прежде всего, финансовые) надежды, ведь искусственный интеллект должен, в конце концов, победить менее интеллектуальные агрегаторы новостей. Поэтому «Яндекс Дзен» активно раскручивается и внедряется куда только можно. Первыми «Дзен» увидели пользователи Яндекс-браузера, а позже он стал предлагаться и в виде веб-сервиса для посетителей главной страницы Яндекса.
Посетители «Дзена» видят сформированную искусственным интеллектом персонально для них ленту из «карточек» с анонсами публикаций в СМИ, записями в блогах и т. п. Посетитель может подсказать «Дзену», какие публикации ему нравятся, а какие нет, обучая тем самым искусственный интеллект и делая свою ленту более интересной.
Монетизируется «Яндекс Дзен» персонализированной рекламой, внедряемой в ленту.
В попытке захвата рынка Яндекс начал зазывать к себе авторов, чтобы те писали интересные пользователям статьи. С успешными авторами Яндекс будет делиться доходами от рекламы.
Не рассчитывая на финансовую составляющую (наш проект полностью некоммерческий), мы заинтересовались Яндекс-Дзеном как новой бесплатной площадкой для продвижения сайта.
Был создан канал «Не вижу, не слышу, не говорю», в котором протестирован редактор статей.
Что можно сказать? Ожидания не очень оправдались. Если карточки для сообщения в СМИ или записи в блоге являются ссылками на соответствующую новость или запись, то для статьи по щелчку на карточке открывается статья на сайте «Дзена». Конечно, в ней можно сделать ссылку на свой сайт, но кто по ней перейдет? Только самый упорный (либо чрезвычайно заинтересованный), ведь это будет уже второй клик через «прокладку»-статью. Да и весь «Яндекс Дзен» по сути своей новостной агрегатор. Статьи, не вписывающиеся в формат новостей, смотрятся в нем чужеродно.
Тем не менее, в канал добавляются «статьи», созданные на основе раздела «Три обезьяны в культуре и искусстве» Просто где-то в середине раздела наугад взята страница и, начиная с нее к более свежим, примерно раз в сутки добавляется небольшой иллюстрированный анонс с ссылкой на исходник. Отдавать Яндексу полные тексты статей, во-первых, нет никакого желания, а во-вторых просто лень в примитивном редакторе «Дзена».
Владельцу канала видна статистика по просмотрам, переходам, «лайкам» и «дизлайкам». Пробные статьи-анонсы на «обезьянью» тематику получили в среднем порядка 100 просмотров в сутки — маловато. Но продолжать эксперимент смысл пока есть.
Прошло два года. Общение со службой поддержки (среднее время ответа — две недели) и собственные наблюдения показали, что формат анонсов в Дзене жестко наказывается, тексты должны быть полными. Все рекламные затравки заменены полными статьями. Каждая новая статья из «культурного» раздела сайта тут же отправляется в Дзен, разбавляясь время от времени старыми текстами.
За это время Дзен не только сменил логотип с красного на черный, но и из рекомендательной системы медленно сполз в очередную блогоплатформу с комментариями, профилями и социальными связями: блогеры пишут сообщения, а алгоритм интересным (с точки зрения роботов) постам раздает показы (подсовывает в рекомендации пользователям).
Канал в Яндекс.Дзене, посвященный символике трех обезьян, вряд ли мог найти своего читателя. Очень узкая тематика не нужна системе. Это не котики и не Бузова. Канал пессимизирован алгоритмом и будущее его было безрадостным. Пока не случилось сообщение об обычной карикатуре Сергея Ёлкина на президента Путина, закрывающего глаза, уши и рот.
Во-первых, алгоритм, увидев несколько раз слово «карикатура», отнес сообщение к массовой теме «юмор». В комментариях завязались обычные перепалки противников и сторонников президента. И тут в комментарии зашли кремлеботы с готовыми ответами из разряда «А вы госдолг США видели?». Оказывается, если их не игнорировать, поддерживать диалог, они продолжают отвечать и отвечать. Алгоритм Дзена видит, что тема интересна посетителям и добавляет показов. Комментарии продолжаются — показы не останавливаются. Канал моментально набирает большое число показов, Яндекс тут же предлагает разместить в таком популярном канале рекламу и делиться выручкой. А за успехи добавляет еще и премиальные показы, которые можно раздать другим сообщениям. Кроме того, «профессиональным» каналам можно выбрать осмысленный адрес, у нас он теперь three_monkeys.
Ну рекламы там принципиально не будет. А опыт интересный. Спасибо Сергею Владимировичу Ёлкину за работу и Евгению Викторовичу Пригожину за бесплатную раскрутку своей армией ботов.