От редакции: в конце октября — начале ноября 2012 г. в социальной сети Hobius (www.hobius.com) пользователем с псевдонимом virgo_splendens был размещен цикл сообщений об источниках, истории, значении и символических параллелях трех обезьян в мировой культуре. И-за особенностей формата ограниченных по объему сообщений, расчитанных на разнородную аудиторию и дающих возможность диалога, текст получился весма своеобразным, но, на наш взгляд, при этом достаточно любопытным и актуальным. Мы по возможности приводим лекции целиком в авторском стиле (характерно пренебрежение капитализацией и пунктуацией) с редкими купюрами. Комментарии не приводятся. Исправлена часть опечаток, к тексту добавлены примечания (в квадратных скобках), словарные ссылки и иллюстрации.
если не ошибаюсь, в чжуан-цзы [да, это так: завершение последнего из Внутренних разделов «Чжуан-цзы» (глава VII)] дается космогонический миф: к срединному императору — изначальному хаосу — приходят гости с севера и юга и за оказанные любезности решают наградить хаос, проделав ему семь отверстий, как у всех живущих
проделывали по отверстию в день, на седьмой день хаос умер
можно предположить, что это событие соответствует образованию из единого (через два и три) «мира десяти тысяч вещей»
то есть проявление органов чувств, появление возможности восприятия и, следовательно, дифференциации, уничтожает всеобщее единство
в мире существует изначальное объединяющее начало, всеобщий принцип — дао, идущее еще из первоначального хаоса
последователи дао пытаются вернуться к единству и поймать неуловимое дао за хвост
отказывая дао в принадлежности к связям название-вещь (порождению рассудка, следовательно, иллюзиям), даосы утверждают, что дао невозможно увидеть-услышать-назвать
а метод соединения с дао известен — это у-вэй — не-действие
таким образом, трех обезьян можно связать с предсущим абсолютом — хаосом хунь-дунь, имманентным бытию принципом — дао и методом его постижения — у-вэй
иные параллели на разных уровнях можно провести в
даосы уважали авторитет конфуция и частенько включали его в свои дидактические анекдоты, но при том нещадно критиковали и ставили несравненно ниже своих учителей
в комментариях к даосским параллелям трех обезьян [первая лекция вызвала диалог в комментариях, в ходе которого выдвигался тезис об апофатизме в основных даосских категориях] мы вспомнили о негативном и позитивном способах познания — апофатике и катафатике
в отличие от даосов у «учителя кун» не было ничего неясного и невыразимого словами — каждая добродетель четко определялась и называлась по имени
кун не создал сложной философской системы, не говорил о космогонии и сотериологии, не выстроил основ религии, он просто говорил, что такое хорошо и что такое плохо и как добиться этого «хорошо» для государства, семьи и человека
эдакая античная наука об управлении в приложении к небольшому княжеству или городу-государству
а опорой в реализации теорий кун видел в выращивании, как бы это сказать, джентльменов в возвышенном понимании
благородный гражданин [кит. цзюнь-цзы, 君子 — благородный муж] на гражданской и военной службе, имеющий идеалы, хранящий честь и традиции обязательно приведет к успехам
но в достижении «джентльменства» приходится работать над собой, в том числе ставя ограничения
по конфуцию истинно благородный человек не видит, не слышит, не говорит и не делает того, что не сходится с его идеалами и традициями
[
«Не смотри на то, что противно правилам, не слушай того, что противно им, не говори того, что противно им.»]
「非礼勿视,非礼勿听,非礼勿言,非礼勿动。」
очень часто обезьян приводят как иллюстрацию конфуцианских самоограничений
индийский царевич сиддхартха отказался от трона и решил строить карьеру бомжа
однажды сидя под деревом он проснулся, с тех пор его зовут буддой (что родственно русским словам «будить», «пробудиться»)
насколько можно судить, учение будды (в отличие от последующих ветвей буддизма) было чисто сотериологическим, будда говорил о спасении
когда ему задавали, скажем, космогонический вопрос, он по возможности отшучивался и переводил разговор снова к теме сотериологии
«вопросы, оставшиеся без ответа», составляют значительную часть учения, а неопределенность позволила наложить на буддизм очень разные системы
итак, мир есть страдание (сансара); причина страданий в привязывании, в желаниях; не исполненное желание (к примеру, чем-то обладать) приносит страдание, но и исполненное даст разочарование и то же страдание
будда приносит благую весть: во-первых, выход есть, а во-вторых, он знает дорогу; просто нужно не привязываться
[...]
на пути высвобождения из оков сансары несколько шагов, в том числе правильный взгляд, правильная речь и правильная внимательность
и тут самое место вспомнить обезьянок
а чтобы создать иллюзию целостности наших экскурсов и показать, что вновь введенная символика не отменяет старой, свяжем будду с дао: в регионах взаимного влияния буддизма и даосизма буддисты не могли не обратить внимание на «конкурирующее» учение и рецензия была такой:
в целом верно, но ограниченно до ущербности, ибо не выходит за пределы мира (сансары) и определенного временно́го промежутка (кальпы), а среди даосов, в свою очередь, была распространена концепция «просвещения варваров», согласно которой, буддизм появился в результате проповеди дао индусам со скрытым или явным подтекстом, что будда был воплощением основателя даосизма лао-цзы
во множестве учений можно отметить особое внимание к двум категориям: диалектике (черное содержит белое) и цикличности (черное постепенно переходит в белое, а оно, в свою очередь, возвращается в черное); много усилий потрачено на рассмотрение процессов, развивающихся по кругу, именно в них виделась особая гармония
всем нынче известен «китайский календарь», под которым чаще всего понимают чередование 12 символов-животных
не только в китайской нумерологии особое внимание уделено двенадцати; даже если не вспоминать символические значения из разных культур, можно указать на бытовые реликты счета дюжинами: различные продукты, мебель, столовые сервизы, даже в языке остались следы: когда мы говорим «народу масса», часто не подозреваем, что кроме абстрактного большого количества, называем точное число — 1728 человек — 12 в кубе, дюжина дюжин дюжин
в восточной азии 12 животных называют «земными ветвями», а кроме них есть 10 «небесных стволов», в сложном сочетании (с отбрасыванием части значений) друг с другом они дают уже 60 пар, которыми маркируются фазы любых циклических процессов; годы в календаре — лишь небольшое приложение шестидесятиричного цикла; час, состоящий из 60 минут — наглядный пример, или, к примеру, каждые сутки могут соответствовать паре значений, повторяющейся через 2 месяца
огромный толчок нумерологии дал канон перемен (и-цзин), классическая книга, как раз и посвященная циклу изменений в основе и-цзина двоичная система счисления, дающая 64 фазы
вынося за рамки 4 «идеальных» состояния, китайцы получали тот же цикл из 60, но уже́ с более определенными значениями и закономерностями развития и свертывания
и да, сегодня не будет трех обезьянок, в «земных ветвях» резвится только одна
но не расстраивайтесь: она растрои́тся в следующей сцене, когда мы отправимся на острова
японцы как нация образовались на автохтонном субстрате, в котором видят то айнов, то австронезийцев в смешении с пришлыми с континента в несколько волн монголоидами
каждая волна мигрантов приносила новые культуру, технологию, религию, письменность
с точки зрения древнего китая японцы — полудикая нация на границах влияния империи, а японцы как губка впитывали чужое умудряясь при этом оставаться собой
иногда кажется, что японцы смогли бы объединить в синкретической окрошке абсолютно любые учения, не замечая острых углов противоречий
на архипелаге успешно прижилась материковая нумерология, приложимая, прежде всего, к календарю
как мы узнали из предыдущей сцены, в полном календарном круге из 60 фаз (лет, месяцев или дней) пять раз встречается обезьяна, причем одна из них вызывала особый интерес
сочетание ко-син (первоэлемент «ко» соответствует металлу, «син» = обезьяна) эта фаза, мягко говоря, неблагоприятна
еще в додаосских китайских верованиях судьбами живущих через развитую небесную бюрократию управляет нефритовый император
у даосов есть знание о трех мистических сущностях, обитающих в теле человека и пытающихся влиять на его поступки
в индии во многих «индийских религиях», в т. ч. в буддизме почитают божеств-охранителей, носителей ваджры
теперь как эта мишура сложилась: каждый 60-й день, в «обезьянью» ночь ко-син из тел спящих людей выходят три сушности с докладом к верховному правителю о поведении своего носителя в отчетный период; по результатам правитель раздает наказания: болезни, сокращение долголетия, смерть
чтобы избежать наказания достаточто не спать во время «сеансов связи», поэтому раз в два месяца в обезьянью ночь устраивались вечеринки-бдения, в ходе которых особо почиталось божество-охранитель; именно оно со временем стало изображаться в сопровождении трех обезьян
видимо в синкретическом культе ко-син и появились как единая композиция «три обезьянки»
еще великий античный врач гален отмечал, что «обезьяна — смешное подобие человека»
думаю, во всех культурах и во все времена обезьяны (даже не человекообразные) считались человекоподобными (правда, с разным отношением к ним)
к примеру, задолго до дарвина тибетцы считали себя произошедшими от обезьяны — пха-трелген-чженчхуп-сэмпа (от связи обезьяны-самца и демона-женщины родились родоначальники тибетских кланов)
в латинском названии обезьяны — simia — читается близость, подобие, а одно из значений — «имитатор» (тот, кто «обезьянничает») родило ряд каламбуров и целый жанр, когда «искусство — имитация природы» превращается в «искусство — обезьяна природы» (ars simia naturae), представляя карикатурно-аллегорические сценки с персонажами-обезьянами
на востоке тоже известен «карикатурный» аспект восприятия
и в китае, и в японии популярен танец обезьяны (на самом деле отголосок древней мистерии) и танец-подражание обезьяне в исполнении человека (вспомните школу обезьяны в у-шу)
как на руси бродячий вожатый медведя, выступающий в балаганах, дрессировщик обезьян (по-японски сару-маваси) воспринимался и символически
обезьяна в диком виде — воплощение необузданных желаний, а прирученная, пляшущая по команде маваси — страсть подчиненная
дрессировщик обезьян — образ мудреца, сумевшего взять под полный контроль свои желания
осталось коснуться лингвистических основ трех обезьян (хотя они приводились здесь неоднократно)
в японском есть немного архаичный суффикс, выражающий отрицание действия — -дзару, он созвучен с озвонченным произнесением слова «обезьяна» — сару [кунное чтение иероглифа 猿], так, что может записываться тем же зна́ком
«не видеть» — ми-дзару — будет записано «видеть-обезьяна»
изображение трех обезьян — обычный японский ребус для трех отрицаний (магическое мышление ребусами китайское, язык — японский)
несмотря на достаточное количество аргументов, показывающих внутрияпонское происхождение трех обезьянок, многие, в том числе японцы ищут источники вне островов
как мы увидели в прошлой сцене, три обезьянки использовались в довольно маргинальном культе ко-син (от него сейчас осталось одно действующее святилище, да традиционный оберег, тряпочный мешочек, символизирующий связанную обезьяну), но в период своего расцвета культу ко-син покровительствовали буддисты школы тэндай
у ряда учений силен «фетишизм источника», тэндай не исключение: многие элементы, понятия, символы и традиции приписываются основателю — легендарному дэнгё дайси, привезшему тэндай из китая
три обезьянки также относят ко времени монаха-основателя и выводят с материка — из того же китая или еще дальше — из индии
а раз мы коснулись индии, время вспомнить другую легендарную личность, исторически более близкую современности
основы индийской республиики заложил маленький человек, победивший великую британскую империю — махатма ганди
учение ненасилия дало удивительные плоды, освободив субконтинент индостана от колонизаторов
в личной жизни ганди отличался крайним аскетизмом, не позволяя себе ни малейшей роскоши или даже излишества, при этом среди дюжины самых необходимых вещей, что только и принадлежали махатме, была маленькая фарфоровая фигурка трех обезьян
теперь в индии символ трех обезьян распространен не меньше, чем в восточной азии, но называют их (и не только в индии) не иначе, как «обезьяны ганди», иногда действительно приписывая авторство махатме
не очень давно появилось сообщение о якобы найденном аналоге композиции из трех обезьян в собрании будапештского музея зельника иштвана
вроде бы, в экспозиции, посвященной юго-восточной азии есть золотые антропоморфные фигурки в «обезьяньих» позах, датируемые VI—VIII вв., а это почти на тысячелетие раньше обезьян из японии
три обезьяны очень часто воспринимаются в негативном ключе, именно с такой точки зрения в виде обезьян изображают политиков, чиновников, сми или обывателей: «моя хата с краю, ничего не знаю»
сто́ит ли напоминать, что подобное толкование поверхностно и однобоко, однако, вполне имеет право на существование, тем более, существуют религии, в которых позитивное толкование образа трех обезьян не представляется возможным
да, мне хочется перейти сейчас к исламу и дело не столько в запрете на визуальное изображение людей и животных
уже́ вторая сура корана (аль-бакара — «корова») содержит негативную параллель к образу трех обезьян
кроме верующих и неверующих в ее первых аятах вводится категория «лицемеров» — тех, кто принял учение лишь на словах
лицемеры представлены здесь слепыми, глухими и немыми к свету бога, своим неверием они отстранились от него и больше не имеют пути (хотелось бы здесь вспомнить о дао, но воздержусь) [схожие фрагменты можно найти и в Ветхом Завете, к примеру, в Книге Исаии (Ис. 6:8—10)]
и что самое удивительное, в той же суре, чуть ниже появляются и обезьяны, как образ неверных
евреи, как люди книги, получили откровение и заповеди аллаха, одна из которых — соблюдение субботы
коран обращается к истории, которая должна быть хорошо известна слушателю (а сейчас в разных вариантах реконструируется комментаторами): за несоблюдение субботы бог показательно превратил евреев в презренных обезьян, что должно стать уроком будущим поколениям
любопытно, что мусульмане субботу не соблюдают, следовательно запрет был не универсальным, а наказание последовало именно за ослушание
в погоне за тремя обезьянками мы побывали в восточной азии, дошли до дальнего востока, зацепили краем азию южную и отметились на ближнем востоке
а что же запад?
а на западе к победному шествию трех обезьян уже́ давно были готовы
как минимум в двух (но главных) германских языках — английском и немецком отмечены устойчивые выражения с тремя отрицаниями (видеть-слышать-говорить), существовавшие до знакомства запада с тремя обезьянами, а о богатой символике собственно обезьяны мы уже говорили, так что почва была не просто подготовлена, можно сказать, новому образу были созданы тепличные условия
любопытно отметить, что три отрицания здесь были связаны конкретно со злом
для иллюстрации можно вспомнить витражи древней церкви в роквардине (шропшир, англия)
три ангела запрещают: «не смотри на зло, не слушай зла, не говори зла», именно такая формулировка будет присвоена позже образу трех обезьян
по другую сторону атлантики этот же принцип был не просто известен, а по сути положен в основу американской нации
один из отцов-основателей сша, томас пейн призывал своих соратников не видеть, не слышать и не говорить зла для этического (и, видимо, мистического) очищения
конфуций бы порадовался начальным идеалам америки, а даосам нашлось бы, что возразить
таким образом, пришедший на волне интереса ко всему восточному образ трех обезьянок нашел своих благодарных почитателей, увидевших в нем знакомую символику
сицилианские кланы с удовольствием используют трех обезьян как знак круговой поруки и сохранения тайны
для сходных целей и иллюстрации средневекового девиза «audi vidi tace» [правильнее «Audi Vide Tace»] масоны немного изменили позы обезьян (узри, услышь, молчи)
а уж примерам использования обезьянок в коммерции и политике несть числа
думаю, что цикл лекций об основах трех обезьян можно завершить
многие темы оказались лишь затронутыми, часть вообще не охвачена, а ряд вопросов пока не имеет ответов, к примеру, огромная популярность трех обезьян в разных странах африки — откуда она?
спасибо за внимание